Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»
материал

Курамшина Аурика Анатольевна

Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ski_kuramshina_2022_noyabr_teatr.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство  общения  театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, истокам русской народной культуры.

(В. А. Сухомлинский).

В соответствии с ФГОС ДО на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача: «Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

       С целью решения целого комплекса задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования разработана программа «Социокультурные истоки». Программы разработана для четырёх возрастных групп периода дошкольного детства.

       В младшей группе (3-4 года) осуществляется развитие при первичном прочувственном восприятии социокультурных категорий Слово, Образ, Книга.

      В средней группе (4-5 лет) осуществляется речевое развитие при первоначальном знакомстве с истоками наиболее близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека.

      В старшей группе (5-6 лет) осуществляется речевое развитие при первоначальном знакомстве с ценностями внутреннего мира человека.

     В подготовительной школе группе (6-8 лет) осуществляется речевое развитие при первоначальном ознакомлении с истоками отечественных традиций, как важнейшим механизмом передачи от поколения к поколению.

       

      Книги для развития речи направлены на:

  • полноценное развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с лучшими литературными и фольклорными образцами отечественной культуры;
  • дальнейшее освоение категории и ценностей «Истоков»;
  • сохранение ценностной основы русского языка;
  • воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на нравственное и духовное развитие.

       В книгах предлагаются не только крупные формы литературных произведений, но и народные и речевые игры, песни, упражнения, в которых речевой материал сочетается с выполнением движений, пением, игровым действием, что способствует успешному овладению родной речью и передаче художественно образа. Проанализировав книги по развитию речи, материал можно применять:

  • в непосредственно образовательной области;
  • в совместной деятельности с детьми, осуществляемой в режимных моментах;
  • в дополнительных общеразвивающих  программах;
  • в процессе семейного чтения.

       Организация общения детей с педагогами, родителями, сверстниками в программе «Социокультурные истоки» уделяется пристальное внимание. Расположить к общению помогает театрализованная деятельность.

 В специально-организованной деятельности планомерно организуем работу с детьми. Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется через разные виды детской деятельности:

- Игровую – с детьми мы играем в русские народные и хороводные игры, такие как: «Колпачок», «Каравай», «Шёл козёл по лесу», «Вокруг домика хожу», «Ручеёк» и т.д. Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру.  Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. На данный момент русские народные игры для детей – это произведения народного творчества, самобытные обычаи и традиции, «упражнялки» для подготовки к применению  театрализованной деятельности. Они помогают ребёнку развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Такие игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные речевые трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной. Выступая в самых разных ролях, ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, своё тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русская народная игра для детей несет еще и дополнительное значение. Она приобщает к культуре русского народа, формирует театрализованную деятельность. Русские народные игры для детей, по большей части, игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации.

- Чтение художественной литературы – знакомим детей с произведениями русских писателей, читаем русские народные сказки по книгам «Социокультурные истоки», проводим беседы о прочитанном, учим стихи. Книга для развития детей «Сказочное слово» помогает детям познакомиться с социокультурной категорией «Традиции слова», позволяет раскрыть мудрость сказочного слова и глубокий нравственный смысл родных сказок.

Весь этот методический материал широко используем в  театрализованной деятельности – проводим инсценировки небольших произведений о дружбе, вежливости, уважении и т.д.

Речевые занятия по программе позволяют эффективно решать задачи духовно - нравственного воспитания и речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи и т.д.). Особое место в рамках программы отводится активным формам образовательной деятельности, таким, как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Реализуя программу по развитию речи по социокультурным истокам, применяя в режиссёрских играх и театрализованной деятельности и в повседневной деятельности стараемся развивать у детей коммуникативные умения (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).  

Считаем, что родной фольклор, мудрые пословицы и загадки, хороводные игры, песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, музыкальные произведения русских композиторов, народные песни дают богатый речевой материал для театрализованной деятельности дошкольника, которые помогают лучше понять и принять ценности родной культуры.

        Закончить хочу словами доктора исторических наук, автора учебников «Истоки» Кампина Александра Васильевича: «Читайте детям хорошие книги! Берегите родную русскую речь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно – образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы на тему: «Дружная семья» (по программе «Социокультурные истоки»)

Программное содержание:Задачи.образовательныеформировать у детей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. Формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии...

Выступление на методическом объединении на тему :Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ

Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУО. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкал...

Презентация на тему РППС группы по программе "Социокультурные истоки"

Презентация содержит информацию о создании среды для формирования у детей первоначальных представлений о социокультурных ценностях....

Конспект НОД тема: «Мамочка моя» по программе «Социокультурные истоки» группа компенсирующей направленности с задержкой психического развития

Конспект НОД тема: «Мамочка моя»по программе «Социокультурные истоки»группа компенсирующей направленности с задержкой психического развития...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии. Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и прин...

Выступление на педсовете «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»

Выступление на педсовете «Использование речевого материала  программы «Социокультурные истоки»  как средство общения  театрализованной деятельности»...

Выступление по социокультурным истокам на тему "Семейные традиции, как аспект социокультурного развития личности ребенка"

Выступление "Семейные традиции, как аспект социокультурного развития личности ребенка"...