Родительское собрание в средней группе на тему «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в средней группе на тему «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей на тему развитие ребёнка 4–5 лет.
Задачи:
-познакомить родителей детей с разными типами характерами, проблемами и стилями поведения детей 4–5 лет;
- установить партнёрские отношения между педагогами и родителями;
- оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями в развитии ребёнка 4–5 лет
Предварительная работа: сделать приглашения на собрание; подготовить памятки для родителей «Возрастные особенности детей средней группы (4–5 лет)»; «Волшебная шкатулка пожеланий».
Участники: воспитатели, родители.
Ход родительского собрания:
I. Вступительная часть:
-Добрый вечер, уважаемые родители. Начало учебного года – это всегда начало нового этапа в жизни детского сада, детей, родителей и педагогов. Ваши дети стали еще на один год взрослее. Мы теперь средняя группа. И наше первое родительское собрание должно нас с вами нацелить, настроить на плодотворную совместную работу на весь учебный год.
II. Основная часть:
«Возрастные особенности детей 4–5 лет»
-Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей – это их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4—5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.
Двойственность возрастных особенностей детей 4–5 лет:
Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов, и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни.
Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития.
Возрастные особенности детей 4—5 лет:
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
-Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
-Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
-Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
-Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
-Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Вам, как его родителям, важно:
• Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
• По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
• Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
• Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
• Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
• Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
• Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т. д.
• Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
Сейчас мы хотим сказать несколько слов об особенностях образовательного процесса и познакомить Вас с сеткой занятий. (воспитатель показывает презентацию)
Педагогические ситуации:
№1: За Димой в детский сад пришла мама.
Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама: «Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама: «Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама: «Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
№2: Лена (4 года) Бабушка, я помогу помыть посуду, можно? Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.
Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия? Что можно предложить бабушке при подобном случае еще?
№3: Сеня (4 года 6 месяцев, отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:
– Я больше не хочу! Я больше не хочу!
– Что случилось? Ты не заболел? – забеспокоилась мать.
– Нет, – вяло ответил малыш.
– Устал? – Нет.
– Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем–нибудь другим.
– Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, – вмешался отец.
– Не хочу! – устало протянул мальчик. – Ничего не хочу.
– Ну, ну, не капризничай, – стоял на своем отец. – Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где–то и попотеть требуется.
– Чего ты к нему привязался! Не видишь – он не хочет, – рассердилась мама.
– Мало ли, что не хочет. Надо!
– У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.
– Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что–то сделает.
Проанализируйте суждения папы и мамы.
- Все молодцы, очень хорошо поработали.
Заключительная часть: Рефлексия «Волшебная шкатулка пожеланий».
-По традиции родительское собрание мы завершаем интересной рефлексией. В этот раз мы предлагаем каждому достать из волшебной шкатулки пожелание и прочитать его рядом сидящему родителю.
Родители достают пожелания и зачитывают их друг другу.
1. Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!
2. Вам завтра особенно повезёт!
3. Наступило время сделать то, что Вы постоянно откладывали!
4. Любите себя такой (таким, какой, какая Вы есть!
5. Сделайте себе подарок, Вы этого заслуживаете!
6. Сегодня вместе с Вами радость и спокойствие!
7. Завтра Ваш день, успехов Вам!
8. Все Ваши желания и мечты реализуются, поверьте в это!
9. Очень скоро Вас ожидает фейерверк ярких событий!
10. Вы просто счастливчик!
11. Улыбайтесь всегда!
12. Сегодня для Вас лучший день! Как и все остальные!
13. Я желаю Вам, чтобы счастье и удача всегда были рядом! А во всех делах сопутствовал успех!
14. Вам вообще не надо билетиков счастья, Вы и так счастливый человек!
15. Не переживайте, то, о чём Вы думаете, обязательно исполнится!
16. Ваша заветная мечта очень скоро осуществится!
17. Поделитесь счастьем, и оно вернётся к Вам в двойном размере!
18. Вы сегодня просто неотразимы!
19. Ваша ослепительная улыбка – Ваше главное оружие!
Уважаемые родители, мы для вас приготовили советы и памятки – рекомендации «Возрастные особенности детей 4–5 лет».
Родителям выдаются памятки - рекомендации «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
-Уважаемые родители, наше собрание подошло к концу, если у кого-то возникли вопросы, можете подойти ко мне лично и поговорить.
-Всем большое спасибо, до скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Цель:- расширение контакта между воспитателями и родителями;- повышение педагогической культуры родителей;- дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительныхособеностях....

Конспект родительского собрания в средней группе по теме: «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
....

Родительское собрание в средней группе на тему "Возрастные особенности 4-5 лет"
Родительское собрание в средней группе на тему "Возрастные особенности 4-5 лет"...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет».
МАДОУ д/с № 100 «Капитошка»г. Новосибирск Конспект установочного родительского собрания в средней группе № 26 «РОМАШКИ»...

Конспект и протокол родительского собрания в средней группе на тему: «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет»
Родительское собрание в средней группе...

Родительское собрание в средней группе на тему: "Возрастные особенности детей 4–5 лет». Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет к концу учебного года».
дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительныхособенностях....
Родительское собрание в средней группе по теме: " Возрастные особенности детей 4 - 5 лет"
Родительское собрание...
