Методическая разработка "Мы твои друзья"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Методическая разработка "Мы твои друзья" посвящена знакомству детей с домашними животными и их ролью в жизни человека. В ходе занятия дети узнают о различных видах домашних питомцев, их привычках и заботе о них. Используются игровые элементы, рассказы и творческие задания, что способствует активному вовлечению малышей. Занятие направлено на развитие эмпатии, ответственности и любви к животным, а также на формирование правильного отношения к ним. Дети учатся понимать, как заботиться о своих "друзьях" и как взаимодействовать с ними.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 284.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад «Солнышко» п. Сахзавод
Филиал МДОУ детский сад «Сказка»
Региональный этап всероссийского конкурса методик реализации программы «Мы – твои друзья».
Методическая разработка
Развитие интереса к творчеству при изучении программы «Мы-твои друзья»
Автор: Калинина Наталья Валерьевна
Должность: Воспитатель
2024 г.
Название конкурсной работы | «Пушистые друзья» |
Автор (ФИО – полностью) | Калинина Наталья Валерьевна |
Детский сад– полное и краткое наименование | МДОУ детский сад «Солнышко» п. Сахзавод филиал МДОУ детский сад «Сказка» |
Адрес, номер телефона, электронная почта педагога | Пензенская обл, Бековский район, с Вертуновка grafova_natalia@mail.ru |
Должность автора | воспитатель |
Возраст учащихся | 5-6 лет |
Развитие интереса к творчеству при изучении программы «Мы-твои друзья»
1) Воспитательно-образовательная программа «Мы – твои друзья» обладает значительной базой для развития творческих сил и способностей личности.
Предлагаемая система работы по развитию воспитательного потенциала программы посредством реализации серии образовательных событий «Пушистые друзья» в ДОУ способствует формированию у ребенка эстетических чувств: жажды красоты и чего-то возвышенного, чувства цвета, музыкального слуха и вкуса; а также выходу детского мышления за пределы некоторой ограниченности, предписанной сложившимися стереотипами.
2) Основным видом образовательной деятельности является игровая деятельность в ходе реализации серии образовательных событий, объединенных общей тематикой «Пушистые друзья». Данный вид деятельности способствует реализации современного компетентностно-деятельностного подхода в образовании, главная цель которого приобретение ценного (реального, жизненного) опыта практической деятельности и его дальнейшее преобразование. При реализации данной методики главными являются практические и игровые методы, вспомогательными – наглядные и аудиальные методы.
3) Серия «Пушистые друзья» включает в себя 4 образовательных события. Каждое образовательное событие в свою очередь состоит из ряда занятий. В соответствии с ФГОС методика предполагает реализацию следующих типов занятий: тематическое, комплексное и итоговое.
Образовательное событие «Братья наши меньшие»
- «Давайте знакомиться»
Беседа о том, почему люди заводят домашних питомцев, о дружбе между людьми и домашними питомцами; демонстрация карточек с различными домашними животными; творческое упражнение «Найди пару».
- «Выбор питомца»
Просмотр отрывка из мультфильма «Маленький принц» и обсуждение увиденного; сюжетно-ролевая игра «Приручи питомца».
Образовательное событие «Друг с хвостом»
- «Такие разные собаки»
Беседа о собаках, как они стали домашними, какие породы есть; просмотр мультфильма «Девочка и Щенок» и обсуждение увиденного; демонстрация карточек с различными породами собак; творческое упражнение «Сложи собаку».
- «Спасатель, помощник, друг»
Беседа о дружбе между людьми и домашними питомцами; просмотр мультфильма «Про доброго щенка» и обсуждение увиденного; презентация профессий собак, которые помогают людям в разных ситуациях; игра «Путаница»; творческое упражнение «Закончи рисунок».
- «Собачьи истории»
Пластилинография «Лепим собачку»; творческое сочинение «Придумать и рассказать историю про собаку».
- «Дог-шоу»
Прослушивание аудиозаписи «Не дразните собак» и обсуждение услышанного; бумагопластика «Делаем собачку в технике оригами».
