Образовательный проект "Кроссбукинг в детском саду"
проект

Юлия Николаевна Манина

Организация библиотеки в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krossbuking.docx462.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 68 «РОМАШКА»


детсад

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Кроссбукинг

В ДЕТСКОМ САДУ

Разработала: Манина Ю.Н.

        IMG_7872.jpg         

Нижневартовск  

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.

Актуальность проекта…………………………….................................................................3

Цели и задачи, предполагаемые результатыпроекта…………………..…………………………………………………………………………………..………...5

3. Образовательные форматы……………………………………………. ……………………………………………..…...7

4. Этапы и содержание проектной деятельности……………………………………………………………………….…..8

5. План реализации проекта…………………………………………………………………………………………………..11

6. Формы сотрудничества детского сада и семьи в процессе реализации проекта…………………………………....13

7. Условия реализации проекта…………………………….………………..………………………………………………17

8. Инструментарий для проведения мониторинга ………………………………………………………………………..18

9. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………23

10.Список  литературы…………………...………………………………….……………………………………………………………………………………..24

  1. Пояснительная записка.

Воспитание юного читателя начинается в дошкольном возрасте, когда начинают закладываться первые основы, создающие фундамент для литературного образования, к которым относится эстетическое восприятие, эстетические чувства и эмоции.

Известно, что современный ребенок предпочитает просмотр мультфильмов, теле – и видео фильмов, игру на компьютере – чтению художественной литературы. Технический прогресс уводит маленького ребенка от такого важного процесса, как знакомство с художественной литературой в ее первозданном - печатном, а не электронном виде.

Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. М. Горький, C. Я. Маршак, К. И. Чуковский подчеркивали неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н. К. Крупская определила функцию художественного произведения в воспитании детей: «Детская книга дает яркие образы, она должна быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми». А также ею был выделен воспитательный эффект произведений художественной литературы. Так, С. Я. Маршак писал, что у «живого слова множество оттенков, оно богато и щедро».

Детская книга является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Поэт Токмакова И. называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинкого, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Авторами Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.В. Запорожцем и др. выявлены два периода восприятия детьми произведений художественной литературы: до пяти лет, когда ребенок недостаточно хорошо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда для ребенка становится самоценным само искусство слова.

Чтение обладает уникальной возможностью воспитания ребенка как личности, делает общение со взрослым более близким.

  Чтение способствует преодолению дефицита общения детей и родителей, духовной связи ребёнка со взрослым, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. Сотрудничество детей с родителями является очень важным в приобщении ребёнка к книге. Но, к сожалению, не все родители относятся к детскому чтению с должным вниманием.

Актуальность проекта.

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Причиныэтого явления различные: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.

Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения и воспитания детей.

В связи с этим, особую актуальность приобретает поиск новых способов и технологий знакомства с новыми литературными произведениями.  Мы приняли решение, создать систему работы по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

Кроссбукинг по своей сути является сравнительно новой технологией в детском саду, которая заключается в обмене детьми прочитанными книгами, газетами, журналами.

Детско – родительский проект «КРОССБУКИНГ» в детском саду можно отнести к проектам социальной направленности. Он  охватывает следующие образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Хдожественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Цель проекта:

Пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения.

Задачи проекта:

  1. Познакомить родителей с современным движением кроссбукинг;
  2. Воспитывать желание детей к постоянному общению с книгой и бережному ценностному отношению к книге, уважение к творчеству писателей и иллюстраторов.
  3. Формировать индивидуальные литературныежанровые предпочтения детей, эстетический вкус; обогащать опыт восприятия жанров фольклора (загадки, считалки, заклички, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (авторские сказки, рассказы, стихотворения); знать основные особенности жанров литературных произведений;
  4. Развивать речь, познавательную, творческую и эмоциональную активность, эмпатию,в  процессе приобщения дошкольников к литературе;

Развивать способность воспринимать содержание и форму художественных произведений (устанавливать причинно-следственные связи в повествовании, понимать главные характеристики героев; привлекать внимание детей к ритму поэтической речи, образным характеристикам предметов и явлений);

