Семинар: «Новые модели взаимодействия семьи и ДОУ». Доклад на тему: "Организация работы с родителями в современном ДОУ" (2012г)
методическая разработка на тему

Татьяна Владимировна Погорелова

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребёнка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира  –

 от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А.Сухомлинский/

 

 

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»,- как говорится в статье 18 Закона РФ «Об Образовании».

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем  большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Наш сад работает над проблемой взаимодействия детского сада и семьи, организуя работу с родителями. Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ ведётся по нескольким направлениям:

*    -информационно-аналитическое,

*    -познавательное,

*    -наглядно-информационное,

*    -досуговое.

 

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка воспитатели нашего детского сада проводят анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных анализируются особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем, что помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать её индивидуальные особенности.

В результате проведённого «исследования» выявляются количественные показатели, которые  включают в себя присутствие родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее выделяются и качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет воспринимать родителей как участников образовательного процесса. А именно, родители условно делятся на группы:

ü активных участников педагогического процесса, заинтересованных в успешности своих детей,

ü заинтересованных, но желающих решить проблемы с помощью специалистов,

ü равнодушных, живущих по принципу «меня воспитывали так же».

У педагогов появляется возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Познавательное направление _ это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская медсестра) по реализации  образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Перед каждым воспитателем дошкольного учреждения стоят определённые цели:

1.     Создание условий для благоприятного климата взаимодействия  с родителями.

2.     Установление доверительных  и партнёрских отношений с родителями.

3.     Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для выше перечисленного необходимо решить следующие задачи:

1.     Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2.     Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Именно поэтому мы используем активные формы и методы работы с родителями:

o   общие  и групповые собрания

o   консультации

o   занятия с участием родителей

o   выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями

o   совместные экскурсии

o   дни открытых дверей

o   участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

o   оформление фотомонтажей

o   совместное  создание предметно-развивающей среды

o   работа с родительским комитетом групп

o   беседы с детьми и родителями

o   семинары-практикумы

o   родительские гостиные

o   полезная информация на сайте ДОУ

o   телефон Доверия

o   почта Доверия

o   семейный вернисаж и др.

В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой  инициативы.

Поскольку атмосфера  дружеских взаимоотношений  между педагогами и родителями очень важна, наши педагоги проводят родительские собрания в необычной форме. Пригласительные билеты, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровеннее (более открыто) говорить о проблемах. К собраниям готовятся выставки детских работ или фотостенд, где используются фотографии из семейных альбомов, жизни каждой группы, готовятся презентации с помощью информационных компьютерных технологий. На собраниях воспитатели выражают благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, вручают грамоты и благодарственные письма.

Большая работа с родителями проводится при подготовке детей к школе. Разрабатываются конспекты совместных занятий, например, «Страна Знаний»,  «Мы – дети планеты Земля», проводятся консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Определение роли родителей в дошкольной и школьной жизни ребёнка»,  «Готовы и вы отдать своего ребёнка в школу». В результате обогащается воспитательный опыт родителей и повышается эффект семейной подготовки к школе.

На собрания приглашаются специалисты: учителя школы, логопеды. Проводимая работа способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребёнка в дошкольный период жизни. Родители знакомятся с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получают рекомендации по развитию речи, им предлагаются игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

НАГЛЯДНО – ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Оно включает в себя:

o   родительские уголки

o   папки-передвижки

o   семейные и групповые альбомы

o   библиотека для родителей

o   фотомонтажи на сайте детского сада («Из жизни группы», «Мы – друзья природы»)

o   фотовыставки ( «Папа, мама, я – дружная семья»)

o   семейный вернисаж ( «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»)

o   эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой»

o   копилка Добрых дел

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того, чтобы она была действенной и помогала активизировать родителей, используются рубрики: «Чем и как занять ребёнка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Кулинарные хитрости», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание» и др. В них помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Также родители делятся своим опытом через уголки с другими семьями.

Активность родителей в создании фотомонтажей, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной  форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Досуговое направление  в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное  мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. В ЛОУ проводятся:

o   праздники «День Матери», «День рождения», «Лучшая семья моя»

o   развлечения «Семейные посиделки»

o   встреча с интересным человеком «Все профессии нужны, все профессии важны»

o   спортивные досуги «Эстафета для сильных и смелых»

o   вернисаж «Наши дочки и сыночки»

o   выпуск семейных газет «Отдыхаем всей семьёй»

o   экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»

o   зимние выставки и конкурсы «Лучшая Ёлочная игрушка к новому году», «В гостях у сказки»

o   танцевально-игровая программа.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываются с привлечением родителей. Чтобы эти мероприятия стали интересными для детей и родителей, мы разработали определённый алгоритм подготовки к семейным праздникам:

1.     Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов

2.     Консультации для родителей

3.     Составление плана проведения мероприятия и участия в нём родителей

4.     Распределение ролей взрослых

5.     Изготовление пригласительных билетов

6.     Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)

7.     Индивидуальные встречи и консультации

8.     Изготовление атрибутов, пособий

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому праздничные встречи в нашем саду проходят регулярно, они яркие, полезные и увлекательные, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Хотелось бы сказать о важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде, поэтому воспитатели делают это при любом удобном случае, и родители платят им тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в саду сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам установить  магнитные доски, нарисовали красочные картины на стенах для родительского уголка, сшили красивые наряды для сюжетно-ролевых игр, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок и многое другое. Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. Воспитание и развитие ребёнка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными, и тогда всё получится.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это возможно только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уходят непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко  возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список используемой литературы:

 

1.     Научно-практический журнал «Управление ДОУ» , 2008, №5

2.     Рыданова И.И. Основы педагогики общения. М., 1998.

3.     Сластёнин В.А. О личностно-ориентированных технологиях подготовки учителя // педагог. 1999. №2

4.     Интернет- ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: " Организация дифференцированной работы с детьми в летний период"

Доклад по теме: " Организация дифференцированной работы с детьми в летний период"...

Доклад на тему : «Организация совместной работы ДОУ с родителями воспитанников.»

Доклад на тему : «Организация совместной работы ДОУ с родителями воспитанников.»...

Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

ДОКЛАД к педагогическому совету: «Работа с родителями на современном этапе развития дошкольного образования»

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения...