Доклад на педагогическом совете: "Совместная работа семьи и детского сада"
консультация

Романова Мария Альбертовна

В докладе говорится о необходимости привлечения родителей к участию в работе детского сада., об актуальности этой проблемы. Также в докладе освещены разнообразные способы вовлечения родителей в работу детского сада. Такие как: открытые занятия для родителей, педагогический совет с участием родителей, групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, презентации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Доклад на педагогическом совете:  

            “Совместная деятельность семьи и детского сада”.

Воспитатель: Романова Мария Альбертовна.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Какие же проблемы натолкнули детские сады на понимание того, что необходимо взаимодействие с родителями? Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой не была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее развитие детской личности требует единства и согласованности семьи и детского сада.  Хотя семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются жизненные позиции. А детский сад  дополняет это или корректирует.

Актуальность проблемы работы с родителями:

  1. Наличие «благополучных» и «неблагополучных» семей. Что касается «неблагополучных», то только двусторонняя связь может компенсировать «неполноценность» их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь таких детей с окружением. Что касается детей из так называемых «благополучных» семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами деятельности, повысить педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача воспитателя  - вести себя демократично, не делая различий между детьми.
  2. Другая проблема- исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет к развитию агрессивности. Преодолеть агрессию опять же возможно путем взаимодействия семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, а с пониманием и заботой.
  3. Третья проблема- развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание беседам с ребенком и его родителями. Главное, чтобы ребенок, как и в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Часто общение с ребенком сводится к следующему: «Ты спал?», «Ты ел?» Задачей педагогов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми.
  4. Еще одна проблема- научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это также невозможно сделать без активного участия семьи.

Построение деловых, продуктивных отношений с родителями – особая профессиональная работа. Для ее грамотного выполнения воспитатель должен многое знать и уметь: представлять себе психологию родителей, владеть техникой убеждения, разъяснения, владеть методиками проведения различного рода встреч. Но для установления контакта с родителями мало быть профессионалом – нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком, который «просто нравится». Вот что для этого нужно:

  1. Плюс интерес: огромное любопытство, наблюдательность и память на все, что касается другого человека.
  2. Минус тревожность: душевное спокойствие привлекает людей.
  3. Плюс обратная связь: в ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идет, меня с интересом слушают.
  4. Плюс тактичность и остроумие.
  5. Плюс артистизм: богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика.
  6. Минус агрессивность: в разговоре не должно быть никакой агрессии.
  7. Минус предвзятость.
  8. Плюс предвидение: воспитатель должен уметь предвидеть итог беседы.
  9. Плюс симпатия: излучение доброжелательности возвращается отраженным светом.

Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой семьей на благо ребенка.

Можно выделить пять уровней участия родителей в жизни детского сада:

  1. Оказание разовой помощи.
  2. Способности родителей время от времени используются при проведении занятий.
  3. Родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе.
  4. Родители помогают определять основные направления работы в группе.
  5. Родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться.

Разнообразные способы вовлечения родителей в работу детского сада:

Презентация дошкольного учреждения.

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета:
1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

3. Подведение итогов анкетирования.

4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями.

5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезными для обеих сторон.

6. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется дальнейшая работа.

Посещение семьи.

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи: например, знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе.

Есть другая форма посещения семьи – обследование, проводимое с участием актива родителей с целью оказания материальной помощи семье, воздействия на одного из членов семьи. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.

Педагогические беседы с родителями.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Тематические консультации.

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год по каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Групповые собрания родителей.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры; музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность – 1,5часа.

По окончании родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

«Круглый стол» с родителями.

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание «круглого стола» приглашаются родители, выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами.

Конференция с родителями.

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Например, конференция для пап «Самый дорогой мой человек».

  1. Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?)
  2. Мнения психолога, логопеда, воспитателя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.
  3. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: «пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит передачу «Спокойной ночи, малыши… Вдруг гаснет свет. Не ложиться же спать без сказки?» Расскажите сказку «Колобок» или «Репку».
  4. Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Общие собрания родителей.

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит собрание заведующий детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

Наглядная пропаганда.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра родители делятся впечатлениями, задают вопросы.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Входе дежурства родители не вмешиваются в педагогический процесс. Свои соображения они могут высказать воспитателю, заведующему.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды, папки – передвижки и т.д. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей).

Сейчас также используются новые формы работы с родителями: диспуты, аукционы, педагогические калейдоскопы, клубы по интересам, викторины, вечера вопросов и ответов и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение -направления работы педагога-психологав детском саду

Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась...

Доклад на педагогический совет по теме: «Закаливание в детском саду»

Доклад на педагогический советпо теме: «Закаливание в детском саду»...

Использование психолого-педагогических технологий в работе педагога-психолога детского сада

middot;преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности;· развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы;· развитие коммуникативных навыков; овладение навык...

Сообщение на педагогическом совете «Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»

Сообщение на педагогическом совете«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»...

Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада

Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её акт...

Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада

Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи свое...