Консультации музыкального руководителя для педагогов
консультация
Консультации музыкального руководителя для педагогов
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».
Организующая (способствующая концентрации внимания при орга низованной деятельности) И.С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предварительный просмотр:
Сказочный мир театра.
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Кто не мечтает с детства побывать в сказке? В нашем детском саду мы воплощаем эту мечту в реальность. Наши праздники являются небольшими театрализованными представлениями, или мини-спектаклями, где
задействованы любимые, знакомые с детства герои. Именно в театрализации в полной мере раскрываются творческие способности детей, формируются эстетические и нравственные представления. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок захотел попробовать свои силы, продемонстрировать свои таланты, а они, несомненно есть и должны развиваться.
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку?
А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Ну что ж, поиграем в сказку, надеемся, малышу принесёт это радость.
Театр для ребёнка становится удивительным, особенным миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, всё непременно закончится хорошо.
И так: ЗДРАВСТВУЙ, ТЕАТР!
ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЫКА!
ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА!
Мы подарим праздник!
Детям очень маленьким
Трудно жить без чуда,
Пусть же в каждом празднике
Чудо будет всюду:
В тёплом солнца лучике,
В лужице и в капельке.
Он умеет чувствовать,
Хоть пока и маленький.
Мы подарим праздник,
Встречу с доброй сказкой,
Верим, что старанья
Будут не напрасны.
Если дети в детстве
Добротой согреты,
Вырастут достойные
Граждане планеты!
Л.Чадова.
Предварительный просмотр:
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Однако, непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
- Воспитатель сидит с безучастным видом
- Воспитатель перебивает исполнение
- Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
Активность воспитателя зависит от трех факторов
- От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
- От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
- От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
- Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
- При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
- Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
- Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
- Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
- Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем
- Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели
Содержание консультаций:
- Знакомство с задачами предстоящих занятий
- Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
- Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
- Продумывание внесения музыки в быт
- Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
- Групповые консультации:
- Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
- Составление сцен праздника
- Обдумывание сюрпризных моментов
- Обсуждение различных вопросов
- Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
- Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
- Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию)
- Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
- Обучение воспитателей пользоваться музыкальным центром, магнитофоном.
Предварительный просмотр:
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)
Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста», которые вы можете использовать на музыкальных занятиях, в совместной деятельности, в кружковой деятельности для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.
Цель: знакомство педагогов с применением музыкальных нейроигр и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с нейроиграми и упражнениями, способствующих умственному развитию дошкольников.
2.Научить практическим умениям в использовании нейроигр и упражнений.
3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с детьми.
На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. На музыкальных занятиях не все дети могут слышать ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Почему же наблюдается такая ситуация?
Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей, а также это малоподвижный образ жизни детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.
Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных методов и приемов работы с детьми. Сегодня я познакомлю вас с одним из таких методов, который активно использую в своей работе и который помогает ребенка – это нейроритмика.
Нейроритмика – это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.
Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения.
Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- развивать нейродинамические процессы головного мозга;
- формировать правильное взаимодействие рук и ног;
- учить последовательно выполнять действия;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевую активность;
- развивать музыкально-ритмические способности.
Каким детям необходимы нейроигры?
- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
- есть синдром дефицита внимания;
- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- быстро переключается с одного действия на другое;
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.
А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней.
Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Хочу вам показать несколько вариантов игр, которые я активно использую в своей работе.
А сейчас, уважаемые коллеги, отгадайте пожалуйста мои загадки:
- Звуки выстроились в ряд, получился … (звукоряд)
- Дружбу звуков, говорят, называют словом … (лад)
- Светлый мир просторный открыл нам лад … (мажорный)
- Мир, в сумрак погруженный, открыл нам лад … (минорный)
- От рева и до свиста три в музыке … (регистра).
Это фокус группа - начинаем играть.
Ваша задача: выполнить задание самостоятельно и продемонстрировать, поделиться впечатлениями от игры.
Время выполнения 5 минут.
Участники мастер – класса выполняют задание.
А пока работает фокус группа, я предлагаю познакомиться с различными видами нейроигр.
