Консультация для школы молодого воспитателя "Организация развивающей среды в ДОУ"
консультация (подготовительная группа)

Валентина Васильевна Власова

Консультация для школы молодого воспитателя "Организация развивающей среды в ДОУ" В настоящее время организация предметно- развивающей среды (РППС)  в ДОУ подразумевает определённых требований,которые содержатся в ФГОС ДО,ФОП  ДО и иных нормативно-правовых актах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_razvivayushchey_sredy_v_dou.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

 КОНСУЛЬТАЦИЯ для школы молодого воспитателя.

Тема: «Организация развивающей среды в ДОУ»

                                                                             Подготовила
                                                                             воспитатель:
                                                                             ВКК Власова В.В.

В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ подразумевает соблюдение определенных требований , которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных нормативно-правовых актах.
Это требования к организации РППС; наполняемости РППС и знаниям педагогов по ее использованию. Все это подразумевает организацию семинаров и консультаций по организации развивающей предметно-пространственной среды, которые завершаются итоговым педсоветом, на котором воспитатели представляют аналитические справки по РППС в своих групповых помещениях, на основании которых педагоги совместно со старшим воспитателем (методистом) составляют рекомендации по ее совершенствованию.

Основным условием или принципом в иерархии требований к организации РППС должен быть принцип соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательного процесса, который на каждой ступени образования отличается специфичностью и большей или меньшей степенью вариативности (Н.А. Короткова).

Остальные принципы связаны с реализацией этого основного условия.

Принцип полифункциональности РППС: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Принцип трансформируемости РППС связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации,  вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект РППС, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов РППС, разрабатываемых уже самими  педагогами-практиками.

Эстетический аспект РППС должен присутствовать не как статичное внешнее дополнение (оформление интерьера), отдельное от функциональной составляющей, а как момент «красоты», открывающейся ребенку, в основном, при изменении, трансформации привычной среды.

ФОП ДО об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды

31.3. Федеральная программа не выдвигает жёстких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС. В соответствии со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учёта целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации образовательной программы.

31.6. С учётом возможности реализации образовательной программы ДОО в различных организационных моделях и формах РППС должна соответствовать: требованиям ФГОС ДО; образовательной программе ДОО; материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО; возрастным особенностям детей; воспитывающему характеру обучения детей в ДОО; требованиям безопасности и надёжности.

Что должна обеспечивать РППС?

ФОП ДО: 31.8. РППС ДОО должна обеспечивать возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

 31.10. РППС в ДОО должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.

Какой должна быть РППС?

ФОП ДО: 31.9. В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной.

ФОП ДО: РППС

1.Спокойная зона

 2. Активная зона Хочу такой сайт

3. Деловая зона

Комплексно-тематическая модель

• наличие ведущей темы дня, недели, месяца; 

• связь с окружающей действительностью; 

• мотивированность образовательного процесса;

 • системность и культуросообразность образовательного процесса; 

• проживание ребёнком темы в разных видах детской деятельности.

Предметно-средовая модель

• наличие дидактического материала, действие с которым автоматически развивает ребёнка; 

• ненавязчивая позиция взрослого; 

• поддержка детской активности; 

• свободный выбор предметного материала;

 • ориентация на возраст; 

• самостоятельная деятельность детей;

 • разнообразие видов детской деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых педагогов "Организация предметно – развивающей среды ДОУ"

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфорта...

Консультация для молодых педагогов Тема "Предметная развивающая среда в ДОУ"

Предметно-развивающая среда - это определённое пространство, специально организованное и оформленное, предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребности детей в познании, общении, тр...

Консультация для молодых специалистов ДОУ «Музыка как часть образовательной среды в детском саду»

Консультация для молодых специалистов ДОУ«Музыка как часть образовательной среды в детском саду» Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно с...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

Консультация для молодых педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с учетом ФГОС ДО"

Предметно-развивающая среда в детском саду имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка....

Консультация для молодого педагога "Требования к развивающей предметно-пространственной среде"

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также в...

Консультация для молодых педагогов «Инновационные подходы к организации РППС в группе» (Развивающая предметно- пространственная среда).

Консультация для молодых педагогов   «Инновационные подходы к организации РППС в группе» (Развивающая предметно- пространственная среда).  Образовательная среда ...