Мастер класс: "Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию по картинке"
презентация

Бурлият Давлетгаджиевна Шугаибова

Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_rasskazyvaniyu_po_kartinke.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 "Росинка" Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию по картинке воспитатель: Шугаибова Б.Д

Слайд 2

Классическое наследие западной и русской педагогики подчеркивает большое значение картины, как для общего развития детей, так и для развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А. Флериной , М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна). Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых. В статье рассмотрено, как педагог на занятиях может применить такие два типа высказываний как описание и повествование и раскроем своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.

Слайд 3

Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Выделяют несколько этапов обучения. Этапы обучения. 1 этап - (младший возраст) - ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. 2 этап - (средний возраст) - учит рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу. 3 этап - (старший возраст) - дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины. 4 этап - (подготовительная группа) - рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

Слайд 4

Выделяют также следующие приемы обучения: - совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка.... Однажды она... А навстречу ей...); - образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию); - план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия. Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания). Можно составить рассказ по подгруппам - командами); - рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге "Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов";

Слайд 5

- модели для составления рассказа (пиктограммы - условное обозначение); - вспомогательные вопросы ( задаются после рассказывания для уточнения или дополнения); - указания (например, "говори выразительно") В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания. Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием. Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).

Слайд 6

В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Слайд 7

В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности. Мотивация речевой деятельности (иначе мотивационные установки) делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы: - "Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами", "Незнайка просит научить рассказывать сказку про...". В старших группах это социальные мотивы ("Придумайте сказки для малышей", запишем самые интересные сказки и составим книгу). В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный.

Слайд 8

Рассмотрим два занятия по развитию речи с использованием одной демонстративной картины. На первом занятии составляется описательный рассказ. Его программным содержанием (то есть целью) будет следующие: - У чить ребенка описывать изображение на картине; -А ктивизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами; -З акреплять грамматический строй речи (название детенышей животных); -У чить ребенка описывать внешний вид животного. В результате занятия у ребенка должен получиться примерно такой рассказ. " На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на лесной поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса большая, а лисята поменьше. Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье крыло. Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Семейству лисы здесь очень нравится".

Слайд 10

На втором занятии составляем повествовательный рассказ. Программное содержание : - Учить детей придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий; - Закрепить словарь; Формировать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение. В результате занятия по этой же картине получается совсем другой рассказ. Например: "В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники. Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими".

Слайд 11

По этой же картине можно провести еще три вида занятий по связной речи. Например, сделать пересказ по уже составленному воспитателем рассказу; добавить к нему впечатления из личного опыта ; придумать свой рассказ на эту тему ( творческое рассказывание ). Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обучение детей дошкольного возрасту рассказыванию"

В презентациии представлен материал для воспитетелей по обучению детей рассказыванию....

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию

В рамках методической недели  2013-2014 учебного года...

Консультация для педагогов "Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию"

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста....

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картинкам.

Рекомендации для родителей по формированию связной речи ребёнка с помощью картинок....

Мастер класс на тему: Карты Проппа, как инновациооная техника обучения детей дошкольного возраста рассказыванию"

Данный мастер класс предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Очень полезен и интересен....

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта. Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке». Старшая группа.

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта.Рассказывание на тему из личного опыта«Как мы играем зимой на участке»....