Педагогический проект «Семейные духовно - нравственные традиции»
проект

Курамшина Аурика Анатольевна

Педагогический проект «Семейные духовно -нравственные традиции»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

Педагогический проект

«Семейные духовно - нравственные традиции»

                                         

                                                                     

 Курамшина Аурика Анатольевна,

воспитатель

Нижневартовск, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                         4

Актуальность                                                                                                4

Цель и задачи проекта                                                                                5

Основная часть                                                                                             6

1 этап                                                                                                               6

2 этап                                                                                                               7

3 этап                                                                                                               9

Заключение                                                                                                    6

Литература                                                                                                     11                                                                                                  

Приложение                                                                                                   12

Паспорт проекта

Тема проекта

«Семейные духовно - нравственные традиции»

Руководитель проекта

Курамшина Аурика Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Основание для разработки проекта

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст.15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
  • Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
  • Приказ Министерства просвещения Российской

Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности общеобразовательным программам»;

  • Методические рекомендации по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ № 09- 3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  • Локальные акты образовательной организации;
  • Устав образовательной организации МАДОУ ДС №4 «Сказка»

Исполнитель проекта

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 4 «Сказка»

Юридический адрес исполнителя

628 616, Ханта-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Маршала Жукова, дом 5а

Цель проекта

Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям

Задачи проекта

  • формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;
  • создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьей;
  • развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательности, наблюдательности.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие»

Срок реализации проекта

Долгосрочный, 01.10.2020 – 30.04. 2022

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста (6-8 лет),

родители, педагоги

Ожидаемые результаты проекта

  • Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей
  • Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека, знание истории своей семьи, семейных традиций и праздников;
  • создание системы совместной деятельности «педагог - ребенок – родитель»
  • развитие креативных способностей участников проекта в совместной деятельности;
  • самореализация педагогов, как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детском коллективе;
  • оснащение предметно-развивающей среды в группе;

организация выставки по итогу проекта.

Предполагаемый продукт проекта

  • Фотовыставка «Моя семья и наши традиции»;
  • видеопрезентация «Семья и семейные традиции»

Рекомендации

Этот проект будет полезен педагогам старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Согласно стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Одной из задач ФГОС ДОУ является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Исходя из этого актуальным явилось необходимость в создании условий, обеспечивающих целостное развитие ребенка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.

В соответствии с приказом ДОиМП ХМАО-Югры №1489 от 03.10.2016 г. МАДОУ ДС №4 «Сказка» является региональной инновационной площадкой по духовно – нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки». В рамках реализации данной программы разработан проект по взаимодействию с родителями.

Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастёт интерес к семье, её прошлому и настоящему, у детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знание о семье в собственной деятельности.

Новизна заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьей. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами. Совместно – исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствуют формированию культурно –ценностных ориентаций, духовно – нравственному и художественно – эстетическому развитию.

Практическая значимость результатов состоит в том, что содержавшие в работе теоретические и практические материалы по развитию семейных традиций будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.

Цель проекта: формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

  • формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;
  • создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьей;
  • развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательности, наблюдательности.

Организовать реализацию данных задач таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребенку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.

Формы работы по реализации проекта:

  • непрерывная образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций;
  • рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций;
  • выставки детских работ в рамках реализации проекта: дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье, творческая речевая деятельность: сочинение рассказов и сказок о семье;
  • семейные развлечения, конкурсы, посиделки, празднования дней рождения, традиционных праздников;
  • семейная копилка: «Расскажи о семейных традициях», «Моё любимое занятие».

Ожидаемые результаты: 

  •  Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей
  • Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека, знание истории своей семьи, семейных традиций и праздников;
  • создание системы совместной деятельности «педагог - ребенок – родитель»
  • развитие креативных способностей участников проекта в совместной деятельности;
  • самореализация педагогов, как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детском коллективе;
  • оснащение предметно-развивающей среды в группе;
  • организация выставки по итогу проекта.

Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи, своего народа.

Данный проект является долгосрочным, практически – ориентированным, индивидуально - групповым и рассчитан на два года.

Реализация данного проекта проводилась путём интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проект «Семейные духовно - нравственные традиции» будет полезен педагогам как младшего, так и старшего дошкольного возраста, которые реализуют в своей работе Программы «Социокультурные истоки», «Семьеведение».

Этапы, сроки, реализации

Задачи

Мероприятия

Основная часть

  1. этап - Подготовительный 
  • Создать необходимые условия для реализации данного проекта, составить план проведение мероприятий;
  • выявить уровень знаний детей, родителей, педагогов о народных семейных праздниках;
  • сформировать интерес у детей и родителей по созданию условий для реализации проекта;
  • сплотить детей, родителей, педагогов через изучение семейных традиций, проведение семейных и народных праздников;
  • подготовить художественную, научно – популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе.

  • Опрос детей «Что я знаю о семье»
  • Чтение детям русских народных сказок на тему «Семья»: «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
  • Составление альбомов по темам: «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Народные праздники» и т.д.;
  • Подбор пословиц и поговорок о семье;
  • Организация выставок с участием родителей;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта;
  • Ресурсный круг с детьми «Моя семья, семейные праздники»;
  • Анкетирование родителей по теме «Семейные традиции»;
  • Подбор дидактического и наглядного материала для НОД, бесед и игр с детьми;
  • Изготовление дидактических игр и пособий на тему: «Кому что нужно для работы», «Обязанности в семье», «Генеалогическое древо»;
  • Составление картотек стихов, загадок, подвижных игр, пальчиковых игр на тему: «Профессии», «Семья», «Посуда»;
  • Подбор предметов заместителей для игр, костюмов, атрибутов к игровой деятельности;
  • Беседа с родителями о необходимости принятия участия в проекте.

