Главные вкладки

    Статья (младшая группа) по теме:
    К вопросу о формах, средствах и методах социальной адаптации младших дошкольников к ДОУ

    Устинова Елена Игоревна

    Социальная адаптация детей – это процесс обучения навыкам взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие навыков самообслуживания.

    Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом (ребенком) определенной социальной роли.

    Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на новую для него социальную среду с целью вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_-_kv.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Исполнитель:

    Устинова Елена Игоревна

    воспитатель МБДОУ «Детский сад №78»

    Научный руководитель:

    Иваненко М. А., к.п.н., доцент кафедры психологии и социальной педагогики ИСОбр УрГПУ

    К вопросу о  формах, средствах и методах социальной адаптации

    младших дошкольников к ДОУ

    Социальная адаптация детей – это процесс обучения навыкам взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие навыков самообслуживания.

    Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом (ребенком) определенной социальной роли.

    Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на новую для него социальную среду с целью вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

    Однако, нельзя останавливаться только на двух формах социальной адаптации. Помимо активной и пассивной, существуют так же индивидуальные и групповые формы.

    Индивидуальная форма социальной адаптации заключается в том, что взаимодействие педагога происходит с отдельно взятым ребенком. Индивидуальная форма требует от педагога гораздо больше изобретательности и усилий, так как ему необходимо не только составить для ребенка и его семьи определенную программу, но и найти время, средства и способы ее реализации. Однако, эффективность индивидуальной работы по сравнению с коллективной значительно выше. Именно в индивидуальном общении ребенок, которому адаптация дается особенно тяжело, значительно легче усваивает все нормы и требования, предъявляемые коллективом и обществом.

    Групповая форма социальной адаптации заключается в том, что педагог примеряет на себя роль наставника небольшой группы детей, с одинаковым уровнем включенности в коллективную работу, одинаковыми психологическими особенностями и степенью готовности к взаимодействию с окружающими людьми.  

    Какую бы форму социальной адаптации не избрал педагог в отношении того или иного воспитанника, он использует множество методов, которые помогают достигнуть желаемой цели, а именно успешно адаптировать ребенка к социуму.

    Методы – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

    В процессе социальной адаптации детей, чаще всего используют такие методы, как игра, убеждение, приучение, положительный пример, наблюдение, анализ документов, анкетирование родителей, беседа, рассказ, объяснение. Рассмотрим каждый метод в отдельности.

    А.В. Карпов определил игру, как совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. 

    В.Г. Крысько отмечает, что «убеждение – это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию [2].

    Убеждение это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности [4]. Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели».

    Приучение это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно на ранней стадии. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.

    Сущность положительного примера, как метода воспитания, состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков [4].

    Наблюдение  целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения [3].

    Изучение документации (личных дел воспитанников, медицинских карт и т.п.) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

    Анкетирование  метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

    Беседа  самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии [3].

    Рассказ – вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Ведущая его функция  обучающая, сопутствующие функции  развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

    Поощрение в воспитании  это метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей [2].

    Объяснение — это доказательное изложение какого-либо закона,
    правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ
    соответствующих явлений природы, исторических событий и дат,
    особенностей художественного произведения и т. п. Поэтому
    объяснение может использоваться как бы в чистом виде, в виде
    самостоятельного метода обучения, когда оно связано с сообщением каких-то частных сведений, чаще же всего объяснение выступает в качестве составной части рассказа, беседы, лекции [5].

    Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности воспитанников: графических, творческих работ, рисунков и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области [3].

    Следует отметить, что все методы, применяемые педагогом, тесно взаимосвязаны и часто плавно перетекают один в другой.

    Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например, формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности.

    В качестве средств могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы – это те пути, с помощью которых он это сделает.

    Различая эти понятия, следует помнить, что в реальном процессе деятельности четкую границу между ними провести весьма сложно, так как методам свойственна подвижность, изменчивость. В одних ситуациях метод выступает как самостоятельный путь решения задачи, в других он входит в прием, который используется в различных обстоятельствах по-разному [1].

    Таким образом, анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что для успешной социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. А так же каждый воспитатель должен подобрать для себя такой комплекс методов и средств, которые окажут воздействие на процесс приспособления ребенка к новым условиям, скажутся на его социальной ситуации развития и помогут ему успешно адаптироваться.

    Формы социальной адаптации младших дошкольников к ДОУ: 1) коллективная; 2) индивидуальная; 3) активная.

    Методы социальной адаптации младших дошкольников к ДОУ: 1) анализ документов; 2) убеждение; 3) беседа; 4) рассказ; 5) объяснение; 6) анкетирование родителей.

    Средства социальной адаптации младших дошкольников к ДОУ: 1) игра; 2) художественная литература; 3) центры воды и песка; 4) игрушки.

    Список использованной литературы

    1. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Шитнова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика : курс лекций (введение в профессию «Социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.  :  ВЛАДОС, 2001.  416 с.
    2. Крысько В. Г. Психология. Курс лекций. М.: Инфра-М, 2013.
    3. Сластенин В.А. и др. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. М. : Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
    4. Харламов И.Ф. Педагогика.  М. : Гардарики, 1999.  520 с.
    5. http://cribs.me/pedagogika/slovesnyi-metod-obucheniya-i-metod-obyasneniya_


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые средства и методы в физическом воспитании дошкольников

    В настоящее время в процессе физического воспитания особое внимание уделяют игровому методу, который позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимаю­щихся в двигательной деятельности и мень...

    Программа развития ДОУ «Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условия социально-психологической готовности к школе»

    Цели, задачи, направления развития, этапы деятельности, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз потерь и негативных последствий в ходе реализации Программы...

    Методическая статья "Приобщение к книге как средство формирования культуры речи современного дошкольника и его подготовки к новому социальному статусу (ученика)"

    Данная методическая статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме снижения читательской культуры дошкольников вследствие информатизации общества.В статье представлена система работы с дошко...

    Презентайция к педсовету "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ

      Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, в равно...

    «Формы, средства и методы художественно-эстетического развития: особенности организации интегрированной и комплексной образовательной деятельности в ДОО в условиях ФГОС ДО».

    Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольног...

    Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»

    Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

    Консультация «Современные подходы к вопросам художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

    «Современные  подходы к вопросам  художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»...