«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через знакомство с народными праздниками» (представление опыта работы)
статья (подготовительная группа)

Пинская Ирина Николаевна

Приобщение к народным праздникам и традициям – одна из составляющих патриотического воспитания дошкольников. Знакомство с ними помогает детям чувствовать себя частичкой своего народа, приобщаться к ценностям своей культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через знакомство с народными праздниками»
(представление опыта работы)

Подготовила: Пинская И.Н., воспитатель МБДОУ № 2 «Дюймовочка»

Детство дается каждому на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас зависит, что именно наши воспитанники пронесут по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

Сегодня на фоне нестабильности в обществе и непростой международной обстановке тема патриотического воспитания подрастающего поколения как никогда актуальна.

Одной из основных задач в соответствии с ФОП ДО РФ является приобщение детей к базовым ценностям российского народа – патриотизм, гражданственность,  высокие нравственные идеалы, крепкая семья, историческая память и преемственность поколений. 

Детский сад это первая общественная ступень, которая формирует интерес ребенка к истории своей страны, родного края, семьи, воспитывает чувства патриотизма. В детском саду эта работа проводится с помощью различных видов деятельности. Это тематические экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, знакомство с народными традициями с использованием народного фольклора, а также праздники и развлечения.

«Праздник – наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры» - писал А. И. Мазаев, писатель и публицист.

Приобщение к народным праздникам и традициям – одна из составляющих патриотического воспитания дошкольников. Знакомство с ними помогает детям чувствовать себя частичкой своего народа, приобщаться к ценностям своей культуры. Ведь в данных праздниках отражается накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни.

Цель работы: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проведение народных праздников.

Задачи:

  • формировать эмоциональную отзывчивость к народному искусству, нравственные и патриотические чувства, любовь и уважение к своему народу, малой Родине,  к ее традициям и праздникам, многонациональной культуре России.
  • продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами, учить различать их между собой; развивать умение выразительно, эмоционально читать стихотворения, потешки, прибаутки, небылицы, петь песни, исполнять движения под музыку, закрепить певческие и двигательные умения и навыки.
  • формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  •  воспитывать патриотизм, любовь к творческому наследию нашего народа, уважение к культурному прошлому России.

Проводя такие праздники, как «Осенины», «Рождество», «Старый Новый год», «Масленица», «Пасха», дети узнают о русских обычаях и традициях.

Осенины – это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, убран хлеб в закрома, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время принято веселиться, для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли пышные караваи, пироги из муки нового урожая.

 Мы в саду его отмечаем как праздник Урожая, в этом году у нас праздновалась  Веселая Ярмарка. Ярмарка была посвящена хлебу и различным хлебобулочным изделиям.

Цель мероприятия:  создание  у детей праздничного настроения, положительной эмоциональной атмосферы на празднике «Веселая Ярмарка».

Задачи:

  •  познакомить воспитанников с народными традициями и обычаями проведения Ярмарки;
  • Расширять и углублять представление детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
  • формировать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
  • формировать эмоциональную отзывчивость к народному искусству, нравственные и патриотические чувства, любовь и уважение к своему народу, малой Родине,  к ее традициям, многонациональной культуре России
  • Продолжать развивать умение выразительно, эмоционально читать стихотворения, потешки, петь песни, исполнять движения под музыку, закрепить певческие и двигательные умения и навыки.
  • Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудились, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

С воспитанниками были проведены беседы о выращивании зерна на полях, дальнейшем его пути от поля до стола. Дети узнавали о труде хлеборобов, мельников, пекарей: «Как хлеб на стол пришел?», «Хлеб – всему голова», «Хлебороб – это звучит гордо» и др. Вниманию детей представлены виртуальные экскурсии: «Уборка урожая», «На элеваторе», «Зернышко», просмотрены презентации «Хлеб бросать, труд не уважать», «Летом дома сидеть, зимой хлеба не иметь», «Хлебоуборочные машины» и др. Посетили дети магазин хлебобулочных изделий, обсудили разнообразие хлебобулочных изделий; познакомились со строением колоса, разновидностью семян, из которых пекут хлеб, с последовательностью замешивания теста для будочек в нашей столовой.  Знакомили детей с произведениями писателей и поэтов, воспевающих труд хлеборобов, хлеб на столе: стихотворения «Слава тем, кто хлеб растил» С. Погореловский, «Пшеница»  Я.Аким, «Руки человека» Я. Дягутите, «О чем мечтают зерна» В. Нестеренко и др..  Читали рассказы «Хлеб» К.Ушинский, К. Паустовский «Теплый хлеб», Э. Шим  «Хлеб растет» и др. Читали с детьми сказки «Легкий хлеб», «Инга и хлеб», «Ленивая девочка» и др..  Слушали и пели песни «Нива золотая», «Расти рожь», «Зернышко», частушки, водили хороводы «Каравай», «Я пеку, пеку, пеку», «Где был Иванушка». Знакомились с пословицами и поговорками о хлебе, зерне; с закличками: «Дождик, дождик поливай», «Солнышко высвети, Красное выблесни», «Божья коровка» и др.  В группе была организована галерея детских рисунков «Как хлеб на стол пришел», «Слава хлебу на столе».