Педагог с участниками мастер-класса проигрывает нейроигры и упражнения.
ИГРЫ с залом
- Нейрогимнастика «Разминка для мозга»
Задачи:
- стимулировать развитие мыслительной деятельности;
- улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;
- снизить утомляемость на занятиях, повысить работоспособность;
- улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
- развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений.
Ход: повторять жесты вместе с ведущим.
- Ритмодекламация. Игра «Падишах»
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Игра «Падишах»
Задачи:
- Развитие концентрации внимания.
- Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
- Развитие навыка контроля своего поведения.
Ход игры:
Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.
На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам
Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам
Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам
Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам.
- Музыкальная нейрогимнастика «Музыкальные семерочки»
Задачи:
- тренировать визуальную память
- развивать внимание, образное и логическое мышление.
Взрослый начинает игру первым, показывая ребенку движения руками и озвучивая их. Ребенок повторяет заданный рисунок.
Думаю, что фокус группа уже готова. Пожалуйста, озвучьте ваше задания и продемонстрируйте, что у вас получилось.
Рассказ фокус группы.
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём. Попрошу вас похлопать в ладоши, если вам было интересно и вам понравился мой мастер-класс, и потопать ногами, если вам было не интересно.
Мною была составлена картотека нейроигр и упражнений, которую мы активно с педагогами применяем в своей работе.
Сегодня мы рассмотрели лишь несколько видов нейроигр.
Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.
Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
Тема: «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста
посредствам музыкального искусства»
Педагог: Добрый день уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас в этом зале, чтобы наша сегодняшняя встреча была успешной и заряжала нас всех только положительными эмоциями, давайте улыбнёмся друг другу! И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. Сегодня мы с вами проведем мастер класс на тему «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музыкального искусства».
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств посредством народной музыки, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.
Задачи:
-углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;
- познакомить педагогов с современными формами, методами и средствами нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.
- обобщить опыт работы музыкального руководителя по данной теме.
Свое выступление я хочу начать с одной цитаты С. Михалкова «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Как я это делаю:
Слайд система работы фото.
Посредством народной музыки я знакомлю детей с жизнью и бытом своего народа, приобщаю ребят к народной культуре через различные виды музыкальной деятельности: игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, пение, танцевальную и игровую деятельность.
Вот так в ходе последовательной, систематической и всесторонней работы я приобщаю детей к их культуре.
Сегодня мы с вами будем играть на музыкальных инструментах, озвучивать картины, заниматься коллективным творчеством, слушать музыку, играть и водить хоровод – и всё это мы будем делать на основе народного музыкально – игрового материала.
Приглашаю шестерых участников пройти к столам, присаживайтесь.
Я к вам пришла не с пустыми руками, у меня есть музыкальные инструменты, вот только они почему - то молчат. (Показываю листы на которых нарисованы контуры русских народных музыкальных инструментов: ложки, бубен, колокольчик). Как вы думаете, почему они не грают? (Потому что они не украшены). Давайте украсим их, чтобы они зазвучали чудесными звуками.
Коллективная работа - аппликация « Украшение народных музыкальных инструментов».
Участники мастер - класса украшают музыкальные инструменты, наклеивая заготовки
украшений из бумаги (цветочки, ягодки, завитки).
Вывешиваю музыкальные инструменты на магнитную доску.
Вот теперь, когда вы украсили музыкальные инструменты, они и зазвучат чудесным звуком.
У меня есть один знакомый мастер на все руки, он делает просто замечательные музыкальные инструменты (достаю музыкальные инструменты)– вот они (раздаю).
Приглашаю всех сыграть в оркестре.
Игра в оркестре русских народных инструментов «Добрый мастер»
Какую замечательную музыку вы сыграли! Просто молодцы! (гости садятся за столы)
Коллективное творчество способствует сплочению детского коллектива, а слушание и игра на музыкальных инструментах народной музыки способствует приобщению ребят к своей культуре, знакомству с образцами народного творчества.
