Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне Лаврентьева, О. И. Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне / О. И. Лаврентьева, Л. О. Сафонова. — Текст : непосредс
материал (подготовительная группа)

 Ольга Игоревна  Лаврентьева

Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас времён молодому поколению, в котором свидетели этих ужасных долгих 900 дней не хотят вспоминать себя и пытаются забыть, через что им пришлось пройти? Отвечая на данный вопрос, следует отметить, что без памяти о прошлом нет будущего. Люди, которые не знают своей истории, не помнят и не уважают, рискуют оказаться в изоляции. Если мы перестанем рассказывать нашим детям о том, что пережили наши люди, нить, соединяющая поколения, оборвётся. В связи с этим, не только возможно воспитывать и передавать патриотические и другие достойные личные качества, чтобы выработать правильные установки и ценностные ориентиры для детей на ранней стадии, но и просто необходимо. Дети с раннего возраста должны знать о страшной блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Данная статья посвящена вопросам патриотического воспитания дошкольников, затрагивающих тему блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание.                                                                                       «Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне»

Лаврентьева Ольга Игорьевна, Сафонова Любовь Олеговна, воспитатели ГБДОУ № 113 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Аннотация: Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас времён молодому поколению, в котором свидетели этих ужасных долгих 900 дней не хотят вспоминать себя и пытаются забыть, через что им пришлось пройти? Отвечая на данный вопрос следует отметить, что без памяти о прошлом нет будущего. Люди, которые не знают своей истории, не помнят и не уважают, рискуют оказаться в изоляции. Если мы перестанем рассказывать нашим детям о том, что пережили наши люди, нить, соединяющая поколения, оборвётся. В связи с этим, не только возможно воспитывать и передавать патриотические и другие достойные личные качества, чтобы выработать правильные установки и ценностные ориентиры для детей на ранней стадии, но и просто необходимо. Дети с раннего возраста должны знать о страшной блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Данная статья посвящена вопросам патриотического воспитания дошкольников, затрагивающих тему блокады Ленинграда.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриоты, детям о войне, сотрудники дошкольного образования, социальная активность, блокада Ленинграда.

Проблема гражданско-патриотического воспитания дошкольников чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последние годы традиционное патриотическое сознание России постепенно теряется.

Вовлечение детей в патриотизм и гражданство целесообразно даже в дошкольном возрасте – это самое плодотворное время для передачи священного чувства любви к Родине. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитывать гражданина и патриота, формировать самооценку ребёнка и прививать ему положительные качества как ответственного, смелого и духовно развитого человека, сознание которого основано на патриотическом духе [2, 63].                                                                    

Одной из основных задач дошкольного образования является формирование патриотизма, что имеет большое значение для социально-гражданского и духовного развития личности ребёнка. Патриотизм предполагает формирование и долгосрочное развитие целого комплекса позитивных качеств. Это развитие основано на интеллектуальной, моральной и социокультурной составляющих. Патриотизм проявляется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности человека, который осознает свою неотделимость и неотделимость от Отечества. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к родному городу, к дому и к родителям. Изучая историю своей родины, своего города, дети не только приобретают знания, но и узнают о событиях, которые сформировались на протяжении многих веков и непосредственно повлияли на ход современной жизни [4, 157].

Современные дошкольные образовательные учреждения активно занимаются нравственно-патриотическим воспитанием, созданием детских представлений о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. А поскольку мы являемся жителями города Санкт-Петербурга, жителями, чьи родные пережили блокаду Ленинграда в годы войны, то, безусловно, много работы с воспитанниками старших групп ведётся по данному направлению. Логопед, воспитатели, методист, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре активно участвуют в организации работы в этой области.

Чтобы познакомить детей с незабываемым подвигом жителей осажденного Ленинграда, мы, воспитателя, и все работники дошкольного учреждения построили свою деятельность по следующим направлениям:

1. Провели серию тематических занятий на тему «Блокада Ленинграда»;

2. Использовали сохранившиеся фотографии, иллюстративный материал для ознакомления старших дошкольников с жизнью людей, которые были в осаждённом Ленинграде;

3. Во время патриотических мероприятий использовали музыкальные произведения военных лет (фрагменты из Симфонии №7 «Ленинградской», Д. Шостаковича; «У памятника детям блокадного Ленинграда» Е. Никитин; «Снова Осень пришла в Ленинград» (Блокадный вальс);

4. Совместно с другими сотрудниками дошкольного учреждения (логопед, музыкальный руководитель и др.)  рассматривали и обсуждали фотографии, на которых изображён осаждённый Ленинград;

5. Знакомили воспитанников с военным временем, с жизнью взрослых и детей в тяжелейшие годы, посредствам совместного чтения книг Д. Колпаковой и В. Суслова;

6. Привлекали родителей в патриотическое воспитание их детей.

7. Заучивали стихотворения о войне, победе, героической обороне города, о прорыве блокады;

8. Организовывали выставки рисунков и поделок, посвящённых Дню снятия блокады Ленинграда;

9. Проводили совместную подборку художественных работ для детей и родителей для использования в патриотически - воспитательных беседах;

10. Привлекали детей к созданию сувениров и открыток для ветеранов войны;

11. Организовывали торжественные мероприятия к Дню снятия блокады Ленинграда.

За время проведения, как нам кажется, большой работы с воспитанниками, они много узнали о людях, которые героически сражались, чтобы отстоять наш город от захвата фашистами, о том, как они жили, трудились, насколько бережно относились к хлебу.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без знаний исторического прошлого своего родного города, знаний о подвиге народа, пережившего тяжёлые годы блокады.

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, лёгкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему [1, 157].

Во время такой серьёзной деятельности со стороны дошкольных образовательных учреждений, как нам кажется, у дошкольников формируются представления о людях, которые героически сражались, чтобы защитить наш город от захвата нацистами, как они жили, как тяжело они работали и с какой важностью относились к хлебу.

Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, свой город, не может быть успешно достигнуто без знания исторического прошлого его родного города и осознания подвига ленинградцев в трудные годы блокады. Патриотизм, как нравственная черта, является результатом целенаправленного воспитания, а дошкольное время – подходящее время для ознакомления ребёнка с национальной культурой. Поэтому очень важно воспитывать истинного патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает социально развиваться [3, 27]. Это время наиболее выгодно для формирования патриотизма благодаря его психологическим характеристикам, так как дошкольники характеризуются высокой чувствительностью, лёгкостью обучения, полным доверием к взрослым, стремлением подражать им, эмоциональной отзывчивостью и интересом ко всему в окружающей среде.

Список литературы:

1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012. - 248 c.

2. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.

3. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина и др. - М.: Учитель, 2013. - 144 c.
17. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 112 c.

4. Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по «Социально-коммуникативному развитию дошкольников в различных видах образовательной деятельности» «Растем патриотами»

Тема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем....

Зачем рассказывать ребенку о войне?

Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются...

статья Зачем рассказывать детям о Войне

Воспитывать патриотические чувства за Родину...

Зачем и что читать дошкольникам о войне?

Можно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, еще рано и не нужно травмировать детскую психику? Михаил Телегин, автор программы "Воспитательный диалог" по дошк...

Зачем рассказывать детям о войне .

Зачем рассказывать детям о войне .Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень ...

Зачем рассказывать детям о войне

Каждый год наша Родина погружается в атмосферу единства и сплоченности. Праздник Победы – хороший повод рассказать детям о войне. Для современных родителей годы с 1941 по 1945 – это время,...