Практикум « Картинная галерея в образовательной организации как средство развития художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Кокоревич Раиса Николаевна

Практикум

« Картинная галерея в образовательной организации как средство развития художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников»

Подготовила воспитатель МБДОУ д/с 37 г. Новочеркасска

Кокоревич Р.Н.

Слайд 1   Уважаемые коллеги, я вас приглашаю на экскурсию.

На экране презентация большого зала.   Что вы видите на экране? Перед вами светлое, большое, просторное помещение. Как вы думаете, для чего оно предназначено? Давайте пофантазируем.  Предполагаемые ответы.

 Да, вы правы, в таком зале можно проводить разные мероприятия. Следующий слайд с демонстрацией картин.

Слайд 2. Если мы в этом зале разместятся  картины,  то это уже будет картинная галерея.   Сегодня мы с вами являемся участниками практикума  «Картинная галерея в образовательной организации как средство развития художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников».

 Слайд 3.

-Что для вас означает понятие «художественно-эстетическоеразвитие»?

- Как вы понимаете понятие «развитие нравственных качеств дошкольников»?  Предполагаемые ответы.

Совершенно верно, казалось бы, что это два совершенно разных понятия, но в нашем случае, они пересекаются. Давайте более подробно рассмотрим  каждое из этих понятий.

В соответствии с  ФГОС ДО п.п. 2.6 художественно-эстетическое развитиепредполагает «развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений  искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы)

В психолого-педагогическом словаре дается такое определение понятию «Нравственное воспитание»:

Нравственное воспитание дошкольников – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе (Психолого-педагогический словарь.

п. 27. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы)

Мне хотелось обратить ваше внимание на  понятие «нравственные чувства». Что это такое?

Чувство - это особая форма отношения человека  к явлениям действительности. Знакомя с живописными произведениями, мы воспитываем у детей нравственные чувства. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте,  и особенно в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте  формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине. Таким образом, нравственное воспитание- это развитие моральных качеств, воспитание гражданственности, патриотичности, а художественно-эстетическое воспитание - это развитие творчества, любование картинами, восприятие цвета, композиции, понимание настроения картины.

Слайд 5. Почему именно  через создание картинной галереи мы можем решать вопросы художественно-эстетического и нравственного воспитания?  В ходе нашего практикума мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Наш детский сад является участником федеральной инновационной площадкой проекта «Мир шедевров. Картинная галерея в детском саду АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». Научно-консультативное сопровождение площадки осуществляют наша землячка, Чумичева Раиса Михайловна, д.п.н., профессор кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики ЮФУ  г.Ростова-на-Дону, которая продвигает ценности нашего Донского края; Соловей Елена Юрьевна, кандидат исторических наук, директор АНО ДПО Институт образовательных технологий.

Слайд 6. В комплект «Картинная галерея в детском саду» Выпуск 1. Третьяковская галерея»   входят репродукции картин русских живописцев из собрания  этой  галереи:

- это масштабированные репродукции картин основных четырех жанров, которые наиболее доступны для восприятия детьми дошкольного возраста: пейзаж, портрет, натюрморт и жанровая живопись – 50 штук;Репродукции отличаются реалистичностью изображений, приближены к оригиналу.

- каждая репродукция сопровождается паспортом картины, в котором содержится краткая информация об авторе и его художественном произведении;

- (фотография)каждая репродукция оформлена в изящные рамки по количеству картин.

(фотография)в данный набор входят этикетки размером 15х7 см, которые располагаются под картиной. Все они содержат следующую информацию:

  • инициалы и фамилию художника;
  • название картины;
  • материалы, которые использовал художник;
  • размер оригинала.

- мольберт – 5 штук;

- (фотографии)Методические рекомендации «Мир шедевров»

Слайд 7.Проект «Картинная галерея в детском саду» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду с целью приобщения детей к миру культуры.

Подбор картин в комплекте  «Картинная галерея в детском саду» выпуск 1 «Третьяковская галерея»  позволяет знакомить  детей с культурным наследием нашей страны.

Картины воспевают красоту русской  природы, ее особенности, глубину и лиризм (И.И.Шишкин «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем»).