- Скажите, а вы когда – ни будь, слышали, как звучат картины? У них тоже есть своя музыка.
Я предлагаю вам рассмотреть картину Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Что изображено на ней? Ответы……
Мы видим босоногую девочку, в переднике у нее завязаны собранные грибы, на плечах сидит маленький братишка, крепко обхватив сестру пухлыми ручками. Девочка одета в простенький сарафан. Она испуганно оглядывается туда, откуда идут тучи, прикидывая, успеют ли они добраться до дому, прежде чем хлынет ливень. Мальчик же уткнулся в нее, на тучи он не смотрит. Видно, что он тоже испуган, а сестренка ему кажется защитой. Глядя на этих детей, мы представляем вполне реальных крестьянских ребятишек, и в то же время вспоминаем сказочных Аленушку и Иванушку.
Эту девочку Маковский встретил в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая глазастая девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Художник ответил, что рисует, и предложил и ее нарисовать. Договорились устроить «сеанс» завтра. На следующий день вокруг Маковского собралось еще больше детворы – а той девочки не было. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у нее поднялся жар, и лежала она теперь в постели, сил набиралась. Эта история легла в основу картины и дала ей название.
Сейчас мы с вами озвучим картину с помощью народных музыкальных инструментов. Я сочинила небольшой рассказ по картине, и буду рассказывать его вам, а вы будите озвучивать действия музыкальными инструментами.
Участники мастер – класса разбирают музыкальные инструменты.
Озвучивание картины Маковского «Дети, бегущие от грозы»
народными музыкальными инструментами
Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.
Пошли они через поле в лесок (ложки).
Стали они собирать грибы, ягоды, аукаться, (дудочки)
Птичек слушать (свистульки).
Не заметила Машенька, как набежали тучи, (бубенцы – тремоло)
Потемнело кругом, загремел гром (бубен).
Тут посмотрела девочка на небо – ахнула (трещотки)
Взяла Ванечку и побежала (ложки).
Маленький Ванечка упал и заплакал (гусли)
А тучи все темнее, гром все громче (бубенцы, бубен – громко).
Тогда схватила Машенька братишку, посадила себе на плечи и припустилась со всех ног
(ложки в быстром темпе).
Сверкала молния, шумел ветер, гремел гром (бубен).
Было страшно. Но Машенька не бросила своего брата.
Упали первые капли дождя (колокольчик).
Ребята добежали до деревни (ложки),
И когда начался ливень (колокольчик в быстром темпе),
Брат и сестра были уже дома (глиссандо на ксилофоне).
Давайте музыкальные инструменты сложим на понос (убираю на пианино)
Данный вид деятельности, помимо того, что приобщает ребят к народной культуре, через игру на народных инструментах, он ещё развивает у них творческие способности. Фантазию, воображение.
Прошу двух участников занять свои места в музыкальном зале
Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкального слуха
«В гости песенка пришла».
-Дети, в саду, где я работаю, очень любят играть. Ваши тоже такие, да? А мы с вами, чем хуже? Признайтесь, вам ведь тоже иногда хочется поиграть! Предлагаю сыграть в игру «В гости песенка пришла».
Игровой материал. 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы),
Ход игры: На столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение. Если ответ правильный, все хлопают. Вызванный ребенок исполняет один куплет песни соответствующей картинке, остальные дети подпевают.
Участникам игры предлагают отгадать песни по мелодии. Музыкальный материал: «Баю, баюшки баю» Р.Н.П., «Во поле береза стояла» Р.Н.П., «Как у наших у ворот» Р.Н.П.,
Что дает детям эта игра? Знакомит детей с образцами русского народного песенного творчества, развивает музыкальную память, эмоциональную отзывчивость.
А сейчас честной народ становитесь в хоровод.
Этот вид деятельности помогает ребятам ещё больше сдружиться, почувствовать себя частью одного целого. Хоровод всех объединяет.
Хоровод «На горе – то калина».