Образовательное событие «Замурчательный день»
- «Такие разные кошки»
Просмотр мультфильма «Привет малыш! Серия про кошку» и обсуждение увиденного; беседа о кошках, как они стали домашними, какие породы есть; загадки.
- «Усато-полосатый концерт»
Фотовыставка «Страна Мурляндия»; подвижные игры под музыку «Кошки – мышки», «Перенеси сосиски», «Кто скорее съест рыбку».
Образовательное событие «Кошачье-собачье царство»
- «Что мы едим?»
Беседа о том, как кормить домашних питомцев; просмотр мультфильма «Учимся кормить кошку» и обсуждение увиденного; дидактическая игра «Накормим животных».
- «Из чего мы состоим?»
Игра «У кого есть»; беседа о здоровье домашних питомцев; творческая игра «Мой питомец».
- «Салон красоты для животных (груминг)»
Беседа о том, как ухаживать за домашними питомцами; игра-инсценировка «Груминг в нашем городе».
Заканчивается серия образовательных событий итоговым занятием, основными формами контроля являются опрос, выполнение ряда заданий и наблюдение.
Описание занятий, направленных на развитие интереса к творчеству в рамках реализации программы «Мы – твои друзья»
Занятие «Спасатель, помощник, друг»
(второе занятие образовательного события «Друг с хвостом», в рамках реализации серии образовательных событий «Пушистые друзья»)
Вид: тематическое занятие
Цель: расширение представления детей о собаках-помощниках.
Задачи:
Образовательные: формировать представления у детей: собака – умное животное, собака – помощник, собаку можно дрессировать;
Развивающие: развивать устойчивый познавательный, эстетический и практический интерес к домашним животным (собакам);
Воспитательные: формировать чувство ответственности за домашних животных (собак), развивать готовность сочувствовать, сопереживать, умения проявлять сочувствие.
Продолжительность занятия: не более 25 минут (в соответствии с возрастом воспитанников)
Описание хода занятия
Вводная часть
Вначале педагог проводит вводную беседу о дружбе между людьми и домашними питомцами.
Примерные вопросы и реплики в ходе беседы:
-Говорят, что собака – друг и помощник человека. Как вы понимаете эти слова?
-Почему собаку так называют?
-Ребята, у кого есть дома собака? Как ее зовут?
-Какие породы собак вы знаете?
Далее с целью привлечения заинтересованности воспитанников в данной теме педагог предлагает просмотреть мультфильм про доброго щенка (на детском канале «Пип»). После просмотра необходимо обсудить с детьми следующие вопросы:
-Кому помогают специально обученные собаки?
-Для чего незрячие люди используют собак-поводырей?
-Легко ли дается дрессировка собак?
-Все ли собаки могут быть обучены для таких целей?
В ходе обсуждения важно развить и закрепить у детей понятия о том, что собака – верный друг человека, у собак прекрасное чутье, у собак есть профессия, есть разные породы собак, которые применимы для разных целей (декоративные, помощники).
Основная часть
Далее педагог показывает детям презентацию других профессий собак, которые помогают людям в разных ситуациях. В ходе показа презентации необходимо акцентировать внимание детей на том, что к каждой профессии пригодны определенные породы собак.
Показ презентации «Профессии собак»
Слайд 1. Собаки-спасатели могут вытащить человека из воды, спасти в горах, обнаружить человека под толщей снега. Собаки спасатели помогают расчищать завалы зданий, возникающие при экстремальных ситуациях.
Слайд 2. Собаки-пастухи – незаменимые помощники по управлению стадом, его охране, розыску отставших животных.
Слайд 3. Ездовые собаки – народы Севера и сейчас не обходятся без ездовых собак, на собачьих упряжках ездят, перевозят по бездорожью людей и грузы.
Слайд 4. Собаки-пожарные – они находят в дыму и огне пострадавших и выносят их из опасного места.
