Проект занятия с элементами исследовательской деятельности "Мы - исследователи" в старшей группе.
проект (старшая группа)

Полещук Анастасия Анатольевна

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект занятия с элементами исследовательской деятельности "Мы - исследователи" в старшей группе.

Актуальность.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Цель: - Формирование представлений о свойствах и качествах воды,

Задачи:   - образовательные:  

Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе; углублять знания детей о  качествах и свойствах воды ,земли, песка; знакомить детей со способами обследования; расширять активный словарь детей.

- развивающие:

 расширять умения сравнивать и делать умозаключения; развивать наблюдательность, сообразительность и любознательность; развивать интерес к опытно исследовательской деятельности;

- воспитательные:

 воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки взаимодействия со сверстниками.

Тип проекта: познавательный. - исследовательский,

Продолжительность проекта:  краткосрочный (2 недели).

Участники проекта : дети старшей  группы, педагоги, родители.

Ожидаемый результат:

1. Расширение представлений детей о воде, земле , весенних явлениях

2. Расширение словарного запаса детей.

3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

4. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

План реализации проекта:

Работа с детьми :  

Занятия по блоку «Вода», «Земля, песок»

Наблюдения в природе.

Беседы - «Что такое вода?»; «Круговорот воды в природе»;  Весенние явления  в природе», «Что такое лужи»

просмотр фильма «Урок чистой воды»,

отгадывание загадок,

Рассматривание схемы круговорота воды в природе.

Рассматривание альбома «Вода в природе»

Работа с родителями .

1.Анкетирование родителей.

2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях.

 3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

Предметно-развивающая среда:

обновление и обогащение предметно-развивающей среды в уголке экспериментирования  .

Этапы реализации проекта

Первый этап (подготовительный)

Беседы - «Что такое вода?»; «Круговорот воды в природе»;  «Весенние явления  в природе», «Что такое лужи»

Рассматривание схемы круговорота воды в природе

Анкетирование родителей.

Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

II этап. Основной (практический)

План – конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Почему образуются лужи?"

1.   Организационный момент

Воспитатель предлагает встать детям в круг:

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями)

А теперь полетели и на место тихо сели.

2.     Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, а сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.(звучит весенняя капель, пение птиц…) А каком времени года идет речь?

Дети - весна

В: Правильно, это весна– замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна?

Дети- долгожданная, (другие версии).

В: Какие приметы весны вы знаете? (игра с мячом: вопрос-ответ)

Вы так много знаете о весне, мы все ее ждем с нетерпением, а что весной бывает хорошего или плохого: ответы детей

В: Ребята, вы догадаетесь, о чём мы сегодня будем говорить, если угадаете загадку:

В ней купаться невозможно,
Перепрыгнуть очень сложно.
Нет для белых туфель хуже
Оказаться в грязной…( дети- Луже)

 В: Ребята, давайте зададим себе вопрос, как же получаются лужи? Давайте разбираться!   Гуляя по улицам, все дети не могут пройти мимо луж. Где лужи обычно образуются?  Где их больше - в ямках или на возвышенностях?  На земле, площадке с покрытием, в песочнице или на асфальте? На рыхлой земле или на утоптанных дорожках?

Опыт №1. Проверяем, как зависит образование луж от рельефа местности.
Из листа фольги устраиваем ландшафт с бугорками и ямками. После этого просим детей полить все это водой, как поливает землю тучка во время дождя (мочить губку в воде и выжимать ее на макет, имитируя «тучку»). Пусть дети посмотрят, куда течет вода ,и где она в конце концов скапливается.
Побуждаем детей сделать вывод - вода стекает с вершин в ямки. Значит, лужи - это вода, стекшая вниз, в углубления на местности.

В: Но на фольге, ребята, проверять просто - она не впитывает воду. Что-то похожее происходит, когда вода течет на асфальт - на нем лужи образуются быстрее, чем на земле. А земля воду впитывает. Давайте посмотрим, как это происходит.

Опыт №2. Водопроницаемость почвы.
Возьмем стакан с сухой землей. Пусть дети нальют в него немножечко воды. Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по  трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь. 
Деятельность детей: дети добавляют и добавляют воды до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Дети делают вывод - лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.

В: Но почему же тогда не во всех ямах стоят лужи? Почему в одних местах вода сразу впитывается в землю, а в других стоит днями и неделями? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем еще один опыт.

Переходим к столику для опыта № 3:

Физминутка  «Лужи».

Шлёп-шлёп-шлёп, \ритмичные хлопки по коленям\

Иду по лужам. \ходьба мелкими шажками\

Хлюп-хлюп-хлюп, \хлопки по коленям\

Вода в ботинках. \ходьба мелкими шажками\

Кап-кап-кап, \руки вверх, ритмично опускать ладошки\

Мне зонтик нужен. \округлые ладони над головой – «зонт»\

Оп-оп-оп - Вода по спинке \скрестить руки на груди, ритмично похлопывать по плечам\

Буль-буль-буль - \пружинка\

Упала шапка. \наклон головы вперёд\

Ой-ой-ой -Кругом вода! \кружатся вокруг себя\

 Опыт №3. Как зависит то, сколько впитается воды, от состава почвы.

 Отрежем от пластиковой бутылки верхнюю часть там, где горлышко, чтобы получилось что-то типа прозрачной воронки. Возьмем три емкости - с песком, с хорошей рыхлой землей, и с землей с большим содержанием глины. Если есть обычная глина, то можно взять и ее. Вставим в емкость с песком нашу воронку - горлышко бутылки воткнем в грунт. Теперь попросите детей вылить в нее воду. Примерно 50 грамм. Воду надо будет лить точно столько же и в другие емкости, поэтому лучше всего взять мерный стакан.)

 И считайте хором, за сколько секунд вода полностью впитается из воронки в грунт. Можно даже взять секундомер. Запишите результат. Теперь точно так же поступите с емкостями с другими образцами земли: погружайте воронку все время на одну и ту же глубину и наливайте одно и то же количество воды. Результаты записывайте, а потом сравните - где было быстрее (в песке), где медленнее (в глинистой земле).

Дети делают вывод - скорость впитывания воды зависит от состава земли. Если вода впитывается плохо - значит земля глинистая, и на этом месте образуется лужа.

3.     Заключение.

Предложить детям сделать вывод по схеме: Лужи образуются потому, что вода (1) стекает (2) в углубления на местности. Это происходит, когда воды столько, что она уже не может впитываться в почву. А сколько ее может впитаться зависит от того, из чего состоит почва в этом месте (3) 

III этап.Заключительный

Анализ результатов проекта.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

У детей:

1. Расширение представлений детей о весне, явлениях природы.

2. Расширение словарного запаса детей.

3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.

5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

У родителей:

  • проявилась заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию. Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"

В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....

НОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в королевство Воды».

Цель проекта: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде.  Задачи проекта: Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; во...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Что необходимо растениям для роста и развития»

Основной целью данного конспекта является: расширять представления детей об условиях,необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет). Формировать представления детей о характерны...

Сценарий образовательной ситуации по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Три тайны воды».Тип образовательной  ситуации: открытие нового знания. Интеграция образовательных областей: ü познавательное развитие;ü социально-коммуникативное разв...

Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»

Конспект ОД  по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»...

Конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности в младшей группе по теме «Краски Весны»

Конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности в младшей группе по теме «Краски Весны»Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Зд...