Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в процессе реализации программы воспитания ДОУ
методическая разработка

Бачурина Ольга Николаевна

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно со взрослыми проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска
Отдел специального образования, здоровьесбережения и информационно-методического сопровождения УО


Августовское педагогическое совещание педагогических работников ДОУ

Секция старших воспитателей и воспитателей
дошкольных образовательных учреждений

Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в процессе реализации программы воспитания ДОУ

(сообщение к презентации)

Заместитель заведующего

по воспитательной и методической работе

МБДОУ детского сада № 62

Бачурина О.Н.

Новочеркасск

2022

В чем же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно со взрослыми проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других.

           Педагогической наукой предложено несколько определений понятиям «событие» и «образовательное событие»:

  • событие – способ жизнетворчества человека;
  • событие - то, что развивает и то, что развивается;
  • событие – значимое творческое действие;
  • событие – открытие смысла происходящего для каждого участника;
  • событие – уникально, его нельзя повторить;
  • событие – то, что вместе создается, но индивидуально понимается.

Итак, основа события – это СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, предполагающая определенные аспекты:

  • включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации образовательного пространства);
  • открытый временной конец (каждый работает в своем темпе).

При этом любой из участников культурно-образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Таким образом, сущность культурно-образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели. В совокупности мы определяем культурно-образовательное событие как форму организации совместной деятельности для того, чтобы систематизировать знания, навыки обучающихся, применять их в практической деятельности и таким образом сформировать ключевые компетенции.

Целевые ориентиры реализации рабочей программы воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков рабочей программы воспитания.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОУ.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Проект «Открываем календарь» был разработан за год до начала разработки рабочей программы воспитания. Цель проекта – использование инновационной технологии «Образовательное событие» в нравственно-патриотическом и духовном развитии личности дошкольников. Построение образовательного процесса, приближенного к так называемому «событийному» принципу, позволяет сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

В основу реализации проекта положены следующие подходы:

  • яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;
  • события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества, День Победы);
  • явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);
  • явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
  • мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
  • традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, День 8 марта, Праздник весны и труда, День матери).

Событие – это общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома. Таким образом, событийный подход в образовании обеспечивает самореализацию личности ребенка, его социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в процессе реализации рабочей программы воспитания ДОУ О.Н. Бачурина, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе. МБДОУ детский сад № 62 2022 год. Управление образования Администрации города Новочеркасска Отдел специального образования, здоровьесбережения и информационно-методического сопровождения УО Августовское педагогическое совещание педагогических работников ДОУ Секция старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Слайд 2

Рабочая программа воспитания определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования. Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов: 1 . Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 № 304 - ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп .). 2 . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ». 3 . Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ ). 4 . Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р . 5 . СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха, оздоровления детей и молодежи ». 6 . Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р ). 7 . Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. 8.Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). 8. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 01 июля 2021 № 2/21).

Слайд 3

Сущность понятия «образовательное событие » Событие – не источник информации, а канал получения и передачи информации, а также способ жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества человека . Ю. С. Мануйлов, основатель современного научного направления в педагогике - «средовой подход». С обытие отождествляется с чем-то ярким, красочным, праздничным, нерядовым, незаурядным, впечатляющим, в противоположность серым будням повседневности. Это действо нельзя отрепетировать и сорганизовать. Академик Л.И. Новикова. ,«…событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание». Б . Д. Эльконин.

Слайд 4

Событие – это:

Слайд 5

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А . Короткова)

Слайд 6

Примерная программа воспитания

Слайд 7

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Праздник – это…

Слайд 8

1 октября – Международный день музыки 2 октября – Международный день улыбки 3 октября – день поиска каштанов 4 октября – день ходьбы 5 октября – день напутствия улетающим птицам 6 октября – день чеснока 7 октября – день вежливости 8 октября – день капусты 9 октября – день яйца 10 октября – день каши 11 октября – Международный день девочек 12 октября – день шоколадных сюрпризов 13 октября – день ежиков 14 октября – день Винни Пуха 15 октября – день мытья рук 16 октября – день хлеба 17 октября – день желудей 18 октября – день конфет 19 октября – день урожая 20 октября – день яблок 21 октября – день разноцветных зонтиков 22 октября – день дождя 23 октября – день теплых носочков 24 октября – день желтых листьев 25 октября – макаронных изделий 26 октября – праздник граната 27 октября – день пестрых шарфиков 28 октября – день бабушек и дедушек 29 октября – день подушки 30 октября – день домашнего печенья 31 октября – день красной рябины

Слайд 9

П особие «Открываем календарь»

Слайд 10

Для чего? развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность Когнитивное развитие развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим Коммуникативное развитие ознакомление с окружающим миром, развитие речи потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению Навыки, умения, знания воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу, положительного отношения к детскому саду Развитие детского сообщества обеспечение эмоционального комфорта, создание хорошего настроения, формирование у детей желания прийти в детский сад на следующий день Эмоциональный комфорт Утренний круг

Слайд 11

Пусть каждый Ваш день будет насыщен интересными и памятными событиями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей

laquo;Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это»...

Конспект образовательной деятельности в группе раннего возраста в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей «В гости к нам пришли матрешки».

Образовательная деятельность в группе раннего возраста  в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей «В гости к нам пришли матрешки». Интеграция образовательных ...

Совместная партнерская деятельность взрослого и детей в процессе организации детских видов деятельности

Согласовано ст. воспитатель_______________«___» _______________2023 г.СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАЦИИ ДЕТСКИХ ВИ...

«Образовательное событие» — современная технология в работе с детьми дошкольного возраста в рамках реализации программы воспитания

Инновационные педагогические технологии – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности приёмов, методов и форм организации учебной деятельности и обучения,...