Конспект Тема: «Жизнь птиц зимой»
план-конспект занятия

Пинчук  Юлия Талгатовна

 

Конспект

 

Тема: «Жизнь птиц зимой»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение          «Детский сад №78 «Исток», города Смоленска

   

Конспект

Тема: «Жизнь птиц зимой»

Старшая группа

                         

     

  Учитель-логопед: Пинчук Юлия Талгатовна

Введение

Актуальность:

  В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. По проведённому опросу среди  дошкольников, оказалось, у детей  недостаточные представления о зимующих птицах, мало наблюдают за ними в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель:

- расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

- расширять представление о том, чем питаются птицы зимой;

- формировать обобщающее понятие "Зимующие птицы";

- совершенствовать грамматический строй речи.

- совершенствовать навыки словообразования.

Задачи:

- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

- закрепить представление о том, чем питаются птицы зимой.

Реализация образовательных областей:

Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Ожидаемые результаты

- сформированы элементарные представления о зимующих птицах;

- развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;

- расширено представление о том, чем питаются птицы зимой;

- расширен словарь

Основная часть

Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети отвечают: зима.

Логопед: А давайте с вами вспомним и назовем зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль. 

Логопед: Наступили холода и многие птицы улетели на юг. Ребята, а как называются птички, которые улетают на юг? (перелётные)

Почему они улетают? (нет семян, насекомых которыми они питаются)

Как называются птички, которые не улетают? (зимующие)

Логопед: А вы знаете, какие птицы зимуют у нас в городе?

Ответы детей: голубь, воробей и т.д.

Логопед: Так как мы сегодня говорим о зимующих птицах. Я загадаю вам загадки, отгадки вы должны найти среди фотографий.

За окном повешу ей я кусочек сало,

Чтоб теплей и веселей бедной птахе стало

(синица)

Эта птица — символ мира,

Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,

Ищет крошки постоянно!

(голубь)

Птичка-невеличка.

Ножки имеет, а ходить не умеет

Хочет сделать шажок

Получает прыжок

(воробей)

Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево ест жук,

Доктор сразу: тук-тук-тук!

(дятел)

Логопед: давайте выполним упражнение  «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

•        У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.

•        У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.

•        У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.

•        У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Логопед: Молодцы, ребята, справились с упражнением. А вы знаете, что есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать. Кто может их назвать?

Дети: снегирь и т.д.

Логопед: А как мы узнаем их по внешнему виду? Снегирь - птица небольших размеров, длина тела 15-17 см. Размах крыльев около 25-30 см. Шапочка на голове, оперение вокруг клюва, хвост и крылья чёрные. Оперение под хвостом и над хвостом белое, спинка серо-голубая. Брюшко у самцов розово-красное, у самок серое с розоватым оттенком. Клюв у снегирей короткий и массивный, чёрного цвета (показ фотографий).

Логопед: А еще к нам прилетает клест. Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик (показ фотографий).

Логопед: А сейчас немного отдохнем, встанем и поиграем с мячом в игру

Игра « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

Птицы – наши друзья. Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и садах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений.

Друзей надо беречь!

Логопед: Птицам очень трудно выживать в зимний период. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. И поэтому люди  подкармливают птиц, делают им кормушки и кладут туда корм. А сейчас давайте сделаем кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка" (сл. Шестериковой)

Ребята дощечки пилили, пилили.
И дружно кормушку для птиц мастерили.
В нее мы насыплем для птиц угощенье:
Немного семян, и остатки печенья,
Сушеные фрукты и хлебные крошки
И сала на ветки развесим немножко. 
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.

пилящие движения ребром ладони
стучать кулаком по ладони
растирание подушечек пальцев
 

загибаем пальцы

"очки" подносим к глазам
"Пальчики шагают", указательный палец поднести к губам.

Логопед: У каждой птички есть свои предпочтения в еде. И сейчас мы с вами узнаем, кто, что любит есть.

Упражнение «Накорми птиц»

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Дети: 
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

Заключение

Логопед: Молодцы ребята, вы справились  со всеми заданиями.

О ком мы говорили на нашем занятии? (Мы говорили о зимующих птицах). 

Как можно помочь птицам зимой? (Делать кормушки и подсыпать им корм)

Что мы узнали нового? (Мы вспомнили, какая птица, что ест. Что и к нам в город прилетают качающие птицы такие как – снегирь,  клест и другие птицы).

Используемая литература

  1. Агронович З.Е. Времена года. М.: Детство-Пресс
  2. Веракса Н.Е. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.:
  3. Лифц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. М.: Айрис-Пресс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жизнь птиц зимой!»

Программное содержание: Формировать познавательный  интерес, расширять знания и представления о зимующих птицахЗакреплять умение составлять описательный рассказ, опираясь на схему и картинк...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами продуктивной деятельности "Жизнь птиц зимой"

Развивать познавательный интерес удетей любовь к родной природе, вспомнить название зимующих птиц; учить добрате,заботливому отношению к птицам....

Конспект занятия " Жизнь птиц зимой"

Конспект занятия " Жизнь птиц зимой"...

конспект РОД в подготовительной группе "Жизнь птиц зимой"

закрепить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, строении клюва. Уточнить, чем можно подкармливать птиц зимой....

Жизнь птиц зимой

средняя группа...

НОД "Жизнь птиц зимой"

Нопосредственно образовательная деятельность " Жизнь птиц зимой"...

Презентация НОД "Жизнь птиц зимой"

Презентация к занятию "Жизнь птиц зимой"...