Проект «По дороге сказок».
проект

Светлана Викторовна Гришина

От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_doroge_skazok_gotovo.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «По дороге сказок».

Воспитатель: Гришина С.В.

Актуальность.

От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

- создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

- подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;

- обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе игровой деятельности.

- привлечь родителей воспитанников к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Сроки реализации проекта: 2 месяца: октябрь, ноябрь

Участники проекта: дети средней группы «Золотой ключик» (4 -5 лет).

Тип проекта: познавательный, речевой, игровой, творческий.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Предметно - развивающая среда: дидактические игры, настольный театр, сюжетные картинки для составление рассказов, подборка НОД по речевому развитию.

Формы и методы: в проекте представлены такие виды игровой деятельности как: дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Также в ходе и реализации проектной деятельности использованы следующие формы и методы: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: загадки, пословицы, поговорки, стихи, речевые пятиминутки. оформление выставки, консультации для родителей.

Ожидаемый результат: при систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Продукт проекта: комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативной компетенции у детей среднего дошкольного возраста. План мероприятий, способствующих развитию речи

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Подведение итогов.

Подготовительный этап.

Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.

Задачи:

-составление плана работы, подбор методик;

-формирование целей, задач;

-создание необходимых условий для реализации проекта;

-разработка проекта; подбор и изучение необходимой литературы.

Используемые методики:

Разработка плана педагогом. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями:

-Подбор художественной литературы.

-Подбор пособий для работы с детьми.

-Выбор форм работы с родителями.

-Выбор основных мероприятий.

Показатели результативности:

Основной этап

Цель: выполнить задачи проекта.

Задачи: замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов общения, расширять словарный запас. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.

Используемые методики:

Подготовка необходимого оборудования. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, чистоговорок.Составление консультаций, памяток, рекомендаций.

Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки "Глупый мышонок".

Формы работы:

Работа с родителями:

Консультация "Сказка в жизни ребенка. "

Консультация "Книга для ребенка".

Формы работы с детьми:

Дидактические игры:

"Подбери пару", "Подскажи словечко", " Кто летает", " Дай действия словам", "Из чего сделано?", "Наоборот", " Четвертый лишний", " Разговор по телефону". "Назови и отгадай", "Где, что лежит", "Назови одним словом", "Скажи наоборот", "Горячо – холодно", "Раздели на группы", "Один - много", " Хорошо - плохо", "Далеко - близко", "Обобщающие понятия", "Назови ласково", "Назови полное имя"

-Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

-Чтение и пересказывание русской народной сказки «Три медведя».

-Чтение и пересказывание русской народной сказки «Колобок».

-Чтение и пересказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Подвижные игры со словами:

"У медведя во бору", "По ровненькой дорожке", "Мы - веселые ребята", "Воробушки и кот", "Птички в гнёздышках", "Листопад", "День – ночь", "Гуси - лебеди", "Кошка и мыши", "Гори - гори ясно ", "Мышеловка", "Пастух и стадо", "Повар и котята".

Театрализованные игры:

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»;

Игра-пантомима «Был у зайца огород»;

Игра на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы»;

Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э. Мошковской)

Сюжетно-ролевые игры:

"Парикмахерская", "Магазин", "Кафе", "Строители", "Больница", "Семья", "Айболит".

Заключительный этап

Цель: определение результатов проекта. Подведение итогов.

Задачи: составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов. Составить отчет о проделанной работе.

Используемые методики:

Выставка творческих работ для родителей

Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки «Теремок на новый лад", «Как звери весну искали»

Формы работы:

Инсценированное детьми сказок: «Теремок на новый лад», «Как звери весну искали».

Вывод

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной игровой методики и постановки сказочных инсценировок в практической работе с детьми, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Игра и сказка развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011

2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2011.

4. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

5. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

6. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. - М. : Просвещение, 2005.

7. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М. -МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010

8. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О. С. -М: ТЦ Сфера, 2011.

9. Сидорчук, Т. А., Хоменко, Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2012.

10. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. - М: ТЦ Сфера, 2012.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

12. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой М. 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "По дорогам сказок"

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспит...

Презентация проекта"По дорогам сказок"

Проект по театральной деятельности « По дорогам сказок», целью которого было развивать творческие  способности  и духовно-нравственные качества у дошкольников по  средствам  театра...

Проект "по дорогам сказок"

У каждого из нас внутри талант таитьсяИ очень важно в детстве дать ему раскрыться...

Проект "По дорогам сказок Чуковского"

Разработанный мной проект развивает коммуникативные способности детей  дошкольного возраста, развивает свзную речь, памть ,развивает творческие способности детей при драматизации отрывков из прои...

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...

Проект " По дорогам сказок"

Содействовать развитию познавательной  сферы  детей, обогащать словарь....

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...