  1. Развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное исполнение ролей в инсценировках; пересказ небольших рассказов и сказок);
  2. Воспитывать у детей навык сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;
  3. Способствовать зарождению традиции семейного чтения;
  4. Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
  5. Разработать и апробировать систему методических мероприятий, методических рекомендаций для педагогов и родителей по вопросу приобщения детей к чтению книг;
  6. Организовать  движение Кроссбукинг в детском саду;
  7.  Оказание помощи малоимущим семьям в рамках социальной акции «Читаем вместе»;

Прогнозируемые результаты при реализации проекта:

Реализуя поставленные  цели и задачи  планируется    достигнуть  следующие  результаты:

  • Родители имеют представление о современным движением кроссбукинг;
  • Сформировано желание детей к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней;
  • Сформированы индивидуальные литературные жанровые предпочтения детей, эстетический вкус;
  • Повышен уровень эмпатии у детей, познавательной, творческой и эмоциональной активности;
  • Повышение уровняречевого развития: обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной,  диалогической речи;
  • Активное сотрудничество воспитанников со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;
  • Возрождение  традиции семейного чтения;
  • Повышена педагогическая культура родителей по проблеме приобщения  дошкольников к книге; Сформировано понимание родителей о необходимости участия в данном проекте;
  • Разработана и апробирована система методических мероприятий, методических рекомендаций для педагогов и родителей по вопросу приобщения детей к чтению книг;
  • В ДОУ активно действует движение кроссбукинг;
  • Активное участие семей в движении кросбуккинг.

Новизна проекта

Знакомство с современным движением кроссбукинг в ДОУ (добровольный обмен художественной литературой);

Принципы и подходы к формированию проекта

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала  последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим модулям.

принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому  материалу наглядности: иллюстрации художников;

принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

принцип личностно - ориентированного общения - в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.

Проект основан на педагогических теориях

Проект основан на педагогических теориях авторов программы «Детство» (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.), выдвигающих следующие идеи:

Из ФОП

  • ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью;
  • ребенок пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;
  • ребенок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
  • ребенок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
  • ребенок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;
  • ребенок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления;

Целевая аудитория

Дети  старшего дошкольного возраста (5– 7 лет)

Срок реализации проекта

  1. месяца (январь - апрель 2024г.)

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ

Основная работа по реализации проекта осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями. Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.

    В ходе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

Формы обучения (форматы):

  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • прослушивание литературных произведений.
  • литературная гостиная;
  • подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры;
  • тематические занятия;
  • экскурсии,интерактивные экскурсии;
  • поисково – познавательная деятельность;
  • создание и рассматривание тематических альбомов;
  • изготовление книжек – малышек;
  • выставки  детского творчества;
  • рисование, ручной труд;
  • развлечения и досуги.

Формы представления результатов:

  • интернет – ресурс МАДОУ № 68;
  • публикация проекта;
  • участие в конкурсах детского творчества, интеллектуальных конкурсах на уровне ДОУ, города;
  • Создание библиотеки по принципу «Кроссбукинг»;
  • Презентация кроссбукинга для детей и родителей.

  1. ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Механизм реализации проекта осуществляется по этапам:

Этапы реализации проекта, сроки

Содержание работы

Первый этап - подготовительный

09.01. - 21.01.2024г.

  • Составление плана деятельности;
  • Создание условий для организации образовательной среды в группе по теме «Библиотека»:
  • подбор детской художественной литературы разных жанров (по возрасту);
  • подбор портретов писателей, художников – иллюстраторов;
  • оформление центра чтения в группе;
  • пополнение «Книжкиной аптечки» инструментами и материалом для ремонта книг;
  • разработка обратной связи с родителями;
  • пополнение атрибутов для игр (маски, виды театра).
  • анкетирование родителей по вопросу семейного чтения. Анализ результата анкетирования;
  • информирование родителей о предстоящей деятельности, вовлечение их в деятельность по созданиюбиблиотеки;
  • Разработка системы мероприятий, в том числе с социальными партнерами.

Второй этап – основной

22.01. - 15.04.2024

  1. Непосредственная реализация мероприятий по воспитанию любви к книге;
  2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников, организация поисково-познавательной деятельности совместно с родителями;
  3. Реализация мероприятий с социальными партнерами ДОУ.

Третий этап – заключительный

16.04. -30.04.2024

  1. Подведение итогов: анкетирование родителей, анализ результата проекта;
  2. Оформление результата поисково-познавательной деятельности – создание книжек – малышек разной тематики;
  3. Проведение литературной гостиной.

Содержание работы по проекту

Реализация проекта осуществляется взаимосвязанным направлениям: работа с детьми и родителями, с педагогами, с социальными партнерами.

  1. Работа с детьми:
  • Знакомство с книгой,  как с предметом содержащим  интересную, важную и развлекательную информацию;
  • Чтение произведений разных жанров;
  • Знакомство с авторами прочитанных произведений;
  • Знакомство с художниками – иллюстраторами;
  • Ремонт порванных книг.
  1. Работа с родителями:
  • Анкетирование «Чтение дома» и анализ анкет;
  • Презентация проекта «Кроссбукинг в детском саду»;
  • Ознакомление с планом работы с детьми в группе и дома;
  • Рекомендации по оформлению уголка чтения дома;
  • Консультация «Растим будущего читателя»;
  • Детско-родительский клуб
  • Создание книжек – малышек разной тематики с детьми.
  1. Работа с педагогами:
  • Презентация проекта «Кроссбукинг в детском саду»;
  • Совместная организация библиотеки: подборка литературы по возрастам;
  1. Работа с социальными партнерами:
  • Организация экскурсии в детскую библиотеку №2;
  • Организация и проведение тематических мероприятий детской библиотеки №2.

        IMG_7877.jpg

  1. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

«Физическое развитие»

Тема: Знакомство с книгой  

- Тема: «Как создаѐтся книга.

 

- Просмотр презентации «История создания книги» по технологии «Река времени»

- Тема:«Я учусь слушать чтение книги»

 

- Тема №12:«Книги моей домашней библиотеки».

- Поместить в книжный уголок книги с загадками, потешками,

Колыбельными длярассматривания.

- знакомство со схемами составленияиотгадыванияописательныхзагадок.

- Интер./актив.игра «Соберикнигу»

- знакомство с мнемотаблицами к РН сказкам

- Поместить в книжный уголокиллюстрации по теме: «Дикиеживотные». Поместить в книжныйуголок подбор стихов, рассказовприродоведческогохарактера        длясамостоятельногорассматриванияисовместного чтения.

- Рисование

«Любимый герой сказки»

- Лепка «Герои сказки колобок»

- Конструирование героев сказки из бросового материала (втулки): «Теремок»

- Оригами: пальчиковый театр «Заюшкина избушка»

- организация библиотеки в группе  «Книжкин дом»

- выставка художественной литературы  «Мои любимые книги»

- беседа: Какие сказки ты знаешь?

- Литературная  гостиная: «Стихи о Зимушке-зиме»

- Поместить в театральный уголокигрушки,настольнуюширму

- Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Семья»

- Режиссерские игры: «Как колобок с лисой подружился», «»

-Скороговорки:        «От        топотакопытпыльпополю летит»,

«Веники - веники»

Цель:учитьправильномупроизнесению звуков.

-  Пальчиковые гимнастики:

В.Витка«Считалочка»,

С. Маршак «Котята»

Тема:Чтение  произведений разных жанров

и знакомство с авторами прочитанных произведений

- Тема:

Ознакомление с малыми фольклорными формами (О.С. Ушакова, с.61)

- Тема: Знакомство с К.И.Чуковским, как автором произведения

«Мойдодыр», В.Конашевичем, какхудожника

–иллюстратора»

- Тема:        «Веселые        стихотворения».

 

- Тема: «Чтение и запоминание докучных сказок».  

- Тема:Чтениерусскойнароднойсказки

«Лисичка со скалочкой» (О.С.Ушакова, с.54)

- Тема:ЧтениерассказаЕ.Чарушина«Прозайчат»(О.С.Ушакова,с.63)

- Потешки:«Ножки,ножкигдевыбыли?»

