Консультация для педагогов ДОУ. "Игра – это жизненная лаборатория детства"
консультация
Открытое окно
Опять в соседнем садике с утра идет игра,
Лихие скачут всадники, с утра кричат – « Ура»!
Опять шумят дошкольники, Володеньки и Оленьки,
И вся разноголосица, ко мне в окно доносится.
Закрыла я свое окно – все смолкло как в немом кино.
Нет, без ребячьих голосов, мой дом закрыт, как на засов.
Нет, пусть лихие всадники, с утра кричат – « Ура»!
Пускай в соседнем садике, всегда идет игра!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
Подготовила: Жумансареева А.К.
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни»
С.Т.Шацкий
На первый план в своей работе ставлю задачи воспитания и обучения, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их полноценное развитие.
Решение этих задач невозможно без создания современной предметно – развивающей среды. В том и состоит особенность такой среды – через игровое действие подводить ребенка к тому, чтобы он видел не просто предмет или игрушку для развлечения, а старался придумать что то новое.
И что не менее важно, накопленную информацию, знания, он начнет передавать другим детям, обучая их тому, чему научился сам. Поэтому предметно - развивающая среда очень важна в детском саду.
В моей группе была продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных зон и уголков с помощью подвижных ширм – перегородок. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр.
У меня в группе дети не являются слушателями, пассивно воспринимающими мои объяснения, наоборот, они приобретают знания, умения, навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности, сочетаясь с индивидуальными интересами и побуждениями.
Дети занимаются с материалом, который сами выбирают, и сами определяют место и длительность работы с ним. Для данного вида деятельности у нас в группе есть крупный и мелкий строительный материал, конструкторы «Лего», природный материал (соломка, веточки, ракушки, камушки, семена растений…).
Я считаю, что базой для чтения становится устная речь. Стараюсь как можно больше говорить с детьми, даю точные знания с новыми для них словами. У детей при помощи развивающих игр, расширяю словарный запас, помогаю почувствовать красоту точного, правильно выстроенного высказывания. Поэтому постоянно обращаю внимание на свою речь, как я говорю с ребенком.
За время работы в детском саду, приобретая и накапливая определенные знания и опыт, я пришла к выводу, что большие возможности в воспитании и развитии ребенка заложены в играх, прежде всего, в развивающих. Поэтому в своей работе я использую развивающие игры во всех видах детской деятельности (на занятиях, развлечениях, самостоятельной деятельности детей).
Игра – это сложное социально – психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психологической и личностных сферах, дает эффект общего психического развития.
В процессе детской игры, работы… я доброжелательно и ненавязчиво руковожу детьми, становясь посредником между ними и подготовленной средой.
В игре ребенок учиться управлять собой: учиться подчинять свое поведение правилам, развиваются его движения, воображение, память, мышление, внимание и речь, умение сосредоточиться, т.е. развиваются его способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
В своей группе я создала предметно - развивающую среду, с учетом возрастных особенностей детей. В группе в определенном порядке расставлены дидактический материал, развивающие игры.
Ещё К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей.
Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста – это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «Особенный» ребенок – может гений, а может быть неблагополучный.
С помощью развивающей игры в моей практической работе обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание – приятнее. Игра – это средство диагностики психического состояния ребенка, его личности развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я придумала, а также подобрала из уже известных игр, такие, в которых по возможности развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.
Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Иногда возрастные границы трудно определить достаточно четко. Поэтому выбирая игры для занятия, каждый воспитатель должен исходить из своих организационных способностей, личностных качеств и поставленных перед собою задач. Содержание таких игровых занятий дает мне широкие возможности для импровизации.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес, готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать настоящую жизнь полной и счастливой.
Организация игровой деятельности с детьми дошкольного возраста
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.
Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в детском саду требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Подчинение игры
задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию
самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий,
кружков, подготовки к праздникам, утренниками т.д.
Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о
целесообразной организации игровой деятельности в детском саду. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее видвыполняет свою функцию в развитии ребенка.
Виды игр
Условно выделяют три вида игр:
1) игры по инициативе ребенка (творческие),
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные
игры),
3) народные игры (созданные народом).
Организация игровой деятельности в течение дня
В течение дня дети могут играть четыре раза: до завтрака (5-40 мин), между завтраком
и занятиями (5-7 мин), на открытом воздухе (1 ч.-1 час. 30 мин), после дневного сна (20-40
мин).