Подбор картин способствует формированию чувства гордости за свой народ, свою Родину (И.П. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», А.И. Лактионов «Письмо с фронта»).

Картины знакомят с историческими личностями, прославившими Россию (Н.Н. Ге  «Портрет Толстого», О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина»).

Каждая репродукция сопровождается паспортом картины, в котором содержится краткая информация об авторе и его художественном произведении.

- У вас на столах лежат  паспорта картин, можете с ними познакомиться.

(показать паспорт на слайде).  Это хорошее подспорье для родителей, для воспитателей и соответственно я, когда работаю над этой картиной, то  могу поделиться с родителями, чтобы они понимали,  над чем мы работаем.

 

Слайд 7.Мы с вами живем достаточно отдаленно от музеев, картинных галерей. У нас недостаточно возможностей для организации пеших экскурсий на выставки  художников.  Поэтому  для нас галерея это уникальная возможностьпознакомить детей с произведениями живописи. Конечно, репродукции картин не могут полностью заменить подлинные произведения живописцев, но с их помощью мы можем решать задачи формирования  художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников. 

Слайд 8. (Перспективный план)Когда я познакомилась с этим проектом, то  прошла курсы, что является обязательным условием для работы на этой инновационной площадке. Когда я стала изучать этот проект, то возникла мысль о  необходимости включения  регионального компонента в работу картинами.Согласно ФГОС ДО,  мы можем до 40%  включать в программу региональный компонент.  При написании перспективного плана по знакомству детей с художественными произведениями, наряду с занятиями по рассматриванию  репродукций картин из Третьяковской галереи, я в перспективный план включила  занятия по знакомству с творчеством наших местных художников:художника-баталиста М.Б. Грекова,   репродукцией его картины «Тачанка»; знакомство с творчеством донского художника И. И. Крылова. Репродукция картины «Лодки на берегу  Дона» 1900 г.    Ребята в ходе виртуальной экскурсии познакомились с картинными галереями

г. Новочеркасска: «Дом-музей М.Б. Грекова»  и «Дом-музей И.И. Крылова». Таким образом, у детей в одном стилистическом ряду формируется понятие как о великих русских художниках, их творчестве,  особенностях цветовой гаммы, композиции, так и о наших местных донских художниках.

Слайд 9.(фото занятия на слайде)Наша картинная галерея занимает очень небольшое пространство.Она создана для всех детей детского сада, сотрудников, а также родителей воспитанников. Мы с ребятами посещаем  нашу галерею, любуемся картинами. Чтобы рассмотреть картину  и погрузиться в ее содержание мне помогает  паспорт картины с краткой информацией об авторе, содержании картины.  Репродукция картины  прожила с нами в группе в течение недели.Ребята рассматривали картину, делились своими впечатлениями. Мы с ребятами обсуждали композицию картины, цветовую гамму, которую использовал художник, поделились своим настроением и чувствами от картины. В конце недели ребята свои чувства и впечатления отразили в своих рисунках.  Комплекс мероприятий по подготовке к рассматриванию репродукций и проведение работы по рефлексии после рассматривания репродукции  позволяет создать определенный образ картины у ребенка.  Рассматривая репродукции картин   русских художников из собрания картин Третьяковской галереи, наших донских художников, мы воспитываем у детей любовь к Родине,  родному  краю, мы  формируем основы гражданственности, патриотизма.

 

Ну что, уважаемые коллеги,  интересно? Галерея,картины, и все это в детском саду.  Я думаю, что я смогла вас заинтересовать  для того, чтобы вы сами попробовали себя в роли педагога, который использует «Мир шедевров. Картинная галерея» в своей  работе.  Хочу обратить ваше внимание, что это не занятие, а совместная деятельность, которая проводится во второй половине дня.Но рисовать  сегодня мы с вами не будем, потому что мы говорим о создании  условий  для использования картинной галереи в детском саду.

(Распечатать задания)

Предлагаю вам перейти к практической части нашего практикума.  Обратите внимание, у вас  на столе стоит картина определенного жанра. Каждая команда получает задание, на выполнение которого отводится 2-3 минуты.

 

  • На первом столе стоит репродукция картиныВ.А. Серова  «Девочка с персиками». Это портрет. Первое задание.    Вы  должны продумать и прописать, какую предварительную работу для рассматривания именно этой картины вы должны провести перед тем, как вы ее внесете в группу.

