«Образовательный коворкинг» Использование подвижных нейроигр и нейроупражнений на занятиях физической культуры в ДОУ Тема: «Нейроупражнения и нейроигры в режимных моментах».
методическая разработка (старшая группа)

Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «логос» - наука) - наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, т.е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gpo_2.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Паровозик»

г. Мичуринск, Тамбовской области

Доклад

муниципальное методическое объединение

по физическому развитию дошкольников

      «Образовательный коворкинг» Использование подвижных нейроигр  и нейроупражнений на занятиях физической культуры в ДОУ

Тема: «Нейроупражнения и нейроигры в режимных моментах».

Подготовила:

воспитатель

Ламонова Юлия Игоревна

г. Мичуринск, 2024

Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «логос» - наука) - наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, т.е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии:

  • задержка речевого развития
  • нарушение координации движений
  • дефицит внимания
  • гиперактивность
  • агрессия

Причина этих расстройств - нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных прессов и двигательной деятельности. Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.

В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. Для достижения видимых результатов заниматься нейрогимнастикой необходимо 2-3 раза в неделю, продолжительность 5-10 мин.

В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание - например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно. Если ребёнка не всё получается с первого раза, не нужно нервничать, кричать, лучше похвалить за старание и попробовать ещё раз.

Регулярное выполнение нейрогимнастических игр приносит ребенку пользу:

  • способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий;
  • улучшает концентрацию внимания, памяти;
  • активизирует мыслительную деятельность;
  • обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
  • повышает физическую и умственную работоспособность;
  • стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
  • ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
  • эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности;
  • способствует снятию стресса, нервного напряжения;
  • формируют внутреннюю уверенности в своих силах.
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики;
  • формирование правильного взаимодействия ног и рук;
  • развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления;
  • обучение последовательного выполнения действий.
  • Преимущества использования нейроигр:
  • игровая форма обучения;
  • эмоциональная привлекательность;
  • многофункциональность;
  • автоматизация речи в сочетании с двигательной активностью;
  • формирование стойкой мотивации И произвольных познавательных интересов;
  • формирование партнерского взаимодействия между ребенком и взрослым.

Нейроигры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.

В основе нейроигр лежат упражнения, которые заставляют мозг работать в разных режимах. Когда ребенок играет в такие игры, он тренирует свой мозг, заставляя его работать активнее и быстрее. Это помогает улучшить связь между разными отделами мозга, а также развить когнитивные навыки.

Родителям необходимо обратить внимание на поведение ребёнка, если он гиперактивный, не слышит взрослых, не реагирует на замечания или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный, испытывает трудности в усвоении рабочей программы. Достаточно часто у таких детей наряду с нарушениями речи имеются проблемы с координацией, крупной и мелкой моторикой, моторной неловкостью. В связи с этим у логопедов возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свою координацию, внимание, двигательную активность и речь.

Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяют решать следующие задачи:

Нейройропсихологические игры и упражнения можно выполнять не только во время совместной деятельности в домашних условиях, но и на прогулке:

1. «Ухо – нос».

Держаться левой рукой за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку поменять положения рук. Усложнение: выполнить это упражнение стоя на балансировочной доске.

2. «Покажи путь»

Провести участника игры с завязанными глазами, по определенной траектории, подсказывать, куда двигаться. Например: «Два шага вперед, один вправо и т.д.»

3. «Путаница»

Выполнить действие, которое озвучивает ведущий. Но сам ведущий при этом выполняет что-то другое. Например: «Подними руки вверх», а ведущий разводит руки в стороны.

Использовать двигательные упражнения, при которых ребенок одновременно будет выполнять задание руками и ногами. Предлагать упражнения, в которых необходимо прыгнуть на коврик и хлопнуть руками, прыгнуть на следующий коврик и присесть, прыгнуть на третий коврик и хлопнуть руками и т.д. Бросать мячи и ловить их обеими руками. Или повторить действие, указанное на карточке.

Нейропсихологические игры полезны как для детей с различными нарушениями в развитии, так и для нормально развивающихся сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования подвижных игр в проведении занятия по физической культуре.

В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспи...

Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...

Проект на тему: Использование современных здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры в ДОУ.

В данном проекте рассмотрены современные здоровьесберегающие технологии применяемые в МБДОУ ДС №8 "Снеговичок" на занятиях физической культуры. Раскрыты возможности их применения.Целью разра...

Использование игрового оборудования "островки" на занятиях физической культурой

Использование игрового оборудования "островки" на занятиях физической культурой...

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях физической культурой в ДОУ

Применение ИКТ на занятиях физической культурой в ДОУ – это способ заинтересовать, организовать детей, развить  у них желание заниматься спортом. Использование мультимедийного оборудования ...

май 2024 г. Использование элементов детской йоги на занятиях физической культуры.

Внедрение элементов йоги на занятия по физической культуре в ДОУ....