Игры до завтрака
Начинаются с приходом ребенка в детский сад, прерываются завтраком и
продолжаются до начала занятий. Задача воспитателя в этот период - так
рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей.
В младшей группе предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы
наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в совместных действиях, согласовании замыслов. Для указанных игр требуется материал и
игрушки, побуждающие детей к движениям. Во второй половине года вступают оформленного характера ролевые игры, которые очень нравятся малышам.
У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно
больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства и мысли малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности играть во все, что им хочется. Воспитатель корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее самодеятельный и творческий характер, непосредственность переживаний, веру ребенка в правдивость того, что происходит.
Воспитанникам старшей группы предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно.
Игры детей после завтрака должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий. Так, перед занятиями по речи, математике, рисованию уместными будут игры на развитие мышления, внимания, воображения.
Иную направленность предоставляем играм, если следующие занятия требуют от детей движений (хореография,
физкультура). Следовательно, руководство играми нужно согласовывать с
педагогическим процессом. Важно отходить от шаблонов. Ни в коем случае не стоит навязывать что-то детям, вызывая тем самым у них сопротивление, выход из игры или ее прекращение. Здесь уместны будут вопросы, советы, рекомендации.
Игры между занятиями
Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. В перерывах между занятиями следует избегать игр всей группой.
Это утомляет детей. Также неуместными будут новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход от игры к занятиям должно происходить спокойно и непринужденно.
Педагог обязательно учит детей играть, создаетигровую ситуацию, непосредственно общается с воспитанниками, используя методы прямого воздействия. Время имеет место и опосредованное влияние через игрушку, несложную инсценировку т.д. Малышам этого возраста нравятся сюжетно-ролевые игры
на бытовые темы, связанные с повседневной жизнью (например, девочки играют в куклы, мальчики - с машинами).
Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») могут длиться неделями, постепенно развиваясь. Целесообразны игры-драматизации (если план игры, последовательность действий определены заранее), дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Вмешательство воспитателя должно сводиться к советам, как лучше реализовать задуманную игру. Для этого достаточно попутных замечаний во время сбора на прогулку. Для лучшей самоорганизации желательно, чтобы дети в группе знали несколько игр и умели в них играть. Важен и способ организации детей. Например, они
могут выбрать ведущего в игре сами с помощью считалки, или его назначит воспитатель.
Игры после дневного сна
Игры после дневного сна во всех группах проходят в комнате или на открытом воздухе. Комнату, в которой играют дети, желательно отдать полностью в их распоряжение: расположение мебели, игрушек подчиняется игре. Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Если они играют в разные виды игр, воспитательные задачи разнообразнее и индивидуализируются.
Вечером можно продолжить строительные и ролевые игры, созданные на открытом воздухе. У детей накапливается достаточно образов, чтобы играть разные роли, строить сооружения и т.п. Уровень этих игр значительно возрастает, если воспитатель предложит задачи. Можно проводить с детьми дидактические игры, содержание которых весьма разнообразно. Сочетание дидактических игр с другими видами позволяет достичь значительного успеха в всестороннем развитии детей. В настоящее время уместными
будут музыкальные игры, в которых воспитателю отводится значительная роль. Это - игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-загадки. Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях.
Немалую роль в жизни ребенка играет игра-труд с использованием продуктов трудовой и художественно-творческой деятельности. Однако, если ставится задача дать еще и определенные навыки (вышивание, склеивание, вырезание и т.д.), это снижает уровень самой игры, а во многих случаях приводит к ее прекращению. Поэтому для этих игр лучше такая деятельность, навыками которой дети уже обладают.
Летом, когда детские знания и опыт значительно обогатились, меньше времени тратится на одевание, раздевание, сбор на прогулку, есть возможность полнее удовлетворять потребности детей в игре.
Летом в средней и старшей группах следует активно внедрять творческие игры с использованием природного материала. Не стоит оставлять без внимания также игры- драматизации, поскольку дети уже имеют достаточно знаний и опыта для инсценировки знакомых литературных произведений. Старшим дошкольникам можно предложить дидактические игры, которые по содержанию связанны с учебной программой из по развитию речи, ознакомлением с окружающим миром, с обучением счету и тому
подобное. Следует активно внедрять отгадывание загадок, нахождения частей предмета и его составление, проводимых как со всей группой, так и с отдельными детьми. В дождливые дни дети охотно играют в настольные игры (шашки, шахматы, игры- лабиринты, игры с кубиками, настольный хоккей и т.д.).
Игры-забавы достаточно популярны и у старших детей. Но следует вдумчиво
отнестись к содержанию этих игр, позаботиться, чтобы они не только развлекали, но и служили педагогическим целям.
Детям нравятся строительные игры. Поэтому материалы для них всегда должны быть на специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать различные игры - строительные, сюжетные, которые длятся несколько дней (например, «Построение
дома», который «переоборудуется» многократно и может превратиться в другое сооружение, куда дети проводят электричество, телефон, возле которой строят баню ит.д.).
Заканчивается насыщен интересными разнообразными играми день. Воспитатель напоминает, что надо навести порядок среди игрушек, все положить на свои места.
Уборке можно придать вид игры, при этом воспитатель приучает детей к
последовательности, выполнения установленных правил, поддержание порядка. «Где наши рабочие - спрашивает воспитатель, - Наверное, пошли ужинать. - А надо же материалы на место отвезти, чтобы завтра закончить «строительство». Услышав такие слова, «рабочие» быстро и охотно собирают материалы. «А вы, господин водитель, -
спрашивает воспитатель, - куда везете игрушки? - В шкаф. - Скорее везите, рабочий день заканчивается, надо ставить машину в гараж».
Взаимосвязь между отдельными видами игр
В отличие от творческих, содержание дидактических игр всегда известено заранее. Характеристика правила игры одинаково обязательны для каждого. Цель дидактических игр - развитие умственных способностей.
Общей для обоих видов игр является деятельность детей, благодаря которой дидактические игры приближаются к творческим. Интерес к действию - основной фактор,
который захватывает детей. При этом действия качественно различаются. Так, в творческих играх действие стихийное, не связанное с обязательными правилами. Дети сами создают, изменяют, приспосабливают правила для своих действий, решают, нужны ли они. В дидактических играх игровое действие всегда связана с заранее установленными
правилами. Другое отличие в игровых действиях проявляется в их функциях, творческие игры способствуют общему развитию ребенка, а в дидактические - достижению
конкретной цели с помощью различных интересных задач.
Взрослые должны корректировать проведение всех видов игр. В частности, руководство творческими играми заключается в обогащении представлений и впечатлений детей, подборе соответствующих игрушек и материалов, сохранении непосредственных переживаний детей, развития их инициативы и т.д.. Когда воспитатель
проводит дидактические игры, он является инициатором, организатором, должен обязательно объяснить правила игры, следить за ее ходом, а иногда и принимать в ней
непосредственное участие.
Отличие обоих видов игр не исключает их взаимодействия.
В дидактических играх дети учатся разным видам игровой деятельности, соблюдают правила игры. Они как бы
проходят школу организованного поведения, справедливых отношений, в значительной мере переносят это в творческие игры. Дидактические игры как метод обучения в детском саду помогают закреплять полученные знания, применять их на практике.
С другой стороны, непосредственность переживаний, свободное включение ребенка в действие, характерные
для творческой игры, легко переносятся в дидактические игры, что делает их оживленными и интересными.
Несравненно больше взаимосвязаны дидактические и подвижные игры. Они имеют одинаковую структуру. Как в дидактических, так и в подвижных играх детям дается
задание. Различие между дидактическими и подвижными играми заключается, главным образом, в смысле: выполняются задачи умственного или физического характера. Общий признак этих игр - заинтересованность детей в ходе и результатах игры.
Отдельные аспекты планирования игровой деятельности в детском саду
План дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы
обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы.
План - это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное - не схема и форма, а содержание.
Тематическим планом охватываются те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых и конструированных игр, обеспечивая концентрированную подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре……
Во время игры может возникнуть потребность в таких атрибутах, которые нельзя
было предусмотреть заранее. В таких случаях следует поддержать инициативу детей,
помочь изготовить или заменить другими предметами необходимые атрибуты и тем
самым поддержать интерес к игре
Дидактическая игра: «Подбери правильно»
(для детей 6-7 лет
Цель работы:
изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности школьников.
Задачи:
Изучить теоретический материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности школьников;
Определить основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки;
Выявить структуру, функции, виды, этапы дидактических игр.
Введение.
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Данная творческая работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к учебным предметам.
Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к обучению, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.
Происхождение и развитие игры.
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. Диапазон предложенных по истокам проявления игры концепций очень широк и уже рассматривался в отечественной философской и иной научной литературе.
Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточением общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют играм, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих досугов.
Античный идеал – совершенство, единство физической силы, духовной красоты и творческих достижений. Ярчайшим образцом организованного досуга следует считать рожденные в Древней Греции Олимпийские игры, на период которых, как известно, прекращались войны, устанавливалось перемирие.
На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно культурный смысл. Многие исследователи игры связывают ее происхождение с религиозной культурой, например, народные и праздничные игры, сохранившиеся в духовной жизни людей, возникшие из языческих религиозных обрядов.
Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредником между людьми и божествами
Религия как часть культуры народа хранила и передавала по наследству духовно богатые игры, празднества, связанные с природой красотой быта, народного фольклора, общинной жизни. Уничтожив религию, власть имущие в одночасье уничтожили игры, на которых воспитывались миллионы россиян.
Многие игры рождены религиозной культурой, культовыми традициями далекого прошлого. Религия действительно важный источник появления игр. Достаточно важными теоретическими вопросами являются вопросы об источниках возникновения и мотивах детской игры, ее структуре и динамике развития.
Проблема формирования интереса к обучению.
Любознательность и элементарный познавательный интерес не является врожденными качествами, а любопытство само по себе есть не что иное, как реакция на новизну, и отличается большой рефлекторностью, чем любознательность, а тем более – познавательный интерес. Однако миновать стадию любопытства в развитии интересы невозможно. Поскольку сформировать теоретический интерес у младших школьников проблематично, то правомерно поставит задачу введения их интереса на уровень элементарного познавательного.
Для его побуждения и развития существенное значение имеет содержание знаний.
Таким образом, проблема формирования интереса к обучению существует.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.
Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к учебным предметам, сделать его как можно более радостным и увлекательным.
Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной, но и в основной школе.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.
Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра как средство воспитания.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы.
Тонкость заключается еще в том, что взрослый (будь то педагог или родитель) не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства. Его управление игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен, в его атмосфере, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается доверие между ними и воспитателем, взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры- это, составляя сущность педагогического сотрудничества, должны помочь в разрешении проблем процесса обучения.
Дидактические игры - средство всестороннего развития личности.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Вот следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств:
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.), затем - с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение.
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребенка принадлежит содержанию и правилам игры.
В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные практикуемые игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др. Самоназвание игр акцентирует внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения. Наблюдая за поведением детей в играх, мы можем открыть ребенка через его поступки.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. В процессе игры дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.
Некоторые навыки труда школьники приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно применять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.
Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.
Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных систем и современные приметы использования игры в учебной и воспитательной работе.
Структура дидактической игры.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главноедидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное – дидактическая задача в игре осуществляется через игровую задачу, она скрыта от детей. Дети непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Цель дидактических игр и игровых приёмов – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
игры-путешествия;
игры-поручения;
игры-предположения;
игры-загадки;
игры-беседы;
Краткая характеристика каждого вида.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться радом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.
Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.
В работе с детьми, я заметила, что дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий. Если на занятиях дети не смогли уяснить значения совершаемых действий, то они выполняют их механически. Я задалась вопросом: Как избежать формального усвоения материала?
Для этого:
• изучила теоретический материал по данной проблеме;
• подобрала литературу, игры, упражнения по теме опыта;
• составила перспективный план;
• проводила открытые мероприятия.
В своей практике я часто использую игры-занятия, с применением дидактических игр. В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает содержание игр, методические приёмы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми, систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через игры – занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.).
Особенность дидактических игр – занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Используя разнообразный материал, дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно – печатные и словесные.
Применяемые игры – занятия с дидактическими игрушками воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Игры с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу – он старается добиться результата, следовательно, в этих действиях заложены предпосылки трудовой деятельности, умения, которые приобретают дети под руководством взрослого в играх с дидактическими игрушками, имеют большое значение в развитии самостоятельной игры.
Разнообразные настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей. В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображениях на картинках (парные картинки, лото, домино и т. п.). Так же к этому виду занятий относится и рассматривание картинок, изображённых на кубе, фланелеграфе и т. п.
Используются мною и разнообразные и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации, обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление цело из частей.
Важную роль в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры, они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, учатся воспринимать художественные произведения и произведения устного народного творчества. Речевое развитие, приобретённое в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Взаимодействия детей в словесных дидактических играх побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.
Моя задача, в дидактических играх формировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Широкое распространение таких средств информации, как телевидение, радио, кино, дети уже в дошкольном возрасте накапливают массу впечатлений, представлений, сведений об окружающей жизни, которая оказывает огромное воздействие на чувства, речь, взаимоотношения и поведение детей. Этот объём информации, получаемый в детском саду, дома, в ближайшем окружении, не может быть переработан детьми самостоятельно, поэтому, чтобы активно влиять на развитие детей, нужно учитывать в своей работе все источники информации и получаемые детьми впечатления.
Внедряя в свою работу эту тему, я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.
Учится, играя - идея, которая увлекала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Ведь, играть, общаясь со своими воспитанниками, это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком, которое с лихвой вознаграждается - блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.
Заключение
Разве здоровье не чудо?
А.П. Чехов
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка… Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. О чем они думают? Может – быть…
….Жизнь – это часто тяжелое бремя,
Светлое детство как праздник мелькнет,
Как бы я рад был с тобой поменяться,
Чтобы, как ты, и резвиться и петь,
Чтобы, как ты, беззаботно смеяться,
Шумно играть и беспечно глядеть!
Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но, в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»
Сбережение и обогащение здоровья ребенка – всегда актуальная и приоритетная задача для взрослых! Ребенок, как целостность физического, социально – экономического, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек, всегда необходимый другому человеку.
Закономерно игра является незаменимым средством решения обозначенной задачи – сбережение и обогащение здоровья ребенка в дошкольном детстве, и сегодня это уже не требует доказательств. Еще более полувека назад, авторитетный отечественный педагог и врач, один из первых теоретиков дошкольного образования Ефим Аронович Аркин утверждал: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой. Или в играх с правилами. Я как врач восхваляю игру не потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому. Что она благотворно влияет на его здоровье.
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он н е мог выполнить, и вместе с тем, она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья».
Игра – это естественный путь ребенка к здоровью, благополучию, это веселая жизнь, это радость, это красота и добро.
Игра – это когда ребенок, как волшебник, может все! Ничто не сравниться с играющим ребенком!
Игра – это чудо! Играющий ребенок – чудо! И здоровье, по мнению А.П.Чехова, это тоже чудо!
В творчестве Агнии Львовны Барто есть замечательное стихотворение - «Открытое окно». Именно им я хочу закончить свой творческий отчет.
Открытое окно
Опять в соседнем садике с утра идет игра,
Лихие скачут всадники, с утра кричат – « Ура»!
Опять шумят дошкольники, Володеньки и Оленьки,
И вся разноголосица, ко мне в окно доносится.
Закрыла я сое окно – все смолкло как в немом кино.
Нет, без ребячьих голосов, мой дом закрыт, как на засов.
Нет, пусть лихие всадники, с утра кричат – « Ура»!
Пускай в соседнем садике, всегда идет игра!
Так пусть дошкольное детство и годы, проведенные ребенком в детском саду, останутся для него чудом навсегда.
Литература.
- Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987
- Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986
- Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
- Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М., 1996
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках. – М., 1990
- Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. – Минск, 1987
- Минский В.И, От игры к знаниям. – М., 1988
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996
- Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1987, №2.
- Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры"
В данной консультации говориться о значимости подвижной игры в жизни ребенка....

Консультация для педагогов "Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников...

консультация для педагогов "Спортивные игры и спортивные упражнения в теплый период года""
В консультации предлагаются спортвные игры и упражнения , которые помогут педагогам более полно организовать пребывание детей на прогулке в теплое времпя года....

Консультация для педагогов "Дидактические игры по сенсорному развитию своими руками"
Консультация для пеагогов "Дидактические игры по сенсорному развитию своими руками."...

Консультация для воспитателей «Становление игры в раннем детстве»
Период 1-3 года – это период охватывает совсем небольшой временной интервал, однако какие важные изменения происходят с малышом за эти два года. За это короткое время дети овладевают элементарны...

Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...

Консультация для педагогов"Как играть с детьми в подвижные игры".
Конспект мастер класса для детей второй младшей группы.Игра « Цыплята и ястреб»...