Слайд 5. Собаки-космонавты – первой в космосе была Лайка, запущенная на советском спутнике и самые легендарные собаки, которые совершили удачный полёт в космос, Белка и Стрелка.
Слайд 6. Пограничные собаки – днём и ночью они помогают охранять рубежи нашей Родины.
После просмотра педагог проводит игру «Путаница».
Ход игры:
I. Дети делятся на две команды.
II. Педагог предлагает выбрать картинку собаки определенной профессии, затем найти снаряжения, с которыми работают служебные собаки (шлейка, поводок, ошейник, жилет, бочонок для воды, спецсумка для первой необходимой помощи) и разместить под картинкой, далее выбрать карточки с изображение мест, где работаю эти собаки.
III. Педагог: «Молодцы, ребята, вы все отлично справились с заданием».
В основной части занятия педагог проводит физкультминутку.
Физкультминутка.
Вот сидит наш пес дружок, (имитация движений)
В лапы спрятал серный нос.
Песик дремлет или спит.
На ребяток не глядит.
Наши дети тихо встали
И к собачке подбежали
-Ну-ка пес скорей вставай
И ребяток догоняй! (Убежали на стульчики)
Также в основной части занятия педагог дает воспитанникам творческое упражнение «Закончи рисунок». Задача педагога заключается в предоставлении возможности ребенку дорисовать и раскрасить предлагаемый рисунок (собака, щенок, дрессировщик, собака-поводырь). Задача для ребенка заключается в том, чтобы узнать изображение и дорисовать недостающие предметы (уши, хвост, элементы дрессировки и экипировки, очки у слепого). Для проведения игры понадобятся конверт, листы с частичным изображением, цветные карандаши.
Ход игры:
I. Педагог предлагает детям посмотреть, что у него в руках. Дети отвечают, что это конверт и хотят узнать, что в нем находится. Педагог: «Посмотрите внимательно, здесь есть картинки. Что на них нарисовано? А что не так с нашими картинками? Верно, они не дорисованы. Нужно, чтобы из вас взял себе одну картинку, придумал ей название, а после этого дорисовал изображение».
II. Педагог хвалит ребят, что они отлично справились – дорисовали недостающие предметы на картинках, а теперь нужно их раскрасить. Но раскрашивать нужно аккуратно, не выходя за линии рисунка.
III. Педагог: «Ребята, какие вы молодцы. У всех получилось узнать изображения? Каких частей у вас не было?»
Заключительная часть
Педагог хвалит детей за активность. Дети делятся впечатлениями.
Примерные вопросы для рефлексии:
Что нового вы сегодня узнали?
Что было интересного?
Что вы еще хотите узнать о собаках?
В завершении занятия родителям в качестве дополнительного домашнего задания может быть рекомендовано прочтение и совместное обсуждение авторской сказки «Поводырь» («Дом сказки»).
Занятие «Салон красоты для животных (груминг)»
(третье занятие образовательного события «Кошачье-собачье царство», в рамках реализации серии образовательных событий «Пушистые друзья»)
Вид: комплексное занятие
Цель: расширение представления детей о способах и правилах ухода за домашними животными.
Задачи:
Образовательные: формировать представления у детей: правила ухода за домашними животными, помывка, чистка, вычесывание домашних животных;
Развивающие: развивать устойчивый познавательный, эстетический и практический интерес к домашним животным (собакам);
Воспитательные: формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных детьми при восприятии из окружающей действительности; расширение игровых замыслов; развивать умения дошкольников согласовывать тему игры, распределять роли в соответствии с сюжетом, подготавливать необходимые условия для ее проведения, атрибуты, а также формировать чувство ответственности за домашних животных, развивать готовность сочувствовать, сопереживать, умения проявлять сочувствие.
Продолжительность занятия: не более 25 минут (в соответствии с возрастом воспитанников)
Описание хода занятия
Вводная часть
Вначале педагог проводит вводную беседу о том, как ухаживать за домашними питомцами.
Примерные вопросы и реплики в ходе беседы:
- Что необходимо животным?
- Что необходимо делать, чтобы сохранять чистоту?
- Необходимо ли делать прививки домашним животным?
- Зачем надо ухаживать за животными?
Также во вводной части занятия необходимо вспомнить и обсудить художественную литературу, содержащую истории по теме занятия («Мой мишка заболел» З. Александровой, «Заболел петух ангиной» А. Крылова, «Доктор Айболит» К. Чуковского).
В ходе обсуждения важно развить и закрепить у детей понятия о том, что за домашними животными нужно ухаживать.
Основная часть
В основной части занятия проводится игра-инсценировка «Груминг в нашем городе».
Ход игры:
I. В начале игры педагог вводит детей в игровую ситуацию. Педагог: «Ребята, ко мне на почтовый ящик сегодня попала интересная рекламная брошюра. Посмотрите. Здесь написано, что в нашем городе объявляется конкурс-выставка для животных. Мы приглашаем всех жителей области со своими питомцами принять участие на нашей выставке. Для участия в конкурсе необходимы паспорт и карточка здоровья вашего питомца, ну и, конечно же сам ухоженный, красивый и здоровый ваш четвероногий друг. Ребята, давайте мы отправимся в салон для животных. Но для этого нам нужно распределить роли».
Далее распределяются роли между детьми (регистратор, клиенты, грумеры, директор салона).
II. Проигрывание эпизодов игры.
Примеры эпизодов:
Эпизод №1. В регистратуре.
(раздается звонок)
Регистратор: Салон для животных слушает вас. Чем мы можем быть полезны для вас?
Клиент: Здравствуйте. Мы хотели бы записаться на прием к грумеру.
Регистратор: В какое время вам будет удобно подойти?
Клиент: Мне было бы удобно во вторник в 5 часов вечера.
Регистратор: Хорошо, я вас записываю: «…во вторник в 5 часов вечера».
Клиент: Спасибо. До свидания.
Регистратор: Пожалуйста. Всего доброго.
Эпизод №3. На приеме у грумера.
Клиент: Здравствуйте!
Грумер1: Здравствуйте! Какие процедуры вас интересуют?
Клиент: Я бы хотел сделать моей собачке прическу.
Грумер1: Хорошо. Но нам сначала его надо помыть. Какой шампунь вы предпочитаете?
Клиент: Давайте вот этот. Укрепляющий.
Грумер1: Хорошо. (моет, сушит). А теперь пройдите к парикмахеру.
Грумер2: Какую прическу вы бы хотели для вашей собачки?
Клиент: Причешите, пожалуйста, собачку и прикрепите резиночки на шерстку моего друга.
Грумер2: (причесывает и делает хвостики собачке). Вот, пожалуйста.
Клиент: Спасибо большое!
Грумер2: Пожалуйста! Приходите к нам еще!
Клиент: До свидания!
Грумер2: До свидания!
В конце игры директор объявляет, что наступил вечер и салон для животных закрывается. «До свидания, уважаемые посетители. Приходите к нам еще!»
III. Итоги игры подводит педагог: «Вы все прекрасно справились с выбранными вам ролями. Вы все были вежливы друг с другом, уступали, договаривались между собой».
В ходе игры необходимо детям предложить динамическую паузу – Бегал по двору щеночек.
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
Заключительная часть
Педагог хвалит детей за активность. Дети делятся впечатлениями.
Оценка эффективности работы
(происходит на последнем занятии в рамках реализации серии образовательных событий «Пушистые друзья»)
Проведение итогового занятия происходит в форме индивидуального опроса воспитанников, а также наблюдения за детьми в ходе выполнения ими заданий.
Оценивание итоговых результатов включает в себя ряд критериев: содержательный критерий отражает уровень теоретических знаний формируемых понятий о домашних питомцах у детей; операционально-деятельностный критерий наиболее полно определяет уровень владения практическими навыками творческого характера; мотивационный критерий выявляет уровень личной заинтересованности к домашним животным.
Вопросы для индивидуальной беседы:
1. Ты знаешь, почему люди заводят домашних питомцев? Почему?