 Закличка - древний магический жанр, суть которого заключается в приглашении природного объекта посредством песенно-речитативного исполнения кратких рифмованных текстов: так закликали дождь, солнце, весну, сбивали с пути коршуна и т.п. 

 Со временем закличка перешла в детский фольклор и приобрела игровые функции. Например, закличка «Божья коровка», - изначально  пелась:

Божья коровка, черная головка,

улети на небо, принеси нам хлеба.

Черного и белого, только не горелого!

Или загадывали желание:  Коровушка- Буренушка

                                            Завтра дождь, или вёдро?

                                             Если вёдро, то лети.

                                             Если дождь, то сиди!

Она тоже произносилась в игровых целях, но изначальный смысл такого текста уже не игровой, а магический: просьба к жучку обеспечить едойЗа этим проступают контуры крестьянского мира, где хлеб выступает как главный продукт. 

И конечно никакое мероприятие не проходит без помощи и участия родителей воспитанников. Им было предложено испечь, красиво оформить различные изделия из муки вместе со своими малышами. Родители приняли самое активное участие в подготовке Ярмарки: пекли угощение, разучивали с детьми частушки, загадки, пословицы и поговорки о хлебе, песни, готовили костюмы.

Следуя народной традиции на Ярмарке побывали веселые Скоморохи,  озорные  Матрешки, удалые коробейники, заходили на праздник  шумные цыгане. И какая же Ярмарка без русского Медведя с поводырем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Все дети нарядились в народные костюмы, разыгрывались веселые сценки, проводились конкурсы «Аукцион названий хлебобулочных изделий», «Кто больше назовет пословиц и поговорок о хлебе», отгадает загадки о хлебе, играли в русские народные игры «Картуз», «Бой петухов», «Ручеек», «Заплетайся плетень» и др.  

В конце праздника дети с родителями прошлись по Ярмарке, приценились к товарам – никто не ушел с пустыми руками. На средства, полученные от проведения Ярмарки, были приобретены новогодние гирлянды, и другие украшения для музыкального зала.000

Очень нравится ребятам проводить посиделки в музее «Русская изба».

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Называли их избами. И всё в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.  О русской избе сложены пословицы и поговорки, загадки, частушки и песни.

Цель:  Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с русской избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, их название и назначение (печь, веретено, прялка, гребень, и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар, отмечать их пользу и красоту.
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками о русском быте и гостеприимстве.
  •  Воспитывать уважение к труду простых людей, гостеприимству русского народа.
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Предварительная работа:

Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба», экскурсия по мини – музею группы, беседа и рассказ о предметах народного быта (самовар, сундук, ухват, коромысло, сито, горшок, туес, лапти и др.), дидактические игры по тематике «Русская изба и современный дом», «Предметы народного быта», «Народные промыслы», «Что для чего нужно?».  Чтение русских народных сказок,  рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, где изображена русская печь, кухонная утварь, предметы быта; разучивание хороводных песен «Каравай», «Во саду ли, в огороде,  «Во кузнице», «На зеленом лугу», «Милый мой дом» муз. Еремеевой. С удовольствием дети играют в русские народные игры: «Золотые ворота», «Лапоток» (с фантами), «Ремешок», «Пирог», «Гори – гори ясно»,  «Намотай нитку в клубок», танцуют  «Веселую кадриль», поют озорные частушки.

Для знакомства с укладом крестьянского быта организовали развлечение «Здравствуй печка русская».

Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы.
Задачи:
   

  • Познакомить детей с русской печкой. Дать знания о том, что русская печка занимала самое главное место в быту жителей древней Руси, у нее было много назначений: она обогревала дом, в ней пекли хлеб, в ней готовили,  на печке спали, сушили травы.
  • Познакомить с пословицами и поговорками о русской печке, об отношении русских людей к ней.
  • прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
  • закреплять правила безопасного поведения в обращении с печкой.
  • Воспитывать в детях интерес к тому, как жили в давние времена.

Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица. О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. С печью связана вся жизнь и весь быт русского народа.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

Важным атрибутом семейного благополучия и достатка был самовар. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного благополучия.

О русской печке сложено много сказок, потешек, пословиц и поговорок, загадок. Детям были прочитаны сказки «Гуси – Лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Маша и Медведь», «По щучьему велению», «Колобок», «Крылатый, мохнатый, да масляный» и др. Познакомили с пословицами и поговорками о печи, как ласково и заботливо называли печь: печка- матушка, кормилица и поилица, сударыня-печка. Слушали русскую народную музыку «Камаринская», «Барыня», «Русские наигрыши»; играли в русские народные игры «Заря – заряница», «Кострома», «Капуста».   Пели песни «Позолоченная прялица», «Как под наши ворота», «Как у нас то козел».

Рождество, или Святки – один из любимых праздников детей, который мы проводим сразу после  новогодних каникул.

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры, к традициям встречи и проведения народных праздников.

Задачи: 

  • формировать представление детей о народном празднике Рождество, рассказать  о народных приметах, обычаях и обрядах, связанных с этим праздником.
  • формировать интерес к народным играм, песням, развивать познавательную и творческую активность
  • Развивать музыкальное творчество, интерес к празднику;
  •  Воспитывать любовь к музыкальному творчеству.

 Предварительно детей познакомили с традицией празднования Рождественских Святок - Колядок.  Колядки — это обрядовые песни, которые пели наши предки. Первые колядки не несли религиозный подтекст. Изначально все они были языческими и связаны с культом плодородия. Колядой звали богиню, которая покровительствовала богатому урожаю. Короткие незамысловатые песенки пели желая хорошего урожая, ведь жизнь наших предков раньше напрямую зависела от этого.

С приходом христианства языческие традиции были переосмыслены. Колядки сохранили своё название, но стали частью традиции восхвалять Рождение Христа. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос.

Знакомя детей с праздником Рождество, мы читали стихотворения: «Рождественское» С. Черный,  «Сегодня будет Рождество» М.Ю Лермонтов, «Ночь тиха»  А.Фет, загадывали рождественские загадки, играли в игры «Рождественский пирог», «Валенки»., «Коза рогатая», разучивали песенки- колядки и др.

Самой главной особенностью святок издавна было ряженье. Каждому хотелось нарядиться как-то особенно, забавно, да чтобы не узнали.  На протяжении всего праздничного гуляния с детьми колядует ряженая Коза - главный  герой святочных обрядов  – символ плодородия и богатства. Дети наряжаются в народные костюмы, костюмы разных  животных. Нарядившись, дети в сопровождении взрослых и ряженой Козы ходят по группам с песнями и добрыми пожеланиями, веселыми играми и святочными  гаданиями. На празднике «Пришла Коляда – отворяйте ворота» ребята читали шуточные стихотворения, слушали рождественские песни, пели песенки-колядки «Сею-вею, посеваю». Играли ряженые гости и дети группы в народные игры «Золотые ворота», «Шла Коза по лесу»,  «Карусель», участвовали в конкурсе загадок и гадании «Волшебный мешочек» и, конечно получали угощение.

Прошли колядующие по всем группам, не забыли заглянуть на кухню, в прачечную, и в кабинеты заведующей и специалистов. И всем желали здоровья, добра, мира и благополучия.

 Мы сегодня в доме вашем.        

  В вашу честь споём и спляшем!

  Всех зовём на наши святки!
 Ждут вас игры и загадки.
 Ждут гаданья, пляски, смех!
 Шуток хватит здесь на всех!

 Все это создает праздничное настроение и позволяет узнать историю праздника.

Праздник «Масленица»  традиционно проводится на улице.

Цель: Приобщение  детей к историитрадициям, русским народным праздникам

Задачи:

  • Обогащать знания  дошкольников о фольклорном празднике – Масленице,  его значении, символах, традициях; 
  • Побуждать  воспитанников  эмоционально исполнять обрядовые русские народные песни, инсценировать хороводы, с интересом играть в музыкально-подвижные игры;
  •  Воспитывать любовь к русским обрядовым праздникам, привлечь внимание детей к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, прибауткам, весёлым шуткам.

