«Групповые традиции как метод социальной адаптации и интеграции детей - мигрантов»
методическая разработка (старшая группа)
Из опыта работы учителя-дефектолога
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.89 КБ | |
| 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «ЖАР - ПТИЦА»
«Групповые традиции
как метод социальной адаптации и интеграции детей - мигрантов»
педагогический опыт
Учитель-дефектолог:
Юлия Николаевна Манина
Нижневартовск, 2024
(СЛАЙД 1) Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой педагогический опыт по теме: «Групповые традиции как метод социальной адаптации и интеграции детей - мигрантов»
(СЛАЙД 2) Свой доклад я хочу начать с определений.
Интеграция (от лат. integratio – соединение) – это объединение двух категорий населения в новую социально-культурную среду, в которой доминирующей должна оказаться культурная составляющая принимающего общества. При этом интеграция для мигрантов происходит в том случае, когда принятие ими фундаментальных норм и ценностей принимающего общества не приводит к отрицанию их собственной культуры. Результатом такой культурной интеграции (аккультурации) становится психологическая и социально-культурная адаптация мигрантов.
Социокультурная адаптация (от лат. socialis – общественный; adaptare – приспособлять) – это процесс и результат приспособления человека к условиям новой социокультурной среды, т.е. к новым условиям жизни, нормам поведения и общения, ценностям и традициям, а также развитие его способностей к самостоятельной деятельности в новой социокультурной среде.
Очевидно, что решение задачи социально-культурной адаптации и последующей интеграции мигрантов в российское общество представляет объективную сложность в силу имеющихся у мигрантов социальных стереотипов – устойчивых социальных установок, определяющих их отношение к тем или иным событиям и явлениям окружающей жизни, правила взаимодействия с окружающими людьми.
Мотивацией для создания педагогического группового краткосрочного проекта стало:
- Количество детей - мигрантов в группе 66%;
Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), это дети испытывающие трудности в общении со сверстниками, по причине языкового барьера и низкого словарного запаса.
2. Открытие группы в сентябре 2024 года;
3. Авторитарное воспитание мальчиков папами, в традициях своего народа.
(СЛАЙД 3) Проблемой стали конфликты между детьми. Диагностика социально – коммуникативного развития на начало учебного года показала низкий уровень сформированности знаний по показателям: социальные отношения, формирование основ гражданственности и патриотизма.
Мы пришли к выводу, о необходимости формирования толерантного поведения дошкольников.
Толерантное поведение у дошкольников — это желание и умение устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их пола, этнической принадлежности, физических особенностей, на основе уважительного отношения и готовности к взаимодействию и сотрудничеству.
(СЛАЙД 4) Процесс формирования толерантного поведения включает несколько этапов:
- Информационно-познавательный. Дошкольник получает простейшую информацию о многообразии окружающего мира, о самом себе, об окружающих его людях.
- Формирование положительных оценок в отношении к окружающей действительности и людям, а также к людям разных национальностей и всему, что соответствует нравственным устоям общества, в котором проживает ребёнок.
- Мотивационно-поведенческий. На этом этапе ребёнок начинает воспроизводить, пробовать разные способы толерантного поведения в своей деятельности и повседневной жизни.
Одно из условий развития толерантности в дошкольном возрасте — индивидуальный опыт ребёнка. Наблюдая за действиями окружающих, знакомясь с их качествами, свойствами, способностями, сравнивая себя с ними, дошкольник усваивает нормы и правила поведения, принятые в обществе, эталоны и критерии поведения и деятельности, свои качества и возможности.
(СЛАЙД 5) Мы использовали методику «Кто, где живет?». Малышева Ирина Владимировна. Методика представляет собой модифицированный вариант социометрического метода, разработанного Я.Л. Коломинским. Методика направлена на изучение толерантных установок детей как предпосылок толерантного поведения.
Общегрупповые показатели эффективности определяются соотношением числа положительной и отрицательной динамики индивидуальных показателей по всей группе детей. Дополнительным критерием может служить и сама величина изменений, но к этому нужно относиться с большой осторожностью, учитывая возможное влияние индивидуально-типологических особенностей детей. Кроме того, количественные показатели могут не отражать всех качественных изменений в личности, а их величина не полностью соответствует глубине подобных изменений.
Толерантные установки — это моральное качество личности, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, поведению и привычкам других людей.
Такие установки выражаются в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления. Они являются формой уважения к другому человеку.
По результатам диагностики, мы сделали вывод, что у детей отсутствует положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми; дети не имеют представления о социальных ролях людей; о людях разных национальностей; имеют трудности в распознавании эмоций людей; не знакомы с правилами поведения; не сформировано понимание устной речи (импрессивная речь), соответственно и сама речь (экспрессивнаяя).
(СЛАЙД 6) Для формирования толерантного поведения мы разработали «Групповые традиции»:
- Традиция «Дружный кружочек» (традиция проводится перед занятием).
