Доклад на тему: «Использование речевого материала по математике на занятиях по ФЭМП и вне занятий»
материал
Доклад на тему: «Использование речевого материала по математике на занятиях по ФЭМП и вне занятий»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бесединская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
305501, с. Беседино, д.265А, телефон (4712):59-71-31, электронная почта kurskii92@mail.ruИНН 4611004895 КПП 461101001 ОГРН 1024600617029 ОКПО 21832638 |
Доклад на тему: «Использование речевого материала по математике на занятиях по ФЭМП и вне занятий»
Воспитатели:
Лухина Марина Геннадьевна
(без категории)
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам образовательная программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей. Образовательная область "коммуникация" прослеживается практически во всех образовательных областях, в том числе и в области "познание" при ФЭМП.
В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация, внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.
У детей с речевыми и познавательными нарушениями, как правило, оказываются недостаточно сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы, а отсюда, как следствие, и трудности в усвоении математики.
В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по ФЭМП необходимо решать следующие задачи.
1. Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой.
2. Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом.
3. Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.
4. Автоматизация поставленных звуков.
5. Формирование грамматического строя речи.
6. Активизирование умственной деятельности детей.
7. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
В процессе ФЭМП воспитателю представляются большие возможности для обогащения и расширения словаря детей, практическому усвоению грамматических форм (таких как согласование, падежное управление, словоизменение, а также для обучения связной речи.
Формируя представления о цвете и форме, воспитатель параллельно закрепляет умения детей изменять прилагательные в роде, числе и падеже; отрабатывает навык согласования прилагательных с числительными и существительными (красный кубик, два желтых круга).
Отрабатывая величинные понятия, воспитатель учит детей не только сравнивать предметы, но и выражать это словами, используя существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами: cтyл – стульчик – стулище; нос- носик – носище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов.
При сравнении предметов, воспитатель побуждает детей использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный - короткий.
Параллельно отрабатывается и употребление сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше). Например: Синяя лента короче красной. Саша выше Димы. Настя ниже Даши.
Наибольшие трудности у детей с нарушениями речи вызывает формирование пространственных и временных понятий. При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве.
Закрепляя временные понятия (части суток, времена года, месяцы, дни недели) воспитатель расширяет и активизирует словарь детей. Используя антонимы, дети усваивают такие понятия, как раньше-позже, до-после, было-будет, вчера-сегодня, учатся понимать смысл слов, обозначающих противоположные действия. Используя развёрнутые ответы при ответе на вопросы, у детей развивается связная речь:
-
При обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям происходит усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей, количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, пять бабочек, пять флажков).
Широкие возможности для формирования математической культуры у дошкольников представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Ценность этих произведений заключается прежде всего в их высокой интонационной выразительности. Звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приёмами: хлопает в ладоши, выполняет ритмические движения, использует контактное взаимодействие (прикосновение-поглаживание, что также используется в процессе мате матического образования детей.
Работа по активизации речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится поэтапно.
1. Начинается с обследовательских действий: ощупывание точек, цифры или геометрической фигуры, сделанной из пластмассы, фанеры, наждачной бумаги и др. материалов. В процессе этого вида деятельности дети учатся рассказывать о своих ощущениях, догадках, у них развиваются двигательная и зрительная память, мышление, внимание, речь.
2. Обводка цифры, штриховка, раскрашивание. Дети учатся согласовывать действия обеих рук, развивают глазомер, точность движений, аккуратность в ходе выполнения задания уточняются знания детей о цвете, а расположении цифры на листе, умение ориентироваться на плоскости.
3. Составление цифры из кубиков, выкладывание из окружающих предметов, составление её из частей - направлены на развитие аналитико – синтетической деятельности, внимания, памяти, развития моторики, умение ориентироваться в пространстве.
4. Для развития воображения проводится задание «На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.
5. Рисование цифры мокрым пальчиком на доске, на песке, в воздухе. В данном задании закрепляется образ цифры не только зрительно и моторно, дети учатся соотносить речевое обозначение цифры с её графическим изображением.
6. Чтение и заучивание стихов про цифры.
7. Создание из детских рисунков коллажа математического содержания, по которому дети придумывают сказки и рассказы. В процессе этого вида работы развивается связная речь детей, обогащается и активизируется их словарный запас, формируется умение выступать перед слушателями, развивается выразительность речи.
8. Придумывание сказок и рассказов.
Придумывание описательных рассказов о цифрах от первого лица, например: «Я единица. У меня острый нос. Я очень любопытная, везде его сую, поэтому он и стал у меня такой длинный. Ко мне не подходи, а то уколю».
Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников.
Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».
МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г.Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...

Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...

Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...

Консультация для родителей на тему "Использование занимательного материала в математике"
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация ...

Мастер класс на тему «Использование счетного материала на занятиях математикой в ДОУ»
Цель мастер-класса:повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога с дошкольниками по формированию ...

Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»
Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»...

Доклад на тему: «Использование мотивационного материала для формирования полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста»
Привычки – это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.Зачем нужны полезные привычки?Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является лич...
