Весна шагает по планете.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе "Весна шагает по планете".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 505.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Весна шагает по планете».
Цель: Познакомить детей с русской поэзией, с изображением весны в работах известных художников, закрепить представление о весне.
Обучающие задачи:
1. Учить подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, антонимы.
3. Учить объективно оценивать свои и чужие работы.
Развивающие задачи:
1. Расширять и активизировать словарь детей о весне.
2. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать усидчивость, умение слушать.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
стремление доводить начатое дело до конца.
3. Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Приемы и методы работы:
Словесный: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы.
Наглядный: использование наглядных материалов (репродукции картин).
Игровой: динамическая пауза, игры по развитию речи.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними проявлениями в природе, составление рассказов по ним, чтение стихотворений о весне, рассматривание картин с весенними пейзажами.
Материалы:
Репродукции картин о весне.
Ход:
Вводная часть
1. Организационный
-Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Хотели бы вы сегодня вертуально попутешествовать по нашей планете?
-Тогда садимся на места и начинаем свое путешествие.
-Представте, что мы находимся на космическом корабле. Как вы думаете, что мы увидим? Это наша планета. А как она называется?
-Правильно. Как вы думаете, какое время на нашей планете мы видим? Как вы догадались?
-А какое время года изображено сейчас? Почему?
-Даже из космического корабля мы с вами увидели смену времен года на нашей планете.
О чём мы сегодня будем говорить, вы сможете понять, если отгадаете загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко ласкает,
Кто это время знает? (весна)
Ответы детей.
-Правильно ребята.
Основная часть
1. Создание проблемной ситуации
-Весну в народе называют «Весна-красна». Как вы думаете, почему? Ответы детей: Так весну назвали, потому что она красивая и все ей радуются.
-Наша планета прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по- своему. Но есть в природе время, когда земля пробуждается от зимнего сна и все живет ожиданием тепла, солнца.
-Обратите внимание на нашу галерею, в которой представлены репродукции трёх картин. Какое время года изображено на них?
Дети: весна.
Какое ласковое и нежное слово - весна! (включаем музыку звуки весны) Прислушайтесь, наверное, мы попали в страну Тишины. Тишину нарушили разные звуки и шумы. Что вы слышите? Да, здесь и первая капель, и журчание ручейков, и пение птиц…
Всё пробуждается ото сна. Необычное чувство охватывает всех людей: поэты пишут стихи, композиторы - музыку, художники - картины.
Дети рассматривают репродукции картин художников: Саврасов Алексей Кондратьевич «Ранняя весна. Оттепель», Левитан Исаак Ильич «Весна. Большая вода» Остроухов Илья Семёнович «Весна».
-Как вы думаете, почему перед нами три картины?
Дети: потому что у весны 3 месяца.
-А как они называются?
Дети: 1- март, 2-апрель и 3-май.
- Верно, а чтобы определиться к какому месяцу подходит та или иная картина, нужно вспомнить характерные приметы. Кто нам поможет рассказать, что происходит в марте?
- Какая картина, по-твоему подходит больше всего?
- Эта КАРТИНА НАЗЫВАЕТСЯ Ранняя весна. Оттепель. Её НАПИСАЛ Саврасов Алексей Кондратьевич.
Этот месяц март называют – протальник. На картине снег ещё не растаял, но видны первые проталины. Деревья стоят голые. Небо хмурое, пасмурное.
- Что происходит апреле? Какая картина, по-твоему подходит?
2 КАРТИНУ написал художник Исаак Ильич Левитан. Весна. Большая вода.
- Апрель - снегогон (весна воды).
- чистое голубое небо, на проталинках - серая или черная земля, зеленеющая травка; подтаявший снег, синие ручьи. На этом фоне своей белизной выделяются стройные березы, от которых падают синие тени, так как ярко светит солнце.
- 3 ребёнок аналогично.
3 Картину написал Остроухов Илья Семёнович Весна.
- Май - травень (торжество весны зеленой.) В мае деревья полностью одеты зеленой листвой. Земля покрыта травой. Природа полностью ожила, стала тепло. По небу плывут облака.
- Ребята, кто знает стихотворение о весне?
(Дети называют имя поэта, название стихотворения)
- А теперь, я попрошу вас закрыть глаза и представить то, что услышите в стихотворении, которое я вам прочту. Готовы?
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. (Алексей Николаевич Плещеев).
- А теперь откройте глаза. Что вы увидели? Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
Ответы детей: Поэты передали радