ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал
Ребенок - это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей, не жестокого и злого обращения, а добра, заботы и любви. Но, к сожалению, часто меньше любви достается нашим самым любимым людям. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение детей порождается только добром.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Леденёва Е.И. педагог-психолог
Ребенок - это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей, не жестокого и злого обращения, а добра, заботы и любви. Но, к сожалению, часто меньше любви достается нашим самым любимым людям. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ним.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку иногда могут быть вызваны не виной ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что кратчайший путь лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, жажду мести и компенсации, разрушение нравственных тормозов, стремление к обману и ловкости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют). Чем же страшно наказание ребенка - наказание ремнем и воспитание шантажом? Знаете ли Вы, как влияет родительское физическое и психологическое наказание на ребенка, на его будущую жизнь? Давайте разберемся, почему нельзя наказывать ребенка, даже если очень хочется и, кажется, что других методов воспитания уже не осталось? Физическое наказание ребенка, телесное наказание ремнем, лозиной и т.д. - так называемое порка - это не самое страшное, чего боятся дети. Самое страшное наказание ребенка не физическое, а
психологическое.
Чего хотят родители, наказывая своего якобы любимого, ребенка
настолько жестокими методами - ремнем, лозиной, психологическим шантажом по принципу «Ты сделай это, а я куплю (подарю, дам возможность, тебе сделать то»? Родители, физически и психологически издеваясь над ребенком (будем честны хотя бы сами с собой, что наказывая ребенка, мы его смиряем), как это ни парадоксально, занимаются «воспитанием». Шаг вправо, шаг влево - расстрел, а вернее, телесное наказание, объединенное с ужасным моральным унижением ребенка, который чувствует себя оплеванным и уничтоженным собственными родителями, или еще более изощренная форма наказания - психологическая, когда родители в явной, открытой или скрытой форме шантажируют (да-да, именно шантажируют) ребенка своей любовью, вниманием, заботой и лаской. В статье 18 (пункт 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и
эксплуатацию.
В недавнем времени введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса.
Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; наших родителей били ремнем наши деды, наши отцы били нас, а мы будем лупить своих детей, наши дети - наших внуков, внуки - правнуков. Родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Получается, это порочная цепь неправильного воспитания подрастающего нового поколения, соединенного с физическим и (или) психологическим наказанием детей, умноженная на все возрастающий от поколения к поколению невротизм, подаренный современным сумасшедшим образом жизни с его информационными и стрессовыми перегрузками.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить такую ситуацию помогут следующие рекомендации:
- Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Выслушайте проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с его точкой зрения, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и человеческое достоинство.
- Принимайте решение совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливает сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
- Требуя чего-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Не возмущайтесь, если ребенок, может чего-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо объясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
- Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
- Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
- Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
- Подумайте, в чем сложность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?
Конечно - дети не всегда ведут себя, как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их - дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения обид и, тем
более, телесных наказаний.
ПРИЗНАКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И НАСИЛИЯ.
- Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
- Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.
- Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженностью в группе.
- У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.
- Ребенок отказывается раздеваться, стремиться скрыть синяки и раны.
- Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления моче - половых органов.
- Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.
- У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
- Судорожно реагирует на поднятую руку, как бы сжимается, боясь удара.
- Ребенок чрезмерно стремиться к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
- Он демонстрирует не соответствующее возрасту взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
- Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
- У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
«Профилактика жестокого обращения в семье»
Запомните эти простые правила и соблюдайте их в воспитании своего ребенка:
- Если ребенок остается один во дворе, он должен знать хотя бы минимум информации о себе. Учите малыша этому заранее, чтобы он смог уверенно ответить на вопросы: как тебя зовут, как твоя фамилия, где ты живешь, как зовут твоих родителей, номер телефона родителей. Эту информацию ребенок должен буквально заучить, чтобы в случае опасности, если он потерялся, если его все-таки увели далеко от дома, он мог обратиться в полицию или зайти в большой магазин, аптеку, где много народу и
обратиться к людям за помощью. Если ребенок слишком робкий и не может объяснить людям, желающим выручить его из беды, где он живет и как его зовут, такой ребенок должен выходить из дома только в сопровождении взрослого.
- Несколько «нельзя» ребенок должен усвоить твердо. Одно из них: не принимать от чужих людей угощений и подарков. Однако возможен вариант, что угощение предлагает знакомая тетя, соседка, с которой мама часто разговаривает, или папин приятель. Что делать ребенку? В этом случае все равно следует отказаться или спросить у мамы, если она недалеко. Свой отказ от угощения ребенок может так и объяснить: «Мама не разрешает мне брать конфеты и угощения». Если вы с самого раннего детства научите ваших детей спрашивать разрешения, прежде чем принимать от кого-то конфету или подарок, они будут менее уязвимы перед преступниками и насильниками, активно применяющими эту уловку.
- Учите своего ребенка следующему правилу: «Не отвечать на просьбу незнакомца подойти к нему или идти с ним. Никогда, ни при каких обстоятельствах не разговаривать с незнакомым взрослым человеком на улице». Если такой человек увидит, как маленькая девочка с восторгом и умилением наблюдает за мальчиком, играющим со своим щенком, он может использовать удачный момент и позвать малышку: «А у меня тоже есть щенок, хочешь поиграть с ним? Он такой же хорошенький». Девочка забудет о маминых запретах, ведь предлагают собачку, а «мама ничего о собачке не говорила, а говорила только о конфетах». Поэтому запрет должен звучать именно так: «Никогда и ни при каких обстоятельствах без моего разрешения не разговаривать с чужими людьми».
- Еще одно правило: «Не держать в тайне то, что доставило ребенку неприятности во дворе». Даже если малыш сильно испугался, он должен быть уверен в том, ему ничего не грозит, если он расскажет об этом родителям. Более того, он должен быть уверен в том, что именно родители обладают силой и возможностью защитить его от всяких бед. Это правило необходимо выполнять в том случае, если ребенка запугали. Преступники, которые домогаются маленьких детей, прибегают к самым действенным запугиваниям. Например, пытаясь увести ребенка за руку, натыкаются на его отчаянное сопротивление и крик. Поэтому пытаются запугать ребенка: «Если расскажешь маме, то завтра я тебя подкараулю и уведу так, что не успеешь закричать» или «Если расскажешь маме, то я убью и ее и тебя». Боясь за себя и за маму, малыш постарается молчать и не рассказывать о происшествии. Поэтому ребенок должен быть уверен, что мама, а тем более папа сильнее плохих дядей, и от них ничего нельзя скрывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План МБДОУ № 28 по организации профилактической деятельности предотвращения жестокого обращения с детьми дошкольного возраста
Создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения детей и взрослых, предупреждение насилия над детьми....

Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации
В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях дошкольной образовательной организации, а также определены возможности для организ...

Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста
Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста...

Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста
Консультация для педагогов и родителей...

Конспект занятия по профилактике жестокого обращения с детьми на тему "Сказки учат многому…" с детьми дошкольного возраста 5-6 лет
Цель:1. Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.2. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, внимание, осмотрительность в общении с не...

