Семинар - практикум для педагогов на тему: «Организация работы с родителями»
методическая разработка

Грачева Ольга Михайловна

Семинар - практикум на тему:«Организация работы с родителями: «Активные методы взаимодействия педагога с родителями» Цель: способствовать повышению мотивации участников семинара  - практикума  в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov_rabota_s_roditelyami.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум на тему:

«Организация работы с родителями»

«Активные методы взаимодействия педагога

с родителями»

«Чтобы узнать ребенка,

надо хорошо знать его семью»

В.А. Сухомлинский

Актуальность семинара – практикума  объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.

Цель: способствовать повышению мотивации участников семинара  –практикума  в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.

Задачи:

  • продемонстрировать участникам семинара  использование активных форм работы с родителями;
  • показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;
  • выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.

Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Ожидаемые результаты:

участники семинара – практикума  будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы воспитателя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания дошкольников;

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Улыбнитесь те, кто сегодня пообедал.

- Помашите ручкой те, кто очень устал.

- Подмигните те, кто очень хочет майских выходных.

Своё выступление мне бы хотелось начать с интересной притчи.


Притча о мудром воспитании


Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

- Как вы думаете, кто же может исполнять роль мудреца для современных родителей? (воспитатель)

- Кто может дать им урок, подтолкнуть к правильному решению? (воспитатель)

      Сегодня я хочу представить Вашему вниманию семинар – практикум по организации работы с родителями «Активные методы работы с родителями». Коллеги, на моём семинаре я попрошу Вас выступить в роли родителей.

      Родители являются социальными заказчиками детского учреждения, а потому должны активно участвовать в воспитательном процессе детского сада и группы в частности.

     Что греха таить, работа с родителями часто строится по остаточному принципу. А встречи происходят тогда, когда приводят ребенка в детский сад  или его забирают. Родительские собрания  за этот учебный год, из за сложившейся ситуации с пандемией, совсем сошли на нет.

Другой вопрос, какие формы использовать воспитателю при взаимодействии с родителями, чтобы работа была результативной?

Некоторые из форм всем знакомы:

  • Переписка с родителями 
  • Родительское собрание 
  • Ролевые игры 

      При работе с родителями, возникает ряд проблем, а также зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

       Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Для того, чтобы совместная работа была интересной, вовлекала каждого родителя, чтобы мамы и папы не жалели о потерянном времени и не смотрели на часы во время собрания, нужно выбирать активные методы взаимодействия.

Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций.

Итак, рассмотрим некоторые методы взаимодействия педагога с родителями.

Родители все разные, большинство уставшие, молчаливые, пассивные. Как с ними поздороваться. Можно предложить такой интересный  метод – приветствие 

1.«Найди похожих»

Цель которого – преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочение.

Проведение:

– Я буду говорить фразы, кому они подходят – встают.

  • Кто пришел в брюках
  • Кто пришел в юбке
  • У кого есть наручные часы
  • Кто сегодня завтракал

- Отвечая на следующую фразу, я попрошу Вас выйти и образовать круг.

  • У кого есть сотовый телефон (образовался круг)

2. «Возьми салфеток»

Участники тренинга стоят в общем кругу. По кругу передается пачка бумажных салфеток со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все взяли салфетки я произношу следующую фразу: «Теперь я попрошу Вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый из вас взял салфеток».

Ответы участников.

(Разбирая салфетки, кто-то поскромничал и взял всего одну салфетку, а кто-то не поскромничал и взял порядка 5 салфеток)

По результатам данного упражнения родители узнают, у кого,  когда день рождения, узнают о хобби друг друга, выявляются, те, кто любит танцевать, кто любит петь, а кто увлекается спортом и много других интересных моментов из личной жизни друг друга.

3. «Запрет»

Ведущий: Сейчас, с вашей помощью, мне хотелось бы разыграть небольшую жизненную ситуацию. Как мне кажется, очень актуальную.


Для этого, уважаемые педагоги, мне нужно два помощника. Есть желающие?

Итак, ситуация…  

«Мать ребенка очень о нём заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазался, чтобы не заболел. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д.»

 - Рассмотрим всё перечисленное на конкретном примере. 


     
Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. Ребёнок очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов.
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть!
(Завязываю глаза платочком)


Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваются последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши!
(Завязываю платочком уши)


Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в саду, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот!
(Завязываю платочком рот)


Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)


Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(Завязываю платочком ноги)


Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце)


Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс.


Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.


Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

4. Игра «Такие разные»

Коллеги, в работе мы часто используем наш голос, интонацию, чтобы привлечь внимание детей, родителей, друг друга и т.д.

Предлагаю Вам попробовать произнести разными способами, интонациями, разной силой голоса, темпом речи фразу, которую Вы выберите себе сами (вытягивает фразу, напечатанную на полосках бумаги). Фраза обязательно адресуется какому-либо участнику.

Примеры фраз:

– Тебе бы скинуть пару килограмм (произносится как муж жене, начальник подчиненному, врач пациенту);

– Я хочу в отпуск (как подчиненный начальнику, как жена мужу, как педагог детям);

– Я хочу домой (как ребёнок, как воспитатель, как родитель).

– Мне уже всё равно (как умирающий, как родитель, как воспитатель)

Обсуждение игры: Давайте проанализируем ответы своих коллег.

И сделаем выводы о том, в каком стиле легче общаться, какой тон самый неприятный, какие чувства возникают при том или ином тоне и т.д.

Конечно, родители сначала смущаются, не ожидают, что им придется что-то творить во время собрания, выходить в круг, смеяться, но потом все увлекаются общим делом, начинается откровенная доверительная, а иногда даже, веселая беседа.

В результате, родители получают не только новые знания, но и массу положительных эмоций. Близкое знакомство родителей будет в свою очередь способствовать сплочению детского коллектива.

Уважаемые участники семинара, предлагаю и вам использовать вышеназванные приемы работы в своей педагогической практике и пополнить вашу методическую копилку.

Познание начинается с удивления. Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний семинар будет полезен для каждого из присутствующих.

Напоследок, я хотела бы поблагодарить вас за сотрудничество, и немного поднять  вам  настроение. Посмотрите на свои ладони. Представьте, что  на одной из них лежит улыбка, а на другой - хорошее настроение. Предлагаю вам соединить эти два компонента. Пусть они встречаются друг с другом как можно чаще

Слова ребенка

1. Ребенок:  - Мама, а что там такое, посмотри!
1. Мать:  - Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть!

2. Ребенок:  - Мама, а кто такой дядя Юра?
2. Мать:  - Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши!

3. Ребенок:  - Мам, а меня Машка ждет в саду, которая…
3. Мать:  - Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот!

 
4. Мать:  - Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки!


5. Мать: - Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
6.  Мать: - Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня!

Слова матери

1. Ребенок:  - Мама, а что там такое, посмотри!

1. Мать:  - Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть!

2. Ребенок:  - Мама, а кто такой дядя Юра?
2. Мать:  - Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши!

3. Ребенок:  - Мам, а меня Машка ждет в саду, которая…
3. Мать:  - Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот!

 
4. Мать:  - Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки!


5. Мать: - Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!


6.  Мать: - Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня!

– Тебе бы скинуть пару килограмм (произносится как муж жене)

– Тебе бы скинуть пару килограмм (произносится как врач пациенту)

–Тебе бы скинуть пару килограмм (произносится как начальник

подчиненному)

– Я хочу в отпуск (произносится как подчиненный начальнику)

– Я хочу в отпуск (произносится как жена мужу)

– Я хочу в отпуск (произносится как педагог детям);

– Я хочу домой (произносится как ребёнок)

– Я хочу домой (произносится как воспитатель)

– Я хочу домой (произносится как родитель)

– Мне уже всё равно (произносится как умирающий)

– Мне уже всё равно (произносится как родитель)

– Мне уже всё равно (произносится как воспитатель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: «Новые модели взаимодействия семьи и ДОУ». Доклад на тему: "Организация работы с родителями в современном ДОУ" (2012г)

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира  – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодн...

Консультация для педагогов на тему: " Организация работы по самообразованию педагогов в ДО"

Познакомить педагогов с принципами построения работы по самообразованию....

Теоретический семинар на тему: «Организация работы с родителями. Проблема семейного чтения»

Предлагаю Вашему вниманию сценарий теоретического семинара для педагогов. Важно отметить, что успех взаимодействия педагога и родителей напрямую связан с активной позицией самого педагога, с его желан...

Методический семинар для педагогов по теме «Формы работы с детьми по воспитанию основ пожаробезопасного поведения»

Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалости с огнем, огнеопасными предметами приводят к возникновению пожаров....

Семинар для педагогов по теме: «Организация и проведение прогулок с дошкольниками»

Семинар для педагогов по теме: «Организация и проведение прогулок с дошкольниками» Цель: расширить знания педагогов о повышении двигательной активности детей посредством подвижны...