2. Знаешь ли ты, как собаки стали домашними? Как?
3. Какие породы собак ты можешь назвать?
4. Ты можешь назвать профессии собак? Чем собаки полезны людям?
5. Знаешь ли ты, как кошки стали домашними? Как?
6. Какие породы кошек ты можешь назвать?
7. Ты сможешь понять, если домашнее животное заболело? Как ты это поймешь?
8. Ты знаешь, как ухаживать за домашними животными? Как?
Контрольные задания:
1. Дидактическая игра «Кто что ест?».
Ход игры:
I. Педагог предлагает детям определить: какое животное чем можно накормить.
II. Дети самостоятельно ищут, кто что ест и проговаривают слова. Дети читают слово на секторах круга и находят соответствующих животных, соединяют их прищепками.
III. После игры педагог подводит итог, хвалит детей.
Для игры понадобятся вырезанные из картона изображения животных (мордочки), приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (разделены по секторам) с одной стороны и названия животных с другой стороны.
2. Сюжетно-ролевая игра «Забота о домашних животных».
Ход игры:
I. Педагог предлагает построить для животных дома, при этом задается вопрос: для кого что строим? (собаке – конуру, кошке – домик и т.д.)
II. Дети строят жилища, педагог может что-то советовать. Педагог следит за действиями и взаимоотношениями детей. Когда постройки будут готовы, дети приглашают животных в свои дома, заботятся о них, самостоятельно выбирают кормушки, поилки. Педагог наблюдает за игрой.
III. После игры педагог подводит итог, хвалит детей.
К игре нужны такие атрибуты как напольный строитель, игрушки домашних животных, вспомогательные игрушки (поилки, пища и др.).
Ответы и выполнение заданий оцениваются следующим образом:
1 балл – ребенок испытывает трудности при выполнении заданий, он не понимает смысл задаваемых вопросов, при выполнении заданий не проявляет заинтересованности;
2 балла – ребенок дает краткие ответы, не до конца понимает смысл вопросов, при выполнении заданий и в игре проявляет слабую заинтересованность;
3 балла – в ответе ребенка присутствуют формируемые понятия, при выполнении заданий активен, интересуется разной деятельностью.
Результаты освоения программы предполагают три уровня развития творческих сил и способностей воспитанников:
Высокий (25-30 баллов) – ребенок может объяснить элементарный смысл формируемых понятий, проявляет ярко выраженный интерес к домашним животным.
Средний (15-24 баллов) – ребенок имеет представление о формируемых понятиях, но не всегда может объяснить их. У него наблюдается неустойчивый интерес к потребностям домашних животных и особенностям ухода за ними.
Низкий (0-14 баллов) – ребенок не может объяснить смысла формируемых понятий, не проявляет интереса, в том числе творческих начал, к потребностям домашних животных и особенностям ухода за ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия на воздухе для старшей группы детей ОНР "Правила - твои друзья! Забывать друзей нельзя"
Физкультурное занятие по правилам дорожного движения....
Программа кружковой работы в группе предшкольного образования. « Мы твои друзья, природа».
В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые...

Конспект физкультурного занятия на воздухе для старшей группы На тему: «Правила – твои друзья! Забывать друзей нельзя.»
Совершенствовать навыки ходьбы по гимнастическому бревну; упражнять детей в умении бросать и ловить мяч; знакомить детей с основными правилами дорожного движения, с пешеходным переходом, светофо...
Конспект НОД в старшей группе «Правила дорожного движения – твои друзья! Забывать друзей нельзя!»
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии«Правила дорожного движения – твои друзья! Забывать друзей нельзя!»...
План работы кружка " Мы твои друзья, природа" подготовительной группы
laquo;Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский...
Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Природа, мы – твои друзья».
Закрепление экологических знаний у детей; формирование правильного отношения к природе....

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации «Ёжик, мы твои друзья»
Представленный материал можно использовать в работе с детьми раннего возраста с целью поддержания эмоционально- положительного состояния детей в период адаптации....

