Одарённый ребёнок
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Как помочь одаренному ребенку?»
По статистике, число детей, развивающихся быстрее, нежели их сверстники, составляет приблизительно 10% среди малышей до 3 лет, 2–3% — среди ребят от 4 до 7 лет и около 1% — среди школьников. И только 10% вундеркиндов достигают значительных успехов во взрослом возрасте.
У ребенка должны быть условия для того, чтобы заниматься любимым делом, не помешает и внимательный, умный педагог, но никаких планов вроде "Пятилетку в четыре года!", никаких завышенных ожиданий, никакой преждевременной славы, так как она — тоже испытание.
К родителям одаренных детей в полной мере относится совет: "Не тяните растение из земли, дайте ему вырасти". Для ребенка естественно жить моментом, получать радость от того, что он способен сделать сейчас, и не загадывать на будущее, — так не лишайте его этой счастливой возможности. Радуйтесь тому, что ваш ребенок умеет сейчас и не предвкушайте грядущих достижений.
Одаренный ребенок: как понять?
Психологи разработали множество тестов, позволяющих распознать детскую одаренность, но, разумеется, ни один из них не совершенен. И все же ниже я привожу ряд признаков, которые часто заставляют родителей заподозрить, что их ребенок относится к особо одаренным:
- развитое абстрактное мышление и умение решать поставленные задачи;
- ускоренное прохождение этапов развития, характерных для данного возраста;
- повышенная любознательность;
- раннее мощное развитие речевых навыков (иногда оно обнаруживается только, если ребенка "разговорить");
- удовольствие от учения и быстрое усвоение материала;
- блестящее чувство юмора;
- великолепная память (но не обязательно "быстрая");
- высокий уровень активности (хотя дети-интроверты, погруженные в свои мысли, могут производить впечатление "бездельников);
- ярко выраженная реакция на шум, боль или ограничения;
- способность долго удерживать внимание на предмете или занятии, вызывающем интерес;
- чувствительность и сострадание;
- стремление к совершенству;
- яркое воображение (например, придумывает себе товарища).
Как поддержать одаренного ребенка
Так как же родителям не загубить талант одаренного ребенка?
Обязательно прочтите следующие сорок пунктов. Если при чтении каких-то из них вы подумаете: "Я так всегда делаю", не забудьте себя похвалить. Если решите: "А вот это надо попробовать" — великолепно. А если что-то вызовет у вас крайне негативную реакцию: "Вот уж это никогда!" — значит, так тому и быть.
- Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
- Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
- Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
- Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
- Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
- Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
- Я поручаю ребенку посильные заботы.
- Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
- Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
- Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
- Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
- Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
- Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
- Я никогда не наказываю ребенка унижением.
- Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
- Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
- Я регулярно читаю ребенку.
- Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
- Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
- Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
- Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
- Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
- Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
- Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
- Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
- Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
- Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
- Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
- В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
- Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
- Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
- Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
- Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
- Я помогаю ребенку быть личностью.
- Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
- Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "Я этого тоже не умею".
- Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
- Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
- Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.
Надо ли развивать одаренного ребенка?
А что же по поводу одаренных детей говорят современные исследователи? Большинство из них рекомендуют поддерживать гармоничное развитие личности. Иными словами, если вы видите, что ваш трех-четырехлетний ребенок проявляет явные способности в какой-то одной области, оставьте пока эту область в покое и займитесь всеми остальными, где его успехи не так очевидны.
Представьте себе, что ваш ребенок — это дом. Не трогайте те окна, которые сами открылись, и займитесь теми, которые еще закрыты. Например, если у трехлетнего малыша абсолютный музыкальный слух, но он почти не рисует и слабоват физически, предоставьте ему достаточное количество музыкальных инструментов (трещотки, свистки, дудочки, барабаны, колокольчики, "поющий ветер" и т.д.) и возможность слушать самую разную музыку, а потом пристройте его куда-нибудь на физкультуру и на занятия в изостудию. Опытный педагог и хорошая компания могут значительно стимулировать его интерес к рисованию. Даже если в будущем он станет музыкантом, хорошая физическая форма, а также умение "смотреть и видеть" ему очень пригодятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» Одаренность — это системное, развивающееся в ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.
Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...

«Одарённый ребёнок» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;Одарённый ребёнок»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...

«Что такое одарённость и какой он, - одарённый ребёнок?»
laquo;Что такое одарённость икакой он, - одарённый ребёнок?»...
Одарённый ребёнок . Современные технологии работы с одарёнными детьми
В последнее время всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской од...
