Практикум «Картинная галерея в образовательной организации как средство развития художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников».
презентация к уроку (подготовительная группа)

Кокоревич Раиса Николаевна

Практикум  

«Картинная галерея в образовательной организации

как средство развития художественно-эстетических и

нравственных качеств дошкольников» (слайдовая презентация)

Подготовила воспиталь МБДОУ д/с 37 г. Новочеркасск Кокоревич Р.Н.

Слайд 2.Наш детский сад является участником федеральной инновационной площадкой проекта «Мир шедевров. Картинная галерея в детском саду АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». Научно-консультативное сопровождение площадки осуществляют наша землячка, Чумичева Раиса Михайловна, д.п.н., профессор кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики ЮФУ  г.Ростова-на-Дону;   Соловей Елена Юрьевна, кандидат исторических наук, директор АНО ДПО Институт образовательных технологий.

Слайд 3-4. В комплект «Картинная галерея в детском саду» Выпуск 1. Третьяковская галерея»   входят репродукции картин русских живописцев из собрания  этой  галереи:

- это масштабированные репродукции картин основных четырех жанров, которые наиболее доступны для восприятия детьми дошкольного возраста: пейзаж, портрет, натюрморт и жанровая живопись – 50 штук; Репродукции отличаются реалистичностью изображений, приближены к оригиналу.

- каждая репродукция сопровождается паспортом картины, в котором содержится краткая информация об авторе и его художественном произведении;

 (фотография)в данный набор входят этикетки размером 15х7 см, которые располагаются под картиной. Все они содержат следующую информацию:

  • инициалы и фамилию художника;
  • название картины;
  • материалы, которые использовал художник;
  • размер оригинала.

  Слайд 5-6. Проект «Картинная галерея в детском саду» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду с целью приобщения детей к миру культуры.

Подбор картин в комплекте  «Картинная галерея в детском саду» выпуск 1 «Третьяковская галерея»  позволяет знакомить  детей с культурным наследием нашей страны.

Картины воспевают красоту русской  природы, ее особенности, глубину и лиризм (И.И.Шишкин «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем»).

Подбор картин способствует формированию чувства гордости за свой народ, свою Родину (И.П. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», А.И. Лактионов «Письмо с фронта»).

Картины знакомят с историческими личностями, прославившими Россию (Н.Н. Ге  «Портрет Толстого», О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина»).

 Слайд 7 - 9. (Перспективный план) Когда я познакомилась с этим проектом, то  прошла курсы, что является обязательным условием для работы на этой инновационной площадке.   Знакомство детей с живописью, я начала с написания перспективного плана, в который включила занятия по знакомству детей с профессией художника,  с понятиями «картина»  и  жанрами живописи, с картинной галереей  в детском саду.  При написании перспективного плана по знакомству детей с художественными произведениями, наряду с занятиями по рассматриванию  репродукций картин из Третьяковской галереи, я в перспективный план включила  занятия по знакомству с творчеством наших местных художников: художника-баталиста М.Б. Грекова,   репродукцией его картины «Тачанка»; знакомство с творчеством донского художника И. И. Крылова. Репродукция картины «Лодки на берегу  Дона» 1900 г.  

 

 Слайд 10. Основной формой ознакомления детей с живописью являются специально организованные занятия, которые имеют следующие разновидности:

-Занятие «виртуальная экскурсия».

- Занятие-беседа с использованием репродукций. Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать.

Занятия по ознакомлению с произведениями искусства проводятся 1-2 раза в месяц.

Методические приемы при знакомстве детей с картиной:

- беседа по картине по вопросам. Вопросы помогают осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине?

- искусствоведческий рассказ. Он должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах

-рассказ воспитателя о картине; 

- образец анализа картины (приём на закрепление);

- использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки;

- рассказ о характере персонажа или образа (используется до занятия);

- описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии.

- приём коллективного обсуждения произведений искусства.   При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать.

 

Слайд 11 . Репродукция картины  В. Васнецова «Богатыри» и рассказ о ее создании. Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» - одна из лучших картин в русской живописи. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

Все эти годы художник копил материал для картины: изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей, написал множество эскизов, подбирал краски.

Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.

 

Слайд 12. Репродукция картины П.Д. Корина «Александр Невский» и рассказ о ее создании. Картина Павла Дмитриевича  Корина "Александр Невский" была создана в 1942 году и является одной из наиболее известных работ этого российского художника. Она представляет собой портрет Александра Невского, великого русского князя и национального героя, который сыграл ключевую роль в истории Руси.
          На картине изображен Александр Невский в полный рост. Он стоит на высоком берегу реки, а за его спиной раскинулся простор лесов и далекие горизонты. Картина создает впечатление величия и могущества природы, которая окружает великого князя.
        Александр Невский изображен в доспехах, что подчеркивает его военное превосходство и готовность защищать свою страну. В руке он держит меч, символизирующий его воинские навыки и решимость защищать Русь. Его лицо выражает силу, решительность и мудрость.


           Перед знакомством с картинами, проводится предварительная работа: чтение  и рассказывание детям былин и сказок о русских богатырях, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа о мультфильмах про богатырей. Для рассматривания можно использовать репродукции картин из Третьяковской галереи: В.Васнецова «Богатыри» и П.Д. Корина «Александр Невский».

 

      Подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов  нарисовал картину «Богатыри», а  П.Д. Корина «Александр Невский».

Давайте   рассмотрим их  и  побеседуем .

Кто здесь изображен? Ответ детей: богатыри русские)

Кто такие богатыри? (сильные, смелые воины)

Верно, на картине изображены русские богатыри:   Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

-Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? (Ответы детей.)

 -Чем они отличаются? (Ответы детей.)

- Какими изображены богатыри?

- Какие у них лица? Одежда? Оружие? Какие кони под ними и чем они украшены? (Дети рассказывают о каждом богатыре отдельно)

Что делают в поле богатыри? (в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.)

 

         На картине  П.Д. Корина «Александр Невский» изображен высокий, статный, мужественный мужчина.  За его плечами развевается  алый плащ, цвет которого означает победу. Гордый взгляд устремлен вдаль  - князь смотрит вслед убегающим врагам.

        Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? (Готовность защищать Родину от врагов.)

 Слайд13.  Картина о современной армии. Художник  Андрей Лях «Казаки у танка».

Как вы думаете, в наши дни  среди нас есть богатыри? (ответы детей)

Кто это?

Верно, это наши солдаты, воины, которые стоят на защите нашей Родины. Демонстрирую картину Андрея Ляха «Казаки у танка».

- Кто изображен на картине?

- Что необычного вы увидели на картине? (военная техника: танки, у казаков - автоматы)

Чем эти картины отличаются?

Да, друзья. На картине В.Васнецова  богатыри сидят на лошадях, в доспехах, в руках мечи, палицы. Александр Невский тоже стоит в доспехах, с мечом. Раньше не было техники, современного оружия и  защищали Родину на лошадях.

 Что объединяет все эти картины?

Верно, любовь к Родине и готовность всегда  выступить на ее защиту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_prezentatsii.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум  

«Картинная галерея в образовательной организации

как средство развития художественно-эстетических и

нравственных качеств дошкольников» (слайдовая презентация)

Подготовила воспиталь МБДОУ д/с 37 г. Новочеркасск Кокоревич Р.Н.

Слайд 2.Наш детский сад является участником федеральной инновационной площадкой проекта «Мир шедевров. Картинная галерея в детском саду АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». Научно-консультативное сопровождение площадки осуществляют наша землячка, Чумичева Раиса Михайловна, д.п.н., профессор кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики ЮФУ  г.Ростова-на-Дону;   Соловей Елена Юрьевна, кандидат исторических наук, директор АНО ДПО Институт образовательных технологий.

Слайд 3-4. В комплект «Картинная галерея в детском саду» Выпуск 1. Третьяковская галерея»   входят репродукции картин русских живописцев из собрания  этой  галереи:

- это масштабированные репродукции картин основных четырех жанров, которые наиболее доступны для восприятия детьми дошкольного возраста: пейзаж, портрет, натюрморт и жанровая живопись – 50 штук; Репродукции отличаются реалистичностью изображений, приближены к оригиналу.

- каждая репродукция сопровождается паспортом картины, в котором содержится краткая информация об авторе и его художественном произведении;

 (фотография)в данный набор входят этикетки размером 15х7 см, которые располагаются под картиной. Все они содержат следующую информацию:

  • инициалы и фамилию художника;
  • название картины;
  • материалы, которые использовал художник;
  • размер оригинала.

  Слайд 5-6. Проект «Картинная галерея в детском саду» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду с целью приобщения детей к миру культуры.

Подбор картин в комплекте  «Картинная галерея в детском саду» выпуск 1 «Третьяковская галерея»  позволяет знакомить  детей с культурным наследием нашей страны.

Картины воспевают красоту русской  природы, ее особенности, глубину и лиризм (И.И.Шишкин «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем»).

Подбор картин способствует формированию чувства гордости за свой народ, свою Родину (И.П. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», А.И. Лактионов «Письмо с фронта»).

Картины знакомят с историческими личностями, прославившими Россию (Н.Н. Ге  «Портрет Толстого», О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина»).

 Слайд 7 - 9. (Перспективный план) Когда я познакомилась с этим проектом, то  прошла курсы, что является обязательным условием для работы на этой инновационной площадке.   Знакомство детей с живописью, я начала с написания перспективного плана, в который включила занятия по знакомству детей с профессией художника,  с понятиями «картина»  и  жанрами живописи, с картинной галереей  в детском саду.  При написании перспективного плана по знакомству детей с художественными произведениями, наряду с занятиями по рассматриванию  репродукций картин из Третьяковской галереи, я в перспективный план включила  занятия по знакомству с творчеством наших местных художников: художника-баталиста М.Б. Грекова,   репродукцией его картины «Тачанка»; знакомство с творчеством донского художника И. И. Крылова. Репродукция картины «Лодки на берегу  Дона» 1900 г.  

 Слайд 10. Основной формой ознакомления детей с живописью являются специально организованные занятия, которые имеют следующие разновидности:

-Занятие «виртуальная экскурсия».

- Занятие-беседа с использованием репродукций. Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать.

Занятия по ознакомлению с произведениями искусства проводятся 1-2 раза в месяц.

Методические приемы при знакомстве детей с картиной:

- беседа по картине по вопросам. Вопросы помогают осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине?

- искусствоведческий рассказ. Он должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах

-рассказ воспитателя о картине;  

- образец анализа картины (приём на закрепление);

- использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки;

- рассказ о характере персонажа или образа (используется до занятия);

- описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии.

- приём коллективного обсуждения произведений искусства.   При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать.

Слайд 11 . Репродукция картины  В. Васнецова «Богатыри» и рассказ о ее создании. Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» - одна из лучших картин в русской живописи. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

Все эти годы художник копил материал для картины: изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей, написал множество эскизов, подбирал краски.

Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.

Слайд 12. Репродукция картины П.Д. Корина «Александр Невский» и рассказ о ее создании. Картина Павла Дмитриевича  Корина "Александр Невский" была создана в 1942 году и является одной из наиболее известных работ этого российского художника. Она представляет собой портрет Александра Невского, великого русского князя и национального героя, который сыграл ключевую роль в истории Руси.
         На картине изображен Александр Невский в полный рост. Он стоит на высоком берегу реки, а за его спиной раскинулся простор лесов и далекие горизонты. Картина создает впечатление величия и могущества природы, которая окружает великого князя.
       Александр Невский изображен в доспехах, что подчеркивает его военное превосходство и готовность защищать свою страну. В руке он держит меч, символизирующий его воинские навыки и решимость защищать Русь. Его лицо выражает силу, решительность и мудрость.


           Перед знакомством с картинами, проводится предварительная работа: чтение  и рассказывание детям былин и сказок о русских богатырях, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа о мультфильмах про богатырей. Для рассматривания можно использовать репродукции картин из Третьяковской галереи: В.Васнецова «Богатыри» и П.Д. Корина «Александр Невский».

      Подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов  нарисовал картину «Богатыри», а  П.Д. Корина «Александр Невский».

Давайте   рассмотрим их  и  побеседуем .

Кто здесь изображен? Ответ детей: богатыри русские)

Кто такие богатыри? (сильные, смелые воины)

Верно, на картине изображены русские богатыри:   Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

-Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? (Ответы детей.)

 -Чем они отличаются? (Ответы детей.)

- Какими изображены богатыри?

- Какие у них лица? Одежда? Оружие? Какие кони под ними и чем они украшены? (Дети рассказывают о каждом богатыре отдельно) 

Что делают в поле богатыри? (в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.)

         На картине  П.Д. Корина «Александр Невский» изображен высокий, статный, мужественный мужчина.  За его плечами развевается  алый плащ, цвет которого означает победу. Гордый взгляд устремлен вдаль  - князь смотрит вслед убегающим врагам.

        Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? (Готовность защищать Родину от врагов.)

 Слайд13.  Картина о современной армии. Художник  Андрей Лях «Казаки у танка».

Как вы думаете, в наши дни  среди нас есть богатыри? (ответы детей)

Кто это?

Верно, это наши солдаты, воины, которые стоят на защите нашей Родины. Демонстрирую картину Андрея Ляха «Казаки у танка».

- Кто изображен на картине?

- Что необычного вы увидели на картине? (военная техника: танки, у казаков - автоматы)

Чем эти картины отличаются?

Да, друзья. На картине В.Васнецова  богатыри сидят на лошадях, в доспехах, в руках мечи, палицы. Александр Невский тоже стоит в доспехах, с мечом. Раньше не было техники, современного оружия и  защищали Родину на лошадях.

 Что объединяет все эти картины?

Верно, любовь к Родине и готовность всегда  выступить на ее защиту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ» Тема: «Масленица-кривошейка». Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи. Вид проекта: творческий.

Цель: познакомить дошкольников с русским обрядовым праздником «Масленица».Задачи:1. познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;2. развивать художественно – творческую деятельн...

Ручной труд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольниковуд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольников

Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания....

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) . Тема «Лес – крас

Цель: формирование ответственного отношения к природе: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года. Задачи:Образовательные: расширить представление дете...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй ранней группы Тема: «Петушок, курочка и цыплята» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развити

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми второй ранней  группыТема: «Петушок, курочка и цыплята»(образовательная область «Познавател...

Практикум « Картинная галерея в образовательной организации как средство развития художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников»

Практикум « Картинная галерея в образовательной организации как средство развития художественно-эстетических и нравственных качеств дошкольников»Подготовила воспитатель МБДОУ д/с 37 г. Нов...