Участники исполняют движения по показу
- И пока мы не разъединили руки, пока мы все - одно целое, я хочу сказать:
Как хорошо, что рядом друг,
С которым можно поделиться
Открыто высказать все то,
Что на душе твоей твориться.
Который может поддержать,
Направить в нужный след.
Желаю вам, мои друзья.
Здоровья долгих лет!
Уважаемые коллеги! Я благодарю каждого из вас за помощь, участие и моральную поддержку! А насколько вам было со мной интересно, я бы хотела определить по вашим аплодисментам. Спасибо!!!
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
Тема: «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста
посредствам музыкального искусства»
Педагог: Добрый день уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас в этом зале, чтобы наша сегодняшняя встреча была успешной и заряжала нас всех только положительными эмоциями, давайте улыбнёмся друг другу! И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. Сегодня мы с вами проведем мастер класс на тему «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музыкального искусства».
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств посредством народной музыки, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.
Задачи:
-углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;
- познакомить педагогов с современными формами, методами и средствами нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.
- обобщить опыт работы музыкального руководителя по данной теме.
Свое выступление я хочу начать с одной цитаты С. Михалкова «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Как я это делаю:
Слайд система работы фото.
Посредством народной музыки я знакомлю детей с жизнью и бытом своего народа, приобщаю ребят к народной культуре через различные виды музыкальной деятельности: игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, пение, танцевальную и игровую деятельность.
Вот так в ходе последовательной, систематической и всесторонней работы я приобщаю детей к их культуре.
Сегодня мы с вами будем играть на музыкальных инструментах, озвучивать картины, заниматься коллективным творчеством, слушать музыку, играть и водить хоровод – и всё это мы будем делать на основе народного музыкально – игрового материала.
Приглашаю шестерых участников пройти к столам, присаживайтесь.
Я к вам пришла не с пустыми руками, у меня есть музыкальные инструменты, вот только они почему - то молчат. (Показываю листы на которых нарисованы контуры русских народных музыкальных инструментов: ложки, бубен, колокольчик). Как вы думаете, почему они не грают? (Потому что они не украшены). Давайте украсим их, чтобы они зазвучали чудесными звуками.
Коллективная работа - аппликация « Украшение народных музыкальных инструментов».
Участники мастер - класса украшают музыкальные инструменты, наклеивая заготовки
украшений из бумаги (цветочки, ягодки, завитки).
Вывешиваю музыкальные инструменты на магнитную доску.
Вот теперь, когда вы украсили музыкальные инструменты, они и зазвучат чудесным звуком.
У меня есть один знакомый мастер на все руки, он делает просто замечательные музыкальные инструменты (достаю музыкальные инструменты)– вот они (раздаю).
Приглашаю всех сыграть в оркестре.
Игра в оркестре русских народных инструментов «Добрый мастер»
Какую замечательную музыку вы сыграли! Просто молодцы! (гости садятся за столы)
Коллективное творчество способствует сплочению детского коллектива, а слушание и игра на музыкальных инструментах народной музыки способствует приобщению ребят к своей культуре, знакомству с образцами народного творчества.
- Скажите, а вы когда – ни будь, слышали, как звучат картины? У них тоже есть своя музыка.
Я предлагаю вам рассмотреть картину Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Что изображено на ней? Ответы……
Мы видим босоногую девочку, в переднике у нее завязаны собранные грибы, на плечах сидит маленький братишка, крепко обхватив сестру пухлыми ручками. Девочка одета в простенький сарафан. Она испуганно оглядывается туда, откуда идут тучи, прикидывая, успеют ли они добраться до дому, прежде чем хлынет ливень. Мальчик же уткнулся в нее, на тучи он не смотрит. Видно, что он тоже испуган, а сестренка ему кажется защитой. Глядя на этих детей, мы представляем вполне реальных крестьянских ребятишек, и в то же время вспоминаем сказочных Аленушку и Иванушку.
Эту девочку Маковский встретил в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая глазастая девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Художник ответил, что рисует, и предложил и ее нарисовать. Договорились устроить «сеанс» завтра. На следующий день вокруг Маковского собралось еще больше детворы – а той девочки не было. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у нее поднялся жар, и лежала она теперь в постели, сил набиралась. Эта история легла в основу картины и дала ей название.
