Организация взаимодействия с семьями воспитанников по краеведческому воспитанию.
методическая разработка (средняя группа)

Коновалова Анастасия Константиновна

Организация взаимодействия с семьями воспитанников по краеведческому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное

образовательное учреждение  «Детский сад №4»

 «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по краеведческому воспитанию»

Воспитатель: Коновалова А.К.

г. Шахты  2024 г.

    Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

 В настоящее время работа по формированию гражданина России актуальна и особенно трудна. Многие молодые семьи вопросы воспитания гражданственности не считают важными. Предпочтение отдаётся интеллектуальному развитию детей.

Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

Поэтому возникла идея взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию средствами краеведения.

Итак, работу по взаимодействию с родителями на тему краеведческого воспитания детей можно разделить на несколько этапов.

1 этап можно назвать как «вовлечение» родителей в процесс реализации программы по краеведению – “Выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей”.

С этой целью использовать информационно-аналитические формы: социально-педагогические опросы и анкетирование.

2 этап – “Педагогическое просвещение родителей”. На этом этапе можно использовать различные коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми и т.д.

(для презентации) Темы данных мероприятий педагоги могут выбрать самостоятельно. Могу Вам предложить некоторые примеры:

  • родительские собрания: “Воспитание патриотических и нравственных чувств детей на основе расширения знаний о родном городе”;
  • консультации: “Так ли важен пример родителей в воспитании у детей любви к родному городу” “Развитие инициативы и самостоятельности детей в познании истории родного города”;
  • тренинги, деловые игры:  “Игра – путешествие по родному городу, “Природные дары для поделок и игры”, “Знакомство с “Красной книгой”;
  • устные журналы:  “Как развивать интерес у детей к природе родного края”, “Знакомство детей с картой родного города”, “Развитие творческого воображения, фантазии, интереса к речевому творчеству”;
  • встречи с интересными людьми: участник боевых действий, Заслуженный учитель РФ.

3 этап – это партнёрство педагогов и родителей. Формы совместной деятельности: проектная деятельность, акции, тематические вечера, совместные досуги и праздники, викторины, выставки совместного творчества.

Эффективным способом вовлечения семьи в единое образовательное пространство является “Маршрут выходного дня”.

На родительском собрании проводится разработка «маршрута выходного дня», создаётся план проведения, подготавливаются памятки об изучаемых объектах; После чего проводится прогулка по маршруту. И её результатом могут быть фотовыставки, рисунки, стенгазета сообщение, презентация.

В него входит:

  • Анкетирование родителей – с целью выявления степени уровня знаний и заинтересованности родителей для построения дальнейшей работы по данной теме.
  • Родительское собрание – с целью ознакомления родителей с мероприятиями, проводимыми в ДОУ для ознакомления детей с малой родиной. Знакомство родителей с алгоритмом разработки “Маршрута выходного дня”. Мотивация родителей на предстоящую деятельность.
  • Разработка “Маршрутов выходного дня”. Создание плана проведения “Маршрута выходного дня” Подготовка небольших памяток об изучаемых объектах маршрута.
  • Прогулка по маршруту. Результат её – фотовыставка, рисунки, стенгазета, сообщение, презентация.

“Маршрут выходного дня” – это одна из эффективных форм организации, как досуга воспитанников, так и их образования. 

Целью разработки “Маршрут выходного дня” является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю через взаимодействие ДОУ с семьёй.

Также результатом такого сотрудничества является:

  • мотивация родителей на дальнейшее сотрудничество с педагогами;
  • расширение представлений детей о малой родине, её истории и культуре;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды: альбомы, фотовыставки, вернисажи рисунков, презентации и фильмы о малой родине.

«Семейный маршрут выходного дня». Родители совместно с ребёнком выбирают место, собирают сведения о месте посещения (с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребёнка), и всё записывают на видео. После чего в ДОУ воспитанники совместно с воспитателем обсуждают свои маршруты выходного дня рассказывают друг другу о чём узнали, какие места посетили.

В «маршрут выходного дня» можно включить квесты. Важнейшим элементом этой игры является обследование мира. А ключевую роль в игровом процессе играет решение задач, требующих умственных усилий.

“Квест” как форма организации работы с родителями решает ряд важных задач:

  • является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий;
  • даёт родителям понимание личной заинтересованности педагога в подготовке и проведении “Маршрутов выходного дня”;
  • упрощает родителям планирование совместных культурных прогулок с ребёнком;
  • обогащает детей яркими впечатлениями для совместного обсуждения;
  • позволяет педагогу выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе.

Ещё одна интересная идея – «Книга памяти». Предложить родителям фиксировать места, запоминающие для ребёнка. Будь то рисунок или фото. После чего в детском саду создаётся альбом, с последующим обсуждением педагога и воспитанников.

Индивидуальный семейный проект «Найди послание», где воспитатель оставляет письмо с описанием данной достопримечательности, которое воспитанники совместно с родителями должны будут найти (по подсказкам педагога), и ознакомиться с информацией в письме о месте посещения. После чего, в ДОО воспитанники делятся новой информацией, рассказывают о достопримечательностях нашего города,посёлка по окончании реализации проекта. Так же можно создать фильм из снятых родителями видеороликов.

Совместный проект «Улицы родного города». Воспитанникам даётся задание узнать почему улицы, на которых они живут, носят такое название: улица Мечникова, улица Гайдара, улица Песчанная и т.д., сделать фотографии своих улиц и дворов. Вместе с родителями ребята создадут альбом–книгу «Улицы родного города» с фотографиями своих улиц и дворов, своими рисунками и историями о строительстве улиц. Нравственный аспект этого проекта огромен, многие ребята и не думали, что их бабушки и дедушки строили их дом, улицу, город. Чувство гордости и радости будут переполнять ребят, когда они принесут свои семейные фотографии и истории для книги «Улицы родного города» и рассказы об истории улиц на встрече.

Проект «Интеллект – карта». Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Целью создания карт могут быть самые разнообразные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. При построении интеллект карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними.

Индивидуально семьёй или на родительском собрании (коллективно) составляется интеллект - карта по краеведению. Например, это может быть карта улиц (с описанием) или карта достопримечательностей нашего города или посёлка. А воспитатель совместно с детьми реализуют проект карты посредством экскурсий. После чего, создаётся фотоальбом по реализации данного проекта.

Очень хочется верить, что проводимая работа по ознакомлению дошкольников с родным краем будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...