Согласно легенде, традиция печь блины на Масленицу появилась в связи с тем, что люди, уставшие от холодной затяжной зимы, выпекали круглые блины и зазывали солнышко, чтобы оно скорее пришло, растопило снег и привело весну. Праздник отмечался целую неделю, жители устраивали массовые гуляния. Считалось, что такими действиями народ "умасливал" солнце. Отсюда и название праздника – Масленица.

Предварительная работа:  дети знакомятся с народными обрядами встречи весны и проводов  зимы, разучивают песни, хороводы, музыкально-подвижные игры. Читаем и заучиваем стихотворения, потешки «Все собрались в хоровод, Масленица к нам идет»,  «Масленица расписная», «Раз блинок, два – блинок», прибаутки, рассказы и сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Как Весна Зиму поборола»,  «Солнце и блины».  Предлагаем рассмотреть картины А.Рябушкина «Катание на колесе на Масленицу», В.Полёнова «Серый день. Масленица», слушать классическую музыку: Н.Римский – Корсаков отрывок из оперы «Снегурочка», «Проводы Масленицы», «Пляска скоморохов», М. Глинка «Камаринская», слушаем и поем веселые песни «Ну-ка Солнце просыпайся», «Как на Масленой неделе».
Дети узнали о том, какую роль в этом празднике играет масленичное чучело и почему именно блины главное угощение праздника. Также дошкольники узнали о том, в какие игры любили играть их прадедушки и прабабушки.  Игра «Разливайся ручеек», «Горелки», «Игра с Солнцем», «Кто дальше кинет валенки», «Карусель», эстафета «Катание на лошадях», «Перетягивание каната» и др.  В  группе создана «Картотека песенок, закличек, игр, потешек про Масленицу».

В конце праздника обязательным атрибутом и кульминацией считалось сжигание куклы - чучела Масленицы, как ознаменование ухода зимы и наступления весны, тепла, пробуждения природы. Изготавливают чучело из соломы в человеческий рост и одевают в цветной наряд. Наша кукла не большая, в целях безопасности мы не сжигали ее, а только поиграли, поводили хоровод вокруг нее.

В марте на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки или Сороки  — день встречи весны. Сорок сороков.  У русского народа было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Цель: Ознакомление с русским народным праздником Сороки, традициями и обычаями русского народа.

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе, воспитывать уважение к традициям своего народа.
  • Закрепить знания детей о перелетных птицах,  пополнить активный словарь,  развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику рук.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания;
  • Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
  • Создавать у детей праздничное настроение, вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы, песни, хороводы.
  • Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.

Предварительная работа: Познакомили детей с одним из народных праздников встреча весны - «Сороки». Провели беседы с детьми о предстоящем празднике, о истории возникновения этого праздника, о традициях подготовки и празднования этого праздника русским народом: «Перелетные птицы», «К нам весна шагает», «Приметы весны», «Как весну встречали». Дети узнали, что для того чтобы весна пришла скорее, нужно ее разбудить, поэтому предложили выучить весенние заклички «Жавороночек», «Уж вы, пташечки, щебетушечки», «Приди весна с радостью». Очень нравятся детям  русские народные хороводы «Ой, бежит ручьем вода», «Березка», «Солнышко-колоколнышко», песни «К нам пришла весна», «Русский чай», «Зима проходит». И конечно ребята любят играть: «Матушка Весна», «Жаворонок», «Ручеек», «Золотые ворота» «Десять птичек – стайка» и др. На занятиях по конструированию дети вместе с взрослыми изготовили методом оригами птиц и украсили ими группу.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Мы предложили родителям испечь для детей птичек и все вместе зазывали Весну-Красну.

Любовь к Родине начинается с любви к маме, самого близкого и дорогого человека.  В нашем детском саду проводятся два праздника, которые помогают понять детям всю значимость  мамы в его жизни – это «День Матери» и «8 Марта».

Цель: Приобщение  детей к историитрадиции празднования Дня Матери, 8 Марта.

Задачи:

  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе и любят друг друга.
  • Прививать любовь и нежное чувство, доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление помогать ей, радовать ее.
  • Развивать умение выразительно читать стихотворения, артистично исполнять песни и танцы, организованно выполнять конкурсные задания;
  • Привлекать родителей к участию в жизни группы.