Это игры направленные:
- на развитие умения взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие;
- на умение различать основные эмоциональные состояния как свои, так и других людей;
- на развитие коммуникативных навыков;
- на сплочение группы;
- на снижение напряженности;
- на развитие самосознания, активизацию внимания;
- на воспитание уважительного, заботливого отношения к людям.
(СЛАЙД 7)
- Традиция «Помощь другу» (проведение в режимных моментах).
Форма проведения: Утром предлагаем детям выбрать браслет \ шнурок из «волшебного мешочка». Дети находят свою пару. В течение дня они учатся помогать друг другу в игре, дежурить по столовой, помогают педагогу готовить материал на занятия, помогают друг другу одеваться на прогулку, работают в паре на занятиях, вместе выполняют трудовые поручения.
В обеденное время мы предлагаем детям оценить совместную работу. Во вторую половину дня воспитатель наблюдает, как дети взаимодействуют.
- Если вам понравилось вместе играть и трудиться можете обменяться «смайликами». Если не понравилось, то почему?
(СЛАЙД 8)
- Традиция «Вечер талантов «Я умею! Я могу!» (традиция проведения один раз в неделю, вторая половина дня, в совместной деятельности).
Цель: Формирование личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств; научить видеть и подчеркивать
положительные качества и достоинства других людей; активизация группы, создание групповой сплоченности.
Темы:
- Люблю ЛЕГО; - Люблю загадки; - Я строитель;
- Я танцую; - Мои коллекции;
- Я рисую; - Я – сильный!;
- Читаю с мамой; - Готовим с мамой;
(СЛАЙД 9) Вывод: по окончании проекта мы провели итоговую диагностику по выявлению уровня сформированности толерантного поведения. Результат стал немного выше, не показал 100% результата.
Возвращаясь к начальной точке - социокультурной адаптации, мы сделали вывод, что кратковременного проекта и одного направления (толерантность) недостаточно для адаптации дошкольника к условиям новой социокультурной среды, к новым условиям жизни, нормам поведения и общения, к проявлению и демонстрации его способностей в новой социокультурной среде. Необходима комплексная работа, во всех видах деятельности. В перспективе мы продолжим работу в данном направлении.
(СЛАЙД 10) Актуальные задачи:
1.В сфере социальных отношений | 2.В области формирования основ гражданственности и патриотизма |
- обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО; - содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых; - поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности; - обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил; - расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе; | - воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию; - знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны; - поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы |
(СЛАЙД 11) Работа с родителями:
- изучение семьи, выявление проблем и потребностей родителей (анкетирование, собеседования);
- информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей);
- психолого-педагогическое просвещение родителей (семейные гостиные, практикумы, консультации по вопросам обучения, воспитания и развития детей, их адаптации к новой социокультурной среде);
- совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, праздников, творческих встреч, создание тематических фотоальбомов). (СЛАЙД 12)
Литература:
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009.
- Белова А.С. Межкультурный диалог и духовно-нравственное развитие личности средствами искусства // Педагогика искусства. – 2011. – № 4. – С. 48-53.
- Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. – М.: Форум, 2011.
- Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогическая наука и образование. – 2010. – № 5. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru
- Ковалева Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение образова- тельного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации / Психология образования: подготовка кадров и психологическое сопровожде- ние. Материалы IV научно-практической конференции Федерации психологов образования. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007.
- Ладыка Е.Г., Малышева И.В., Вахтерова М.Б. Когда мы вместе, мы – Россия. Воспитание толерантного дошкольника: методическое пособие по реа- лизации задач социально-коммуникативного развития дошкольников. – Тольят- ти: Издательство «Форум», 2016.
- Мартынова М.Ю. Политика государств Европы в сфере защиты прав этнических меньшинств / Этнические проблемы и политика государств Европы.
– М.: ИЭА РАН, 1998. – С. 8-39.
- Организация работы образовательной организации с детьми- мигрантами: Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников / Составитель Ю.А. Афонькина. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2013.
Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников дошкольных образовательных организаций из семей мигрантов. Сборник эффективных педагогических практик работников дошкольных образовательных организаций / Автор-сост. О.Д. Смирнова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 73 с.
- Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологиче- ская наука и образование. – 2013. – Т. 18. – № 3. – С. 5–17 [Электронный ре- сурс] Портал психологических изданий. – URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2013/n3/63355.shtml
Анкета для родителей детей с билингвизмом приложение
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты для повышения эффективности работы с Вашим ребенком.
- Фамилия, имя ребенка
- Дата рождения ребенка
- Группа ДОУ
- В какой стране Вы планируете школьное обучение ребенка?
- Ф.И.О. родителя (законного представителя)
- Другие члены семьи, проживающие вместе с ребенком
- Из какой страны Вы приехали в Россию? ___________________________________
- Как давно проживаете в России?
- Как Вы оцениваете свой навык владения русским языком? (нужное подчеркнуть)
а) Для меня русский язык как родной. Я хорошо говорю, читаю и пишу по-русски.
