Консультация для родителей «Готовность детей к школе. Что это такое?»
консультация

Кустова Екатерина Анатольевна

Впереди у вас волнующие всех события. Ваш ребенок идет в школу. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: ребенок должен систематически трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей. Чтобы процесс перехода к школьной жизни, так называемый адаптационный период, прошел как можно быстрее и легче, ребенка к школе надо готовить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_detey_k_shkole._chto_eto_takoe.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Готовность детей к школе. Что это такое?»

     Впереди у вас волнующие всех события. Ваш ребенок идет в школу. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным?

     Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: ребенок должен систематически трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей.

     Чтобы процесс перехода к школьной жизни, так называемый адаптационный период, прошел как можно быстрее и легче, ребенка к школе надо готовить.

   

 Что же такое готовность ребенка к школьному обучению? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного освоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает:

  • физиологическую готовность (или физическую);
  • социально-личностную;
  • психологическую.

К физической готовности мы относим - здоровье детей. Чтобы высидеть все уроки, выполнять домашние задания, нужны не малые физические силы. Именно для маленьких детей полностью справедливо выражение: «В здоровом теле — здоровый дух». Поэтому с дошкольниками надо как можно больше заниматься физической подготовкой: закаливать их, подолгу гулять, играть в подвижные игры. Особенно это важно для часто болеющих, нервных и возбудимых детей.

Социально-личностная готовность детей к школе представляет собой готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Малыш должен хотеть учиться, хотеть стать школьником. Такую готовность ребенка к принятию новой социальной позиции тоже надо воспитывать: рассказывать ему о предстоящей школьной жизни, играть с ним в школу, показать здание, где он будет учиться, вспомнить, как Вы тоже учились в школе. От того, насколько ребенок готов к школе эмоционально, насколько он владеет собой, зависят его дальнейшие успехи. Первоклассник уже должен уметь строить свои отношения со сверстниками и учителями. Ему также придется быть самостоятельным человеком: уметь быстро одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, следить за своим внешним видом, вовремя проситься в туалет, не забывать на парте ручку и пенал. Всему этому надо учить ребенка перед школой.

Готовым к школьному обучению считается тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни, а возможностью получать новые знания.

Итоги тестирования будущих первоклассников.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности, т. е. это система учебно-важных качеств, которые оказывают влияние на успешность школьного обучения. К ним можно отнести:

  • мотивы учения;
  • образное и логическое мышление;
  • способность принимать учебную задачу;
  • вводные навыки (речевые, математические знания и умения);
  • графические навыки;
  • произвольность регуляции деятельности;
  • обучаемость;
  • вербальную механическую память.

Одним из компонентов готовности к школьному обучению является достаточно развитая речь. Кажется, дети выпускной группы уже умеют красиво говорить, любят читать стихи, петь песни, многие дети произносят четко все звуки речи, почти не делают ошибок в грамматике.

Тем более ребенок посещает детский сад, и здесь проводится много интересных занятий, развивающих творческие способности и речь дошкольников.

Но, успокаиваться рано. Начинается самый интересный этап в развитии речи вашего ребенка — этап бурного развития связной речи. Ведь это и есть главная цель нашей совместной деятельности — научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы и оценивать свои и чужие поступки.

         Если ребенок посещает детский сад, надо ли еще с ним заниматься? - Да. Пусть у родителей нет тех методических пособий, которыми располагают педагоги, но зато в распоряжении пап и мам столько удобных поводов для непосредственного влияния на речь ребенка!

Это и совместный просмотр передач по телевизору, и чтение перед сном любимых книжек с последующим пересказом (это поможет ребенку научиться связно и последовательно излагать свои мысли, и прогулки, и посещение детской библиотеки, и всевозможные поездки. Ребенка надо приучать некоторое время работать за столом. Для воспитания такого навыка как нельзя лучше подойдут настольные игры, развивающие словарный запас, фонематические представления и связную речь.

Большое влияние на развитие активной речи ребенка оказывает тренировка тонких движений пальцев. Доказано, что если у ребенка не развита мелкая моторика, то имеются проблемы с речью. Работа по развитию мелкой моторики состоит из занятий по изобразительной деятельности (лепкой, рисованием, аппликацией, ручным трудом (изготовление поделок из разных материалов). Особое место здесь занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов на «глаз»). Если вы захотите следовать этим советам, Вам придется потрудиться - резать, клеить, рисовать, играть с ребенком в словесные игры, читать ему стихи и рассказы- то есть наслаждаться совместным творчеством и общением со своим любимым ребенком. Думаю, Вы не пожалеете о потраченных часах. Все это потом окупится сторицей.

Ну, и в заключение нашей беседы я хочу остановиться на том, каким видят педагоги и психологи ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

К началу школьного обучения совместными усилиями педагогов и родителей у ребенка надо сформировать:

а) положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру;

б) инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, в общении с взрослыми и сверстниками;

в) на этом этапе ребенок легко выбирает себе вид занятия, стремиться к творческому самовыражению в разных видах деятельности;

г) он стремиться к познанию окружающей действительности, проявляет наблюдательность любознательность, экспериментирует.

д) ребенок осваивает собственное тело и телесные движения;

е) выпускнику детского сада доступна регуляция поведения (он может планировать свою деятельность, подчинять свои действия социальным нормам поведения);

ж) к этому времени у ребенка надо сформировать волевое начало, способность достигать цели, получать результат, быть ответственным перед собой и другими людьми.

з) ребенок должен быть компетентен в разных видах деятельности и в области отношений с людьми.

Желаю Вам больше доброты и любви в отношении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Готовность детей к школе"

Данный материал поможет родителям избежать типичных ошибок при подготовке ребенка к школе....

Консультация для родителей «Готовность детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учр...

Консультация для родителей "Готовность к обучению в школе"

Консультация о разных видах готовности к школе......

Консультация для родителей "Готовность детей к школе"

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе. 1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить...

Консультация для родителей "Готовность детей к школе"

Консультация для родителей. Наглядная информация....

Консультация для родителей "Готовность Вашего ребенка к школе".

В данной консультации даны критерии знаний и умений для детей шести-семи лет, т.е. будущих первоклассников. Автор статьи рассказывает о физиологических, психологических и познавательных составляющих г...