- Песенки:«Дедхотелухусварить…»

Поместить с книжный уголок книгусосказкой«Лисичкасоскалочкой»скрасочнымииллюстрациями;

коробочку с геометрическимифигурамидлясамостоятельногомоделированиясказки.

Поместитьвкнижныйуголок

дидактическуюнастольнуюигру

«Расскажисказку»

- ИнсценировкапостихотворениюВ.Антоновой«Зайкисерыесидят…».

- Инсценировкасловенскойнароднойпесни(русскийтекстЭ.Александровой)«Белки».

-Инсценировка        по        мотивамстихотворенияА.Роговина«Шѐл якак-то через мост…».

- Литературная гостиная

Путешествие по произведениям Я.Акима" (к100 летию

писателя), В.Бианки (к130летиюписателя),)

- Подвижная игра«Снегкружится»постихотворениюА.Барто

Цель: Развивать двигательнуюактивность детей.

- С.Козлов«Зимняясказка»

Цель:        воспитывать        отношения        кздоровомуобразужизни.

- Подвижная игра «Магазин игрушек»

Цель: Развивать двигательнуюактивность детей.

- Сказка«Цветок–лепесток»

Цель: Упражнение на произвольноенапряжениеирасслаблениемышц.

- К.Чуковский«Айболит»

Цель:Формируйтеудетейположительное отношение к своемуздоровью.

Тема: Знакомство с художниками – иллюстраторами

- Тема: «Как создается книга. Знакомство с историей детской книги, первой русской иллюстрированной детской книгой»  

- Тема: -«Знакомство с писателями – иллюстраторами В.Сутеевым, Е.И.Чарушиным.

Поместитьвкнижныйуголоккнигу

В.Драгунского«Денискины

рассказы»силлюстрациямидля

самостоятельного рассматривания исовместногочтенияспродолжением.

- Рисование

«По страницам Денискиных рассказов»

- рисование декоративных элементов по мотивам городецкой росписи

- Ручной труд: изготовление книжки-малышки

- ПоместитьвкнижныйуголокподборпроизведенийА.Л.Барто,

Е.Благининой, С.Маршакас

красочнымииллюстрациямидля

самостоятельногорассматриванияиподборурифм кстихотворным

строкамзнакомыхдлядетейстихотворений.

- Тема: «Изображение игры игрушки в детской литературе». (З.А.Гриценко с.37)  Программное содержание:

Учить детей культуре игры ;выучить текст народной игры «Гуси-лебеди».

Оборудование: Игрушки – мяч, лошадка, куклы,машинка,

Реализация проекта предполагает интегрированный подход - включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности:

Виды детской  деятельности

Методы, приемы, формы организации

Познавательная деятельность

Экскурсии, дидактические игры, беседы, организация поисково-познавательной, оформление мини-музея, игра- беседа

Художественно-эстетическая деятельность

Рисование, лепка, аппликация, музыкальные познавательные досуги и развлечения, участие в конкурсах детского творчества

Коммуникативная деятельность  

Беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений, обсуждение, рассказывание, разучивание стихов.

Игровая деятельность

Дидактические игры, игровые упражнение, малоподвижные игры, подвижные игры; игры - инсценировки

6.ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Доброй традицией нашего детского сада является, такая форма взаимодействия с семьей, как «Детско-родительский клуб». Содержательный диапазон таких встреч обширен. Мы знакомим родителей с современными образовательными технологиями, которые используем в работе с детьми в процессе приобщения к художественной литературе (мнемотехника, интеллект - карты, инсценировки по произведениям, чтение по ролям,  и т.д.). Совместные игры сближают всех участников встречи.


Данная форма работы помогает решать целый ряд важных задач:
IMG_7869.jpg

  • делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;
  • показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
  • накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;
  • способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм.

7.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Организационные:

    Проект рассчитан начетыре месяца и охватывает детей   дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Реализация проекта осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями.  Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.  

     Для реализации задач проекта осуществляется взаимодействие социальными партнерами:

Направление деятельности

Организация

Содержание сотрудничества

Социально-педагогическое

Центральная детская городская библиотека №2 «Журавушка»

Подготовка и проведение познавательных  мероприятий, экскурсий по ознакомлению детей с назначением библиотеки, правилами пользования книг.

Художественно-эстетическое

МОУ ДОД  «Центр детского творчества»

Создание условий для выявления и развития детской одаренности.

Школа моделей «Paradis»

Участие в конкурсах чтецов: «Маленькая осень», «Маленькая  зима», «Маленькая  весна».

ДК «Октябрь»

Участие в конкурсах чтецов

Кадровое обеспечение:

Реализация проекта осуществляется воспитателями групп старшего дошкольного возраста. Для реализации мероприятий проекта привлекается музыкальный руководитель для обеспечения музыкального сопровождения при проведении  литературно-музыкальной гостиной.

Материально-техническое обеспечение:

Для эффективной реализации проекта необходима хорошая материально-техническая база:

  1. Книжный уголок в группе по возрасту детей;
  2. Библиотека ДОУ по технологии  «Кроссбукинг».
  3. Наглядный материал: портреты писателей, писателей – иллюстраторов, художников - иллюстраторов;
  4. Выставка рисунков по прочитанным произведениям;
  5. Театральный уголок в группе с наполнением разновидности театров;
  6. Театральная студия ДОУ.

  1. Диагностический инструментарий

ПРЕДМЕТ  ДИАГНОСТИКИ: Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1.Изучить особенности литературного опыта детей.

2.Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.

3.Изучить своеобразие восприятия детей литературных текстов  разных жанров.

4.Выявить возможности использования детьми литературного опыта. В самостоятельной творческой деятельности.

Методика 1 «Книжкин дом».

ЗАДАЧИ:

1.Изучить особенности литературного опыта детей.

2.Выявить наличие и особенности  читательских интересов..

3.Определить уровень элементарных литературных знаний о видах и жанрах художественных текстов.

МАТЕРИАЛ:

Подобрать книги разных жанров: сказки, рассказы, стихи, книги разной тематики: о природе, с волшебным сюжетом, о животных…., «толстые» -«тонкие» книги, «взрослые» книги.

СОДЕРЖАНИЕ:  «Наведи порядок в Книжном доме».

Недавно в доме был ремонт  и теперь все книги перепутались- надо навести порядок. В Книжном доме несколько комнат , ты можешь их расположить по желанию. Что больше нравится расположи в первой комнате.(1-я полка).

- Любишь ли ты книги?

-Какие книги любишь больше всего?

-Какие литературные произведения ты знаешь?

 -Что тебе больше нравится :сказки или рассказы?

-Какие ты сказки помнишь?

Во 2 комнате( 2 полка) расположи самые любимые сказки.

-Что тебе больше нравится :проза или поэзия? Чем они отличаются ?Какие ты знаешь стихи? Расскажи какое –нибудь стихотворение.

-О чем ты любишь слушать книги? Расположи их по разным темам в 3 комнате(3 полка).

-В нашем доме ты поселишь только детские книги?

-А какие знаешь «взрослые» книги? Если ребенок  их не знает, то пусть их выберет из предложенных и уберет из дома.

   Молодец, ты навел полный порядок в Книжном доме.

РЕЗУЛЬТАТ:

                  КРИТЕРИИ

УРОВЕНЬ

баллы

Литературный опыт ребенка достаточно богат и разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный. Ребенок предпочитает произведения определенного вида и жанра или тематики. Стремится объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных  текстов, особенно любимых. Охотно и эмоционально участвует в задании, задает вопросы, на выяснение позиций взрослого по теме.

    высокий

7-10

Для  ребенка характерно общеположительное, недостаточно осознанное отношение к литературе. Читательские интересы более разнообразны, но неглубоки и слабо мотивированны. Ребенок называет по 1-2 примера литературных текстов. Знания о видах  и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные. В ходе выполнения задания ребенок начинает интересоваться темой , задает взрослому вопросы, стремится  к совместному обсуждению.

Средний

3-6

Бедность литературного опыта, отсутствие интереса к литературе.. Ребенок с трудом называет знакомые книги, иногда ограничивается формулировкой «про то, как…», «где этот герой был…» Не знает жанров литературы. Различает сказку, рассказ, стихи на интуитивном уровне, объяснить  их отличий не может. Предпочтение отдает как правило одному виду литературы, как правило сказкам.

Отвлекается, нет интереса в участии. Стремится закончить задание, перейти к следующему..

Низкий

0-2

       

МЕТОДИКА 2 «ДВОРЕЦ   СКАЗОК»

ЗАДАЧИ:

1.Выявить интерес к сказкам, оценить богатство «сказочного» опыта.

2.Изучить интерес к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию сказок.

3.Исследовать умение выразительно пересказывать сказки.

4.Определить своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра.

5.Выявить особенности понимания средств лексической выразительности .

СОДЕРЖАНИЕ:

БЕСЕДА.-Ты любишь сказки? Почему они тебе нравятся ?

- Назови свою самую любимую сказку? Кто тебе в ней нравится?

-Ты любишь слушать или рассказывать сказки? А придумывать сказки?

-Какие ты еще знаешь сказки?

- Какие сказочные герои могут жить  в Башне  Страха? (Назвать героев , совершаемые злые поступки)

-Какие герои могут жить в Чудесной гостиной?(Назвать волшебников, фей, колдунов из разных сказок)

- Кто может жить в Зале Добра?(Самые добрые герои по твоему мнению)

-Кто живет в Рыцарском зале? (Самые смелые герои)

-Что может находиться  в Кладовой волшебных предметов?

- В какую бы ты захотел попасть сказку? Почему? Кем из героев захотел бы стать? Почему? Перескажи фрагмент сказки.

РЕЗУЛЬТАТ:

                      КРИТЕРИИ

Уровень

баллы

Ярко- положительный эмоционально- осознанный интерес к сказкам. Ребенок самостоятельно называет более 5 сказок, некоторые жанровые особенности..Проявляет интерес к слушанию , рассказыванию, охотно пересказывает,  сохраняя сюжет, передавая образы. Знает и понимает особенности сказочного языка

Высокий

7-10

Интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес, волшебства.. Ребенок называет 3-4 сказки, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию, реже – к рассказыванию и придумыванию. Знает многих героев, но не может объяснить их функции. Пересказывает лишь короткий фрагмент  сказки,

Средний

3-6

Общеположительное , немотивированное отношение к сказкам., называет 1-2 сказки. Слушает их, но не рассказывает, не умеет придумывать. Требуется помощь взрослого при назывании сказочных героев. Не фантазирует. Для пересказа использует короткие сказки для малышей. Звучание голоса однообразное, монотонное.

Низкий

0-2

   

МЕТОДИКА 3 . «БУЛЬВАР ИСТОРИЙ».

ЗАДАЧИ:

1.Изучить особенности понимания идеи литературные произведения, умения устанавливать связи, делать выводы.

2.Выявить особенности эмоционально- образного восприятия рассказа.

3.Изучить особенности понимания жанровых отличий рассказа.

СОДЕРЖАНИЕ:

-Чем рассказ отличается от сказки?(есть автор, передает реальные события , нет волшебства, герои из жизни…)

-О чем бывают рассказы? Какие рассказы тебе читали? Кто их автор?

 Чтение рассказа К.Ушинского «Сила- не право», М.Пришвина «еж», «Лисичкин хлеб»,

Беседа по вопросам после прочтения.

РЕЗУЛЬТАТ:

                     КРИТЕРИИ

Уровень

баллы

Узнает жанр рассказа, называет 3-4 основных отличия рассказа от сказки, называет 4-5 рассказов или авторов рассказов, аргументировано отвечает на вопросы педагога по содержанию рассказа.

Высокий

7-10

Ошибается в названии жанра, называет 1-2 отличия рассказа от сказки, вспоминает 1-2 рассказа или автора, отвечает не на все вопросы по содержанию рассказа.

Средний

3-6

Не определяет жанр, к событиям относится равнодушно, на многие вопросы не отвечает

низкий

0-2

 

МЕТОДИКА 4 « ПОЭТИЧЕСКАЯ  РОЩА»

 СОДЕРЖАНИЕ: *Чтение любимого стихотворения. Беседа по содержанию текста, с целью объяснения образных выражений, использования средств выразительности.

-Что такое поэзия? Нравятся ли тебе стихи? Какие ты знаешь стихи?

РЕЗУЛЬТАТ:

                              КРИТЕРИИ

Уровень

баллы

Вспоминает  более 3 стихотворений по возрасту, выразительно читает любимое, Объясняет  все образные выражения, использует средства выразительности.

Высокий

7-10

Вспоминает 2-3 стихотворения по возрасту, наизусть ни одного прочесть не может, объясняет 1-2 образных  выражения, отвечает на большую часть вопросов.

Средний

3-6

Не вспоминает ни одного  стихотворения по возрасту или 1-2  для малышей. Не объясняет образные выражения, не отвечает на вопросы педагога или отвечает На некоторые и скудно.

низкий

0-2

МЕТОДИКА 5 «ЛИТЕРАТУРНАЯ   ГОСТИННАЯ»

ЗАДАЧИ:

1.Выявить источник литер. Опыта.

2.Изучить интерес  к разным видам деятельности в условиях семьи.

3.Определить отношение  детей к роли родителей в их литер.развитии.

СОДЕРЖАНИЕ:    Беседа.

-Где тебе чаще читают книги: дома или в детском саду?

-Любишь ли ты , когда тебе дома читают? Часто ли Это бывает? Где вы это делаете?

-Любят ли твои родители читать?

-Есть ли в вашем доме библиотека? Каких там книг больше: детских или взрослых?

-Что ты любишь больше- когда тебе читают или смотришь фильмы, мультики по литературным текстам? Почему?

 РЕЗУЛЬТАТ:

                         КРИТЕРИИ

Уровень

Баллы

Литературный опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения

к литературе в семье..Члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам,  развивают его у ребенка, часто читают ему. Наличие дома богато библиотеки., имеется подборка аудио видео записей с литературными произведениями.

Высокий

7-10

Общеположительное отношение к слушанию и совместному чтению,  читают часто , но не продолжительно. Взрослых книг в библиотеке гораздо больше, чем детских, место чтения книг «случайное» или диван. Чаще смотрит телевизор.

Средний

3-6

Недостаточность литературного опыта. нет интереса к литературе . Дома мало читают,

Домашняя библиотека не богата, взрослые читают редко, предпочтение просмотру передач.

низкий

0-2

 

МЕТОДИКА 6 : «ДОМ  ХУДОЖНИКА»

ЗАДАЧИ:

1.Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах и об иллюстрациях детских книг.

2.Определить опыт в рисовании по содержанию литературного текста.

СОДЕРЖАНИЕ:   Беседа.

Ты помнишь много сказок, стихов…В Доме художника работают иллюстраторы дет.книг.

-Каких ты знаешь иллюстраторов ?( Кто рисовал картинки в дет.книгах?)

-Почему нужны картинки в книгах?

-Какую бы ты хотел сказку проиллюстрировать как художник? Нарисуй  иллюстрацию ,

А дети потом отгадают, из какой это сказки?

РЕЗУЛЬТАТ:

                       КРИТЕРИИ

УРОВНИ

Баллы

Называет 2-3 иллюстратора дет.книг, аргументирует значение иллюстраций,  

Активное желание рисовать по произведениям,

Высокий

7-10

Называет 1 иллюстратора, есть общие суждения о необходимости иллюстраций., ограниченный опыт рисования по произведениям

Средний

3-6

Не называет иллюстраторов, определяет факт иллюстраций, отрицает опыт рисования по произведениям, нет желания рисовать,

низкий

0-2

МЕТОДИКА 7: «ДОМ  ЗАГАДОК»

ЗАДАЧИ:
1.Определить отношение к творческой  речевой деятельности по литер. произведениям.

2.Выявить способность к самостоятельному сочинению.

МАТЕРИАЛ: подбор загадок и предметные картинки к ним.

СОДЕРЖАНИЕ:

-Отгадай загадки.(Педагог подбирает  на любые темы)

-Загадай ты загадку?

-Придумай и загадай мне загадку об одном из предметов, а я попробую отгадать (Можно дать пример сочинения)

-Какие еще ты можешь придумать?

РЕЗУЛЬТАТ:

                            КРИТЕРИИ

УРОВНИ

Баллы

Проявляет интерес к сочинению сказок,  отгадыванию и их загадыванию.

Самостоятельно придумывает 1-2 загадки.

Высокий

7-10

Соглашается придумывать загадку после примера взрослого, отгадывает и загадывает.

Средний

3-6

Не соглашается или соглашается придумывать загадку после примера взрослого

, попытка самостоятельного сочинительства неудачна даже при наличии

наглядности. Не всегда отгадывает и загадывает загадку.

низкий

0-2

Карта  динамики  

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ

ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ

               Ф.и воспитанников

              

Сформированность читательского интереса, элементарных литерат.знаний (методика 1)

Ст.

Итог.

Сформированность интереса к сказкам, слушанию, рассказыванию

(методика 2)

Ст.

Итог.

Умение отличать рассказ от сказки,

Умение вести беседу по прочитанному.(методика 3)

Ст

Итог

Умение выразительно рассказывть

Стихотворение и беседовать по ее

Содержанию.(методика 4 )

Ст.

Итог

Сформированность источника литерат.опыта в семье(методика 5)

Ст.

Итог

Сформированность  представлений

Об иллюстрациях и иллюстраторах

(методика 6)

Ст.

Итог

Умение отгадывать, загадывать и придумывать загадки.(методика 7)

Ст.

Итог.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

По итогам  реализации проекта родители имеют представление о современным движением кроссбукинг в детском саду. Повышена педагогическая культура родителей по проблеме приобщения  дошкольников к книге. Сформировано понимание родителей о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

Сформировано желание детей к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. Семьи воспитанников посещают городскую детскую библиотеку, активно участвуют в конкурсах чтецов, участвуют в социальной акции «Прочитал сам – передай другому!» по поддержке малоимущих семей.

Сформированы индивидуальные литературные жанровые предпочтения детей, эстетический вкус. Наблюдается повышение уровняречевого развития: обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной,  диалогической речи.

Активное сотрудничество воспитанников со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности показывает, что повышен уровень эмпатии у детей, познавательной, творческой и эмоциональной активности.

СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ

Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе [Текст] / С. Болотская, Т.Сквирер // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 4. - С. 150-153.

Барташева, Н.В. Воспитание будущего Читателя [Текст] / Н.В. Барташева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 8. - С. 28-34.

Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению [Текст] / Е.Н. Гончарова // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп./ Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.-128 с.

Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 35-39.

Денисова, С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек [Текст] /С.А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 30 - 32.

Максимова, С.И. Воспитание читателя [Текст] / С.И. Максимова // Детский сад от А до Я. - 2009. - №5.- С. 4-10

Миронова, Н.Н. Как научить ребенка любить литературу? [Текст] / Н.Н. Миронова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.

Сокольская, Л.В. Материнское чтение [Текст] / Л.В. Прудовская - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 79 с.

Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти [Текст]: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева - СПб., 2000. - 511с.

Тихомирова, И.И. Детская книга в домашней библиотеке [Текст] / И.И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 32 – 37

Тюнников, Ю.В. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя [Текст] / Ю.В. Тюников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31 -38.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.

Шатрова, С.А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №11. - С.22-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа МДОУ детского сада №6 г. Конаково Тверской области

Примерная образовательная программа МДОУ детского сада №6 г. Конаково. В основе ее комплексная программа авторского коллектива Т.Н. Дороновой  "Из детства в отрочество"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗВЕНИГОВСКИЙ ДЕТСКОГО САДА « БУРАТИНО»

Общеобразовательная программа МДОУ Звениговский  д./с «Буратино»  детей дошкольного возраста  представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования.  Она разработ...

Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей

Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...

Проект образовательной программы для детского сада МОУ "Начальная школа-детский сад г. Можайска"

       Программа  включает  конкретное  содержание   образовательных  областей  с  учётом возрастных  и индивидуальных  осо...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по  теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...

Информационно-образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»

Информационно-образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»...

Образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»

Образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»...