Предварительная работа: Беседы с детьми о предстоящем празднике, истории его возникновения, о семье и семейных ценностях. Ребята разучивают стихотворения и песни о маме и бабушке, делятся рассказами о своих близких и родных, о том, как помогают по дому маме и бабушке.   Беседа «Мама - лучший друг», «Все профессии важны», «Как я маме помогаю», «У меня есть бабушка»; составление рассказов «Моя мама самая лучшая», «Моя бабушка», «Мы вместе». В эти дни дети рисуют портреты своих мам, цветы в подарок мамам и бабушкам, сотрудникам детского сада; разучивают стихотворения, песни и танцы; изготавливают подарки-сюрпризы для мам.

Есть праздники, которые сплачивают весь народ, которые являются частью нашей культуры, через эти праздники  передаются традиции от поколения к поколению.

«День Защитника Отечества» и «День Победы» являются очень важными для формирования у детей  представления о Российской Армии, военных профессиях,  воспитывают уважение к традициям отечества – чтить своих героев. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность  за родную землю и ее будущее.

Цель: Создание условий для патриотического воспитания, приобщения детей к Государственным праздникам.

Задачи: 

  • Расширять представление детей о государственных праздниках День защитника Отечества и День Победы.
  • Развивать у детей интерес к родному краю, событиям прошлого и настоящего края и города, в котором живем.
  • Воспитывать духовно-нравственные ценности, чувство уважения к Защитникам Отечества прошлого и настоящего, любви к Родине.
  • Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими

      на сильных, смелых и находчивых защитников Отечества

  •  Развивать речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи детей, обогащать активный словарь дошкольников.
  • Поддерживать оптимальную двигательную активность детей.
  •  Способствовать развитию положительных эмоций, физических, волевых качеств, целеустремлённости, умении действовать в команде.

В нашем детском саду стало доброй традицией проведение спортивно-патриотического праздника для дошкольников в День Защитника Отечества.

Предварительная работа: Знакомство с историей возникновения праздника, традициях празднования. Воспитанники узнают, в каких частях защищали Отечество, или служили их родственники. Беседы о воинских частях, военной технике, способах защиты нашей Родины. Рисование  воинских частей, родов войск, военной техники, которая использовалась в Советской и Российской Армии.  Организуем выставку военной техники, просматриваем презентации. Читаем художественную литературу, посвященную прошедшей войне, службе в армии,  разучиваем стихотворения, слушаем и поем военные песни, марши, разучиваем веселые танцы. На празднике мальчики соревнуются в смелости, ловкости, выносливости, как будущие защитники Родины.

В День Победы у нас также сложилась традиция – мы организуем выход детей к Памятнику Победы, возлагаем цветы, рассказываем стихотворения, поем военные песни, дарим прохожим изготовленных заранее голубей. Предварительно много читаем литературы о войне, смотрим презентации, мультфильмы, посвященные ВОВ. Участвуем в акциях «Своих не бросаем», «Письмо солдату», «Посылка солдату».

Праздник или развлечение в детском саду – это самый благоприятный момент для познания детьми окружающего мира, истории своей страны и ее традиций. Именно во время проведения данных мероприятий у детей рождаются прекрасные чувства, интерес к обычаям и культуре народа, представителями которого они являются, гармонично формируются нравственные, патриотические, общечеловеческие  ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Родители наших воспитанников принимают активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, помогают подобрать фольклорный и музыкальный материал, готовят костюмы и атрибуты к играм и забавам, готовят вместе с детьми рассказы о традициях празднования русских народных и других праздников в семье. Принимали участие в оснащении мини-музея в детском саду «Русская изба», приносили экспонаты. К каждому празднику в группе оформляется предметно-пространственная среда в соответствии с тематикой. Подобраны картотеки русских народных и хороводных игр, потешек, песенок, закличек; пословицы и поговорки о семье и  семейном укладе, есть медиатека презентаций о русских народных праздниках, о выращивании и изготовлении хлеба, о русской печи и др. Для родителей готовим консультации о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, о русских народных праздниках, о пользе домашнего чтения русских народных сказок и др.

 Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами театрализованных постановок

В докладе говорится, как можно с помощью театрализованных постановок раскрыть эмоциональный мир ребёнка и приобщить его к  народной культуре....

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."

Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны  цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...

Проект"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через народные игры."

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для организации двигательной деятельности.Направлен на приобщение детей к национальной культуре, формирование у них желания использовать иг...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духов...

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через знакомство с народными праздниками» (представление опыта работы)

Презентация о приобщении детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через народные праздники....