Сейчас мы с вами озвучим картину с помощью народных музыкальных инструментов. Я сочинила небольшой рассказ по картине, и буду рассказывать его вам, а вы будите озвучивать действия музыкальными инструментами.
Участники мастер – класса разбирают музыкальные инструменты.
Озвучивание картины Маковского «Дети, бегущие от грозы»
народными музыкальными инструментами
Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.
Пошли они через поле в лесок (ложки).
Стали они собирать грибы, ягоды, аукаться, (дудочки)
Птичек слушать (свистульки).
Не заметила Машенька, как набежали тучи, (бубенцы – тремоло)
Потемнело кругом, загремел гром (бубен).
Тут посмотрела девочка на небо – ахнула (трещотки)
Взяла Ванечку и побежала (ложки).
Маленький Ванечка упал и заплакал (гусли)
А тучи все темнее, гром все громче (бубенцы, бубен – громко).
Тогда схватила Машенька братишку, посадила себе на плечи и припустилась со всех ног
(ложки в быстром темпе).
Сверкала молния, шумел ветер, гремел гром (бубен).
Было страшно. Но Машенька не бросила своего брата.
Упали первые капли дождя (колокольчик).
Ребята добежали до деревни (ложки),
И когда начался ливень (колокольчик в быстром темпе),
Брат и сестра были уже дома (глиссандо на ксилофоне).
Давайте музыкальные инструменты сложим на понос (убираю на пианино)
Данный вид деятельности, помимо того, что приобщает ребят к народной культуре, через игру на народных инструментах, он ещё развивает у них творческие способности. Фантазию, воображение.
Прошу двух участников занять свои места в музыкальном зале
Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкального слуха
«В гости песенка пришла».
-Дети, в саду, где я работаю, очень любят играть. Ваши тоже такие, да? А мы с вами, чем хуже? Признайтесь, вам ведь тоже иногда хочется поиграть! Предлагаю сыграть в игру «В гости песенка пришла».
Игровой материал. 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы),
Ход игры: На столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение. Если ответ правильный, все хлопают. Вызванный ребенок исполняет один куплет песни соответствующей картинке, остальные дети подпевают.
Участникам игры предлагают отгадать песни по мелодии. Музыкальный материал: «Баю, баюшки баю» Р.Н.П., «Во поле береза стояла» Р.Н.П., «Как у наших у ворот» Р.Н.П.,
Что дает детям эта игра? Знакомит детей с образцами русского народного песенного творчества, развивает музыкальную память, эмоциональную отзывчивость.
А сейчас честной народ становитесь в хоровод.
Этот вид деятельности помогает ребятам ещё больше сдружиться, почувствовать себя частью одного целого. Хоровод всех объединяет.
Хоровод «На горе – то калина».
Участники исполняют движения по показу
- И пока мы не разъединили руки, пока мы все - одно целое, я хочу сказать:
Как хорошо, что рядом друг,
С которым можно поделиться
Открыто высказать все то,
Что на душе твоей твориться.
Который может поддержать,
Направить в нужный след.
Желаю вам, мои друзья.
Здоровья долгих лет!
Уважаемые коллеги! Я благодарю каждого из вас за помощь, участие и моральную поддержку! А насколько вам было со мной интересно, я бы хотела определить по вашим аплодисментам. Спасибо!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации музыкального руководителя для педагогов ДОУ
Консультации музыкального руководителя для педагогов ДОУ...

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Наши утренники"
В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме....

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ
Консультация музыкального руководителядля педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессемузыкального воспитаниядетей дошкольного возраста»...

Консультация музыкального руководителя для педагогов Роль педагога на уроках музыки
Консультация музыкального руководителя для педагогов "Роль педагога на уроках музыки"...
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на ДМИ"
Ритмы сопровождают нас повсюду. Даже природа без ритма не существует....
Консультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а неп...