 2 этап – Практический

  • Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью, привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций;
  • создать условия и укрепить отношения для совместной работы ДОУ и семьи;
  • развивать духовно –нравственное воспитание, через разные формы работы, художественно – эстетической, социально-коммуникативной, познавательной направленности;
  • воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

С детьми:

  • Беседы «Что такое традиции», «Мой дом, моя семья», «Семейные праздники», «Мой любимый питомец», «Любимая книга», «Как я помогаю дома», «Значение моего имени», «Кем работают родители»;
  • Дидактические игры «Мой дом», «Родословная семьи», «Семья», «Как жили наши предки»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «День рождение»;
  • Непрерывная образовательная деятельность;
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, рассматривание иллюстраций;
  • Словесные игры;
  • Подвижные игры;
  • Развлечение к Дню Матери, на День защитника Отечества, 8 марта;
  • Видеопрезентация «Мама милая моя», «Папа лучше всех», к Дню бабушек и дедушек;
  • Фотовыставка «Мама тоже маленькой была», «Папы в детстве, папы сейчас», «Моя семья», «Семейные праздники», «Любимое блюдо моей семьи», «Любимая книга», «Мой любимый питомец», «Моё любимое имя», «Бессмертный полк группы «Радость»»;
  • Видео семейных праздников;
  • Выставка «Моя родословная», «Открытка добра», «Золотые руки бабушки»;
  • Изготовление поделок к Дню Матери, на День отца, 8 Марта, 23 февраля, к Дню бабушек и дедушек;
  • Рисование «Моя любимая мамочка», «Мой папа – самый лучший», «Моя семья», «Мой дом»;
  • Театрализованная деятельность: игра – драматизация «Бабушкин двор», «Гуси-лебеди», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка»; хороводная игра «По малину в сад пойдём» и др.

С родителями:

  • Рекомендации по возрождению семейных традиций, «Семья и семейные ценности», «Рекомендации по изготовлении родословной»;
  • Изготовление родословной (генеалогического древа);
  • Участие в выставках;
  • Участие в акциях;
  • Участие в праздниках, проводимых в ДОУ.

3 этап - Заключительный

Подведение итогов проекта:

  • Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
  • Анализ         деятельности, удовлетворенность всех         участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
  • Представление опыта работы по реализации проекта в форме презентации и выставки.

Дети:

  • Сформировался интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев;
  • знают ФИО и профессии своих родителей и членов семьи, прошлое своей семьи, хороводные игры, песни, стихи, колыбельные;
  • могут рассказать о своей семье, семейных праздниках, традициях;
  • пополнили словарный запас;
  • проявляют заботу, внимание, уважение к своим родителям, членам семьи, развито чувство гордости за свою семью;
  • у детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах и поступках.

Родители:

  • приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках
  • укрепили межсемейные и внутрисемейные связи;
  • научились организовывать семейные праздники;
  • пополнили копилку семейных реликвий;
  • анкетирование удовлетворенности.

Педагоги:

  • расширили знания о народных праздниках, их происхождении;
  • пополнили методический материал по теме «Семья. Семейные традиции»;
  • благодаря тесному сотрудничеству с детьми и родителями больше узнали о семьях воспитанников, их укладе жизни, традициях;
  • фотовыставка «Моя семья и наши традиции»;
  • видеопрезентация «Семья и семейные традиции».

Критерии оценивания результатов.

Проведённая нами работа с родителями и детьми по взаимодействию формирования у дошкольников направленности на семью, семейные ценности способствовала:

  • сохранению семейных ценностей, уважения к ним, возрождению традиций благотворного влияния на взаимоотношения в семье;
  •  развитию у детей чувства ответственности, уважения к своим родным и близким;
  • повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, преемственности поколений;
  • получению детьми знаний о своей семье, её истории, традициях и обычаях;
  • обмену опытом семейного воспитания и традиций;
  •  поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями и детьми.

Результат этого проекта – усвоение детьми главных ценностей: милосердие, сострадание, любовь к родным и близким, в стремлении их к добру и непринятия зла, почитания традиций.

С целью выявления удовлетворенности было проведено анкетирование, согласно которому 100% родителей остались довольны результатами участия в данной проектной деятельности.

В дальнейшей работе в перспективе создать проект «Бабушкин сундук» , в котором хотелось бы рассказать о тех реликвиях, которые передала мне мама в наследство от своих предков.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В. «Технологии формирования у ребят направленности на мир семьи: практико – ориентированная монография / Анфисова С.Е., Еник О.А., Пенькова Л.А., Щетинина В.В. / Ульяновск, 2010;
  2.   Дыбина О.В., Пенькова Л.А. «Реализация технологий формирования у ребят направленности на мир семьи» - Тольятти: ТГУ, 2010;
  3. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» - М.: ТЦ Сфера 2008;
  4. Истоковедение Том 17 / под ред. И.А.Кузьмина, О.С.Абрамовой, Издательский дом «Истоки»;
  5. Книга по развитию речи «Семейные традиции»;
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.;
  7. Программа «Социокультурные Истоки» / под ред. И.А. Кузьмина, О.С. Абрамовой, Издательский дом «Истоки», «Семьеведение»;
  8. Коломийченко Л. В., Воронова О. А. «Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет» - М.: ТЦ Сфера 2013.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Традиции русского народа"

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность на...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Традиции русского народа"

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность на...

Презентация к проекту «Семейные духовно – нравственные традиции»

Презентация к проекту «Семейные духовно – нравственные традиции»...