б) Я хорошо говорю на русском и читаю, но пишу с трудом.
в) Я хорошо говорю на русском, а читаю, пишу с трудом.
г) Я говорю на русском, не умею читать и писать.
д) Я плохо говорю по-русски, но полностью понимаю русскую речь.
е) Я плохо говорю по-русски, частично понимаю русскую речь.
ж) Я плохо говорю по-русски и плохо понимаю русскую речь.
- Считаете ли Вы важным изучение русского языка для себя? (да- нет)
- Как Вы изучаете русский язык? (нужное отметить)
а) Не думаю об этом, специально не учу.
б) Учусь при общении с русскими людьми.
в) Мне помогает конкретный человек.
г) Я занимаюсь самостоятельно (по книгам, компьютерным программам).
д) Я посещаю (хотел(а) бы посещать) курсы для изучения языка.
е) Другое
- На каком языке Вы общаетесь с ребенком дома?
- Считаете ли Вы важным изучение русского языка Вашим ребенком? (да-нет)__________________
- В какой помощи нуждается Ваш ребенок? (нужное отметить)
а) Не надо помогать, сам научится.
б) Я помогаю своему ребенку, учу его.
в) Нуждаемся в помощи педагогов детского сада.
г) Ребенок посещает курсы для изучения языка.
д) Другое
- Готовы ли Вы помогать ребенку вместе с педагогами детского сада? (нужное отметить)
а) Знакомиться с педагогической литературой.
б) Заниматься самостоятельно по заданиям педагогов.
в) Посещать совместно с ребенком мероприятия в ДС.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеграция (от лат. integratio – соединение) – это объединение двух категорий населения в новую социально-культурную среду, в которой доминирующей должна оказаться культурная составляющая принимающего общества. Социокультурная адаптация (от лат. socialis – общественный; adaptare – приспособлять) – это процесс и результат приспособления человека к условиям новой социокультурной среды, т.е. к новым условиям жизни, нормам поведения и общения, ценностям и традициям, а также развитие его способностей к самостоятельной деятельности в новой социокультурной среде.
Толерантное поведение у дошкольников — это желание и умение устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их пола, этнической принадлежности, физических особенностей, на основе уважительного отношения и готовности к взаимодействию и сотрудничеству.
Этапы формирования толерантного поведения: Информационно-познавательный: Дошкольник получает простейшую информацию о многообразии окружающего мира, о самом себе, об окружающих его людях; 2. Формирование положительных оценок в отношении к окружающей действительности и людям , а также к людям разных национальностей и всему, что соответствует нравственным устоям общества, в котором проживает ребёнок; 3. Мотивационно-поведенческий : На этом этапе ребёнок начинает воспроизводить, пробовать разные способы толерантного поведения в своей деятельности и повседневной жизни.
Методика «Кто где живет?» (модифицированный вариант социометрического метода, разработанного Я.Л. Коломинским Цель: Изучение толерантных установок детей как предпосылок толерантного поведения.
Традиция «Дружный кружочек» (традиция проводится перед занятием) Это игры направленные: на развитие умения взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие; на умение различать основные эмоциональные состояния как свои, так и других людей; на развитие коммуникативных навыков; на сплочение группы; на снижение напряженности; на развитие самосознания, активизацию внимания; на воспитание уважительного, заботливого отношения к людям.
Традиция «Помощь другу» (проведение в режимных моментах)
Традиция «Вечер талантов «Я умею! Я могу!» (один раз в неделю, вторая половина дня, в совместной деятельности) Цель: Формирование личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств; научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других людей; активизация группы, создание групповой сплоченности.
Уровни (баллы) Начальная диагностика Итоговая диагностика выс - 133 -198 - - ср - 67 – 132 57 108 низ – 0 – 66 - - Сравнительная диагностика уровня сформированности толерантного поведения
Задачи образовательной области « Социально-комуникативное раазвитие » 1.В сфере социальных отношений 2.В области формирования основ гражданственности и патриотизма - обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО; - содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых; - поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности; - обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил; - расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе; - воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию; - знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны; - поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы
Взаимодействие образовательной организации и семьи мигрантов :
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблема социальной адаптации и интеграции с особыми образовательными потребностями»
Социальная адаптация является многократным процессом, предлагающим усвоение культурных и нравственных норм поведения, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношений с другими...

К вопросу о формах, средствах и методах социальной адаптации младших дошкольников к ДОУ
Социальная адаптация детей – это процесс обучения навыкам взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие навыков самообслуживания.Важным аспектом социальной адаптации является принятие и...

Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей...

Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»
Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)«Я-ты-мы!»...

Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей...
Использование технологии «Лэпбук» в социальной адаптации и интеграции детей с ментальными нарушениями.
Использование технологии "Лэпбук" в работе с детьми с ментальными нарушениями....







