Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста (самообразование 2023-2024гг)
методическая разработка (старшая группа)
Цель: создание эффективных, оптимальных условий для развития речи и подготовки руки дошкольника к письму.
Задачи:
Обучающие: -формировать зрительно-пространственную ориентировку и зрительно- двигательную координацию;
-создать условия для развития межполушарного взаимодействия;
- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Развивающие: -развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, зрительное, слуховое восприятие;
Воспитательные: -воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
Актуальность: Одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования, в соответствии с требованиями, является преемственность дошкольного и начального общего образования. На протяжении дошкольного возраста большое внимание уделяется развитию речи. Существенной её составляющей считается письмо. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения графическим навыком. Проблема формирования у дошкольников графомоторных навыков занимает особое место в системе в подготовки к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапов. Изучив опыт работы педагогов Подрезовой И.А, Трясоруковой Т.П., Зажигиной О.А., Галкиной Г.Г., Иншаковой О.Б. я пришла к выводу о необходимости проведения работы с детьми по развитию графомоторных навыков и совершенствования у них графических умений, в соответствии с их возрастными возможностями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Ялматова Инна Константиновна
Цель: создание эффективных, оптимальных условий для развития речи и подготовки руки дошкольника к письму.
Задачи:
Обучающие:
-формировать зрительно-пространственную ориентировку и зрительно- двигательную координацию;
-создать условия для развития межполушарного взаимодействия;
- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, зрительное, слуховое восприятие;
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
Актуальность: Одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования, в соответствии с требованиями, является преемственность дошкольного и начального общего образования.
На протяжении дошкольного возраста большое внимание уделяется развитию речи. Существенной её составляющей считается письмо. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения графическим навыком.
Проблема формирования у дошкольников графомоторных навыков занимает особое место в системе в подготовки к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапов.
Изучив опыт работы педагогов Подрезовой И.А, Трясоруковой Т.П., Зажигиной О.А., Галкиной Г.Г., Иншаковой О.Б. я пришла к выводу о необходимости проведения работы с детьми по развитию графомоторных навыков и совершенствования у них графических умений, в соответствии с их возрастными возможностями.
План работы по самообразованию на 2023-2024 уч. год
Месяц | Тема | Вид деятельности | Задачи | Отметка о выполнении |
Сентябрь | 1. Изучение методической литературы по теме самообразования, знакомство с передовым педагогическим опытом. 2. Составить перспективный план работы по самообразованию. | - ознакомиться с методической литературой по теме самообразования; - выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на начало учебного года. | ||
Октябрь | «Обведение по контуру, раскрашивание» | 1. Пальчиковая гимнастика «Осень» 2. Упражнение на обведение по контуру и раскрашивание «Овощи». Упражнение «Заштрихуй осенний лист» и «Заштрихуй тучку по образцу» 3. Упражнение «Лабиринт: помоги пройти путь» 4. Физминутка «В огород пойдем» 5. Гимнастика для глаз «Дождик» и «Веселая неделька: понедельник, вторник» 6. Зрительный диктант «Домик» 7. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры с массажным мячиком», Разминка 1, стр.10.; игры с прищепками «Клюква», стр.45. 8. Выкладывание контура гриба фасолью. | -закрепить умение обводить предметы по контуру, раскрашивать; -развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию; -воспитывать аккуратность при выполнении работы. | |
Ноябрь | «Штриховка» «Штриховка в заданном направлении» | 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» и «Ребро – кулак -ладонь» 2. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй»: «Заштрихуй осенний лист» и «Заштрихуй тучку по образцу» 3. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук» - набор 4. Зрительная гимнастика «Веселая неделька: среда, четверг, пятница» 5. Физкультминутка «Деревце» 7. Зрительный диктант «Разноцветные листочки» 8. Игра «Сортировка зерен» (правая рука – горох, левая рука- фасоль» 9. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры с массажным мячиком», Разминка 2, стр.10.; игры с прищепками «Пернатые», стр.45. | -закрепить умение обводить предметы по контуру; -формировать навык штриховки в заданном направлении; -развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительную координацию; -воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении работы. | |
Декабрь | «Обведение по контуру, дорисовывание симметричных изображений» | 1. Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руках катаю» и «Пришла зима» 2. Упражнение на обведение по контуру и дорисовывание симметричных изображений (Подрезова, альбом. Занятия 17, 19) 3. Упражнение «Заштрихуй по образцу» 4. Зрительный диктант «Паровозик» 5. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук» 6. Зрительная гимнастика «Зигзаги» и «Веселая неделька: суббота, воскресенье» 7. Физминутка «Как живешь?» и «Я мороза не боюсь» 8. Упражнение «Помоги медведице перебрать крупу» 9. Пластилинография «Спрячь берлогу мишки под снег» 10. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры с массажным мячиком», «Наши ручки», стр.11.; игры с прищепками «Котенок», стр.44; игры с эспандером «Месим тесто», стр.52. | -закрепить умение штриховки в заданном направлении; -совершенствовать зрительно- моторную координацию; - формировать навыки обведения по контуру, дорисовывания симметричных изображений; - совершенствовать зрительно- моторную координацию, -развивать мелкую моторику, внимание; развивать межполушарное взаимодействие, точность движений; -воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность, аккуратность. | |
Январь | «Рисование точек и крестиков» | 1. Пальчиковая гимнастика «Пришла зима» и «Дружба» 2. Упражнение «Рисование точек в изображении и в клетке» 3. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй» 4. Гимнастика для глаз «Глазки вправо, глазки влево» и «Проследи движение снежинки». 5. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук» 6. Физминутка «Как живешь?» 7. Упражнение с пинцетом «Перекладывание гороха (фасоли)» 8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры со счетными палочками», «Цапля», стр.47.; игры с массажным мячиком «Снежок», стр.14. | -закреплять умение обводить по контуру и дорисовывать симметричные изображения; умение штриховки в заданном направлении; - познакомить детей с тетрадью в клетку; -формировать умение ориентироваться на листе бумаги; умение рисовать точки в изображении и клетке, опираясь на образец; умение рисовать точки и крестики; -развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, глазомер, память, точность движений; -воспитывать интерес к образовательной деятельности. | |
Февраль | «Рисование коротких вертикальных и длинных вертикальных линий» | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружба» и «Снег пушистый лег на ветви» 2. Зрительная гимнастика: «Мы играли, рисовали» и «Проследи движение снежинки». 3. Физминутки «Снеговик»; «Снеговик пропал» 4. Выкладывание из счетных палочек «Заборчик» 5. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй в заданном направлении» 6. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук» 7. Упражнение «Забор, флажок, дождик» 8. Зрительный диктант «Геометрические фигуры» 9. Выкладывание снежинок из макарон 10. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры с зубными щетками», «Кто живет в моей квартире», стр.67.; «Игры с резинками для волос» «Прогулка», стр.81. | -закреплять умение рисовать точки и крестики; умение штриховки в заданном направлении; -формировать умение проводить вертикальные линии по точкам и самостоятельно; -развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительную память; -воспитывать интерес к выполнению графических заданий, усидчивость, умение доводить дело до конца. | |
Март | «Рисование коротких горизонтальных и длинных горизонтальных линий» | 1. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» и «Снег пушистый лег на ветви» 2. Упражнение «Короткие и длинные горизонтальные линии» 3. Зрительный диктант «Геометрические фигуры» 4. Зрительная гимнастика: «Проследи движение снежинки». 5. Физкультминутка «Весна» 6. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук» 7. Упражнение - Сортировка гороха и фасоли с закрытыми глазами. 8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Игры с резинками для волос» «Наш обед», стр.79, «Игры со щетками» «Снежок», стр.83. | -формировать умение проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно, формировать умение проводить длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно; чередовать их с короткими горизонтальными линиями; -развивать пространственное восприятие, мелкую моторику, зрительно- моторную координацию, межполушарные связи; -воспитывать умение доводить дело до конца, аккуратность. | |
Апрель | «Рисование квадратов и прямоугольников» | 1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» и «Ребро- кулак - ладонь» 2. Работа в тетради (рисование геометрических фигур) 3. Упражнение для глаз «Зигзаг» и «Рисование глазами прямоугольников разного размера». 4. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук» 5. Упражнение «Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи (Галкина, Дубинина, с.25) 6. Физминутка «Где мы были, мы не скажем» 7. Зрительный диктант «Геометрические фигуры» 8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина. «Фасолинки», стр.90. «Игры со щетками» «Щетка это или еж?», стр.84. | -закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение штриховать в заданном направлении; -формировать умение рисовать квадраты в одну и в две клетки, умение ориентироваться в клетке; и рисовать прямоугольники со штриховкой; -совершенствовать зрительную память, графические умения; -развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, межполушарное взаимодействие; -воспитывать аккуратность, стремление довести начатую работу до конца. | |
Май | «Рисование кругов и овалов» «Рисование предметов, узоров и фигур из кругов и овалов» | 1. Пальчиковая гимнастика «Ребро- кулак - ладонь» и «Колобок» 2. Гимнастика для глаз «Рисование глазами кругов и овалов разной величины" 3. Рисование овалов со штриховкой (горизонтальной- вертикальной) и без нее 4. Слуховой диктант: составление цветка из разноцветных овалов и круга 5. Физкультминутка «Неваляшки» 6. Упражнение «Нанизывание на проволоку бусинок разного размера» 7. Выкладывание контура Неваляшки и Снеговика белой и красной фасолью.
| -формировать умение рисовать овалы по точкам и самостоятельно, рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее, рисовать большие и маленькие круги по точкам и самостоятельно, штриховать в заданном направлении; -совершенствовать графические навыки, межполушарные связи; -развивать зрительную память, зрительно- моторную координацию, мелкую моторику, слуховое восприятие, память, внимание, графические умения; -воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении задания. |
Работа с родителями:
Консультация «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?»
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у воспитанников».
Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома» Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»
Список литературы
1. О.А. Зажигина. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. И.А. Подрезова «Школа умелого карандаша».
3. Г.Г. Галкина, Т. И. Дубина «Пальцы помогают рисовать»
4. Богданович М.–Подготовка к обучению письму (графомоторные упражнения)
5. Голубь В. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет.
6. Крупенчук О.И.: Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет.
7. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами
8. Ткаченко Т.А.: Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи
9. Шевелев К.: Графические диктанты.
– Как живешь?
– Вот так!
– Как идешь?
– Вот так!
– Как бежишь?
– Вот так!
– Ночью спишь?
– Вот так!
– Как берешь?
– Вот так!
– А даешь?
– Вот так!
– Как шалишь?
– Вот так!
– Как грозишь?
– Вот так!
– Как живешь?
– Вот так!
– Как идешь?
– Вот так!
– Как бежишь?
– Вот так!
– Ночью спишь?
– Вот так!
– Как берешь?
– Вот так!
– А даешь?
– Вот так!
– Как шалишь?
– Вот так!
– Как грозишь?
– Вот так
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копи...

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, ...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Работа по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя средней-старшей разновозрастной группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Отчет по работе по развитию графомоторных навыков у детей 4 -6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

самообразование по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
самообразование воспитателя ДОУ...