ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.
статья
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 8.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.
Аннотация: в статье представлены особенности формирования интеллектуальных умений, раскрыты уровни внимания, памяти, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Ключевые слова: задержка психического развития, внимание, память, восприятие, мышление.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что можно выделить несколько разных подходов к проблеме изучения и обучения детей с ЗПР. Под умениями понимается способ выполнения действий и приемов на основе приобретенных знаний и навыков.
Умения формируются путем упражнений и дают возможность выполнять
действия в привычных и изменившихся условиях.
По проблеме изучения формирования интеллектуальных умений у
детей 6-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР) вели работу
Т.П. Артемьева, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко.
Вопросами изучения данной проблемы занимались многие исследователи, такие как Б.Г.Ананьев, Т.А. Власова, Ю.К. Бабанский, М.С. Певзнер, Н.А.
Менчинская, и другие ученые. Они указывают на недоразвитие у данных детей познавательной деятельности, а так же на снижение продуктивности детей с ЗПР, проявляющаяся в различных видах психической деятельности: в процессах восприятия, запоминания, мышления.Системный анализ личности ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития, но и расскрыть причины их появления, определить наиболее эффективные пути их коррекции.
Б. Г. Ананьев определяет интеллект в качестве сложной умственной деятельности, который представляет собой единство познавательных функций разного уровня, а также постоянно подчеркивал глубокое единство теории интеллекта и теории личности. С одной стороны, потребности, интересы, установки и другие личностные качества определяют активность интеллекта. С другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта.[1, с. 36]
Н.А. Менчинская относит: гибкость, способность приспособления к изменяющимся условиям задач; быстрота усвоения мыслительных операций;
стойкость, сохранение точности и темпа при любых виляний; тесная связь;
максимальная приближённость к реальным условиям и задачам [2, с. 26].
Ю.К. Бабанский в основу своей классификации интеллектуальных
умений положил деятельностный подход и выделил следующие группы:
1 Мотивировать свою деятельность;
2 Воспринимать информацию внимательно;
3 Запоминать предложенную информацию;
4 Логически осмысливать и выделять главное в учебном материале;
5 Самостоятельно выполнять упражнения;
6 Осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.[3, с. 62].
Интеллектуальные умения неразрывно связаны с мышлением. В
педагогике под мышлением понимается психологический познавательный процесс обобщенного и действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязи.
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей дошкольного возраса с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в обучении. Такие дети плохо запоминают стихи, рассказы, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственно быстрое забывание выученного, прочитанного.[4, с. 57].
Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
- Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
- Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
- Узкий объем внимания.
В.Л. Подобед, изучая детей с ЗПР, выявил нарушения кратковременной памяти, связанные как с процессом запоминания информации, так и с процессом воспроизведения. Поэтому по уровню развития
кратковременной памяти и по скорости запоминания вербального
материала дети с задержкой психического развития существенно отстают от детей нормы.
Л.Н. Морозова, указывает на то, что «зрительное восприятие выступает
одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Так
называемое психическое действие, которое направлено непосредственно на формирование соответствующего образа. Зрительный гнозис важный компонент при регуляции интеллектуальной активности. Зрительное восприятие результат улучшения какой-либо
деятельности, которая формирует такой компонент, как внимание человека» [5, с. 89].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблему формирования интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста с ЗПР, изучали такие исследователи как Блинова Л. Н. , Л.Н. Морозова, В.Л. Подобед и другие ученые. Так несмотря на большую значимость, проблема формирования интеллектуальных умений у дошкольников с ЗПР пока изучена недостаточно.
Литература:
1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова. — Москва: с. 62-67.
#1042;ласова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. Москва: с. 26-30.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.,1984. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 2004г.- с. 36-37.
4. Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития/В.М.Астапов. Учеб.пособие для студ. и слушателей спец.факультетов.– М.– Международная педагогическая академия. 2002 г.- с. 57-59.
5. Фадина Г.В. Диагностика и корркция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /Г.В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004. – с. 45-49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровье сберегающих технологий при формировании исследовательских умений у детей дошкольного возраста". "Наш организм".
Исследование организма....

Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...

Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...

Доклад по дошкольному воспитанию на тему "Формирование графических умений у детей дошкольного возраста, как элемента школьной готовности".
Графический язык - это важное средство коммуникации: прежде чем усвоить символ, человек разными способами развивал эту способность, начиная с раннего детства и заканчивая школьным периодом. Несформиро...

ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: Особенности развития словообразовательных умений у детей дошкольного возраста в норме
ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: Особенности развития словообразовательных умений у детей дошкольного возраста в норме...

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных группах детского сада для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Физические умения у детей с ЗПР...