 

  • На втором столерепродукция картины И.И. Машкова «Фрукты на блюде (Синие сливы)». Это натюрморт. Второе задание.    Вы выбираете любой натюрморт и продумываете,  как организовать рассматривание этой репродукции  (объяснение воспитателя, вопросы для диалога, метод «вхождения»  в картину).

 

  • И за третьим столом репродукция картины А.К. Саврасова«Лес в инее». Это пейзаж. Третье задание .Вы должны продумать и рассказать, как отработать после совместной деятельности по рассматриванию картины, чтобы закрепить знания детей  (использовать дидактическую игру, подбор краски, для рисования фона, неба, виды деятельности для закрепления знаний).

 

  • За четвертым столом репродукция картины В.М.Васнецова  «Алёнушка». Это жанровая живопись. Вы должны продумать, какую продуктивную деятельность можно организовать после рассматривания этой картины.

 

Уважаемые коллеги,  вы  попробовали себя в роли педагога, который использует «Мир шедевров. Картинная галерея». Это очень интересное направление в работе с детьми. Мне  бы очень хотелось увидеть ваше отношение к проведенному практикуму. А для этого нам поможет картина, которую мы с вами должны закончить. Я предлагаю наклеить на картину следующие фигурки: заяц, ежик,  птичка, снежинка, тучка.

Каждый образ имеет свое значение,  и вы можете выразить свои чувства, наклеив его на картину:

  • заяц–есть неуверенность, «смогу ли я», но мне интересно;
  • ежик – было неинтересно;
  • птичка – появилось желание попробовать поработать по этой теме;
  • снежинка – интересно, все легко и доступно;
  • тучка – хотелось бы накопить еще больше знаний.

Спасибо за ваше понимание и участие.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kokorevich_r.n._praktikum_shkola_2024g.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Практикум

« Картинная галерея в образовательной организации как средство развития художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников»

Слайд 1   Уважаемые коллеги, я вас приглашаю на экскурсию.

На экране презентация большого зала.   Что вы видите на экране? Перед вами светлое, большое, просторное помещение. Как вы думаете, для чего оно предназначено? Давайте пофантазируем.  Предполагаемые ответы.

 Да, вы правы, в таком зале можно проводить разные мероприятия. Следующий слайд с демонстрацией картин.

Слайд 2. Если мы в этом зале разместятся  картины,  то это уже будет картинная галерея.   Сегодня мы с вами являемся участниками практикума  «Картинная галерея в образовательной организации как средство развития художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников».

 Слайд 3.

-Что для вас означает понятие «художественно-эстетическоеразвитие»?

- Как вы понимаете понятие «развитие нравственных качеств дошкольников»?  Предполагаемые ответы.

Совершенно верно, казалось бы, что это два совершенно разных понятия, но в нашем случае, они пересекаются. Давайте более подробно рассмотрим  каждое из этих понятий.

В соответствии с  ФГОС ДО п.п. 2.6 художественно-эстетическое развитиепредполагает «развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений  искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы)

В психолого-педагогическом словаре дается такое определение понятию «Нравственное воспитание»:

Нравственное воспитание дошкольников – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе (Психолого-педагогический словарь.

п. 27. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы)

Мне хотелось обратить ваше внимание на  понятие «нравственные чувства». Что это такое?

Чувство - это особая форма отношения человека  к явлениям действительности. Знакомя с живописными произведениями, мы воспитываем у детей нравственные чувства. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте,  и особенно в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте  формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине. Таким образом, нравственное воспитание- это развитие моральных качеств, воспитание гражданственности, патриотичности, а художественно-эстетическое воспитание - это развитие творчества, любование картинами, восприятие цвета, композиции, понимание настроения картины.

Слайд 5. Почему именно  через создание картинной галереи мы можем решать вопросы художественно-эстетического и нравственного воспитания?  В ходе нашего практикума мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Наш детский сад является участником федеральной инновационной площадкой проекта «Мир шедевров. Картинная галерея в детском саду АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». Научно-консультативное сопровождение площадки осуществляют наша землячка, Чумичева Раиса Михайловна, д.п.н., профессор кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики ЮФУ  г.Ростова-на-Дону, которая продвигает ценности нашего Донского края; Соловей Елена Юрьевна, кандидат исторических наук, директор АНО ДПО Институт образовательных технологий.

Слайд 6. В комплект «Картинная галерея в детском саду» Выпуск 1. Третьяковская галерея»   входят репродукции картин русских живописцев из собрания  этой  галереи:

- это масштабированные репродукции картин основных четырех жанров, которые наиболее доступны для восприятия детьми дошкольного возраста: пейзаж, портрет, натюрморт и жанровая живопись – 50 штук;Репродукции отличаются реалистичностью изображений, приближены к оригиналу.

- каждая репродукция сопровождается паспортом картины, в котором содержится краткая информация об авторе и его художественном произведении;

- (фотография)каждая репродукция оформлена в изящные рамки по количеству картин.

-  (фотография)в данный набор входят этикетки размером 15х7 см, которые располагаются под картиной. Все они содержат следующую информацию:

  • инициалы и фамилию художника;
  • название картины;
  • материалы, которые использовал художник;
  • размер оригинала.

- мольберт – 5 штук;

- (фотографии)Методические рекомендации «Мир шедевров»

Слайд 7.Проект «Картинная галерея в детском саду» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду с целью приобщения детей к миру культуры.

Подбор картин в комплекте  «Картинная галерея в детском саду» выпуск 1 «Третьяковская галерея»  позволяет знакомить  детей с культурным наследием нашей страны.

Картины воспевают красоту русской  природы, ее особенности, глубину и лиризм (И.И.Шишкин «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем»).

Подбор картин способствует формированию чувства гордости за свой народ, свою Родину (И.П. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», А.И. Лактионов «Письмо с фронта»).

Картины знакомят с историческими личностями, прославившими Россию (Н.Н. Ге  «Портрет Толстого», О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина»).

Каждая репродукция сопровождается паспортом картины, в котором содержится краткая информация об авторе и его художественном произведении.

- У вас на столах лежат  паспорта картин, можете с ними познакомиться.

(показать паспорт на слайде).  Это хорошее подспорье для родителей, для воспитателей и соответственно я, когда работаю над этой картиной, то  могу поделиться с родителями, чтобы они понимали,  над чем мы работаем.

Слайд 7.Мы с вами живем достаточно отдаленно от музеев, картинных галерей. У нас недостаточно возможностей для организации пеших экскурсий на выставки  художников.  Поэтому  для нас галерея это уникальная возможностьпознакомить детей с произведениями живописи. Конечно, репродукции картин не могут полностью заменить подлинные произведения живописцев, но с их помощью мы можем решать задачи формирования  художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников.  

Слайд 8. (Перспективный план)Когда я познакомилась с этим проектом, то  прошла курсы, что является обязательным условием для работы на этой инновационной площадке. Когда я стала изучать этот проект, то возникла мысль о  необходимости включения  регионального компонента в работу картинами.Согласно ФГОС ДО,  мы можем до 40%  включать в программу региональный компонент.  При написании перспективного плана по знакомству детей с художественными произведениями, наряду с занятиями по рассматриванию  репродукций картин из Третьяковской галереи, я в перспективный план включила  занятия по знакомству с творчеством наших местных художников:художника-баталиста М.Б. Грекова,   репродукцией его картины «Тачанка»; знакомство с творчеством донского художника И. И. Крылова. Репродукция картины «Лодки на берегу  Дона» 1900 г.    Ребята в ходе виртуальной экскурсии познакомились с картинными галереями

г. Новочеркасска: «Дом-музей М.Б. Грекова»  и «Дом-музей И.И. Крылова». Таким образом, у детей в одном стилистическом ряду формируется понятие как о великих русских художниках, их творчестве,  особенностях цветовой гаммы, композиции, так и о наших местных донских художниках.

Слайд 9.(фото занятия на слайде)Наша картинная галерея занимает очень небольшое пространство.Она создана для всех детей детского сада, сотрудников, а также родителей воспитанников. Мы с ребятами посещаем  нашу галерею, любуемся картинами. Чтобы рассмотреть картину  и погрузиться в ее содержание мне помогает  паспорт картины с краткой информацией об авторе, содержании картины.  Репродукция картины  прожила с нами в группе в течение недели.Ребята рассматривали картину, делились своими впечатлениями. Мы с ребятами обсуждали композицию картины, цветовую гамму, которую использовал художник, поделились своим настроением и чувствами от картины. В конце недели ребята свои чувства и впечатления отразили в своих рисунках.  Комплекс мероприятий по подготовке к рассматриванию репродукций и проведение работы по рефлексии после рассматривания репродукции  позволяет создать определенный образ картины у ребенка.  Рассматривая репродукции картин   русских художников из собрания картин Третьяковской галереи, наших донских художников, мы воспитываем у детей любовь к Родине,  родному  краю, мы  формируем основы гражданственности, патриотизма.

Ну что, уважаемые коллеги,  интересно? Галерея,картины, и все это в детском саду.  Я думаю, что я смогла вас заинтересовать  для того, чтобы вы сами попробовали себя в роли педагога, который использует «Мир шедевров. Картинная галерея» в своей  работе.  Хочу обратить ваше внимание, что это не занятие, а совместная деятельность, которая проводится во второй половине дня.Но рисовать  сегодня мы с вами не будем, потому что мы говорим о создании  условий  для использования картинной галереи в детском саду.

(Распечатать задания)

Предлагаю вам перейти к практической части нашего практикума.  Обратите внимание, у вас  на столе стоит картина определенного жанра. Каждая команда получает задание, на выполнение которого отводится 2-3 минуты.

  • На первом столе стоит репродукция картиныВ.А. Серова  «Девочка с персиками». Это портрет. Первое задание.    Вы  должны продумать и прописать, какую предварительную работу для рассматривания именно этой картины вы должны провести перед тем, как вы ее внесете в группу.

  • На втором столерепродукция картины И.И. Машкова «Фрукты на блюде (Синие сливы)». Это натюрморт. Второе задание.    Вы выбираете любой натюрморт и продумываете,  как организовать рассматривание этой репродукции  (объяснение воспитателя, вопросы для диалога, метод «вхождения»  в картину).

  • И за третьим столом репродукция картины А.К. Саврасова«Лес в инее». Это пейзаж. Третье задание .Вы должны продумать и рассказать, как отработать после совместной деятельности по рассматриванию картины, чтобы закрепить знания детей  (использовать дидактическую игру, подбор краски, для рисования фона, неба, виды деятельности для закрепления знаний).

  • За четвертым столом репродукция картины В.М.Васнецова  «Алёнушка». Это жанровая живопись. Вы должны продумать, какую продуктивную деятельность можно организовать после рассматривания этой картины.

Уважаемые коллеги,  вы  попробовали себя в роли педагога, который использует «Мир шедевров. Картинная галерея». Это очень интересное направление в работе с детьми. Мне  бы очень хотелось увидеть ваше отношение к проведенному практикуму. А для этого нам поможет картина, которую мы с вами должны закончить. Я предлагаю наклеить на картину следующие фигурки: заяц, ежик,  птичка, снежинка, тучка.

Каждый образ имеет свое значение,  и вы можете выразить свои чувства, наклеив его на картину:

  • заяц–есть неуверенность, «смогу ли я», но мне интересно;
  • ежик – было неинтересно;
  • птичка – появилось желание попробовать поработать по этой теме;
  • снежинка – интересно, все легко и доступно;
  • тучка – хотелось бы накопить еще больше знаний.

Спасибо за ваше понимание и участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как универсальное средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается техника конструирования из бумаги – оригами, раскрывается актуальность ее использования в ДОУ, ее значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»

Оригами хорошая технология, которая способствует у детей развитию речи, творческих способнотей, активизирует мыслительные процессы....

План по самообразованию "Книга как средство развития связной речи и нравственных качеств воспитания у детей с ОВЗ"

Развитие связной речи детей при ознакомлении с литературными произведениями....

Ручной труд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольниковуд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольников

Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания....

Практикум «Картинная галерея в образовательной организации как средство развития художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников».

Практикум   «Картинная галерея в образовательной организации как средство развития художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников» (слайдовая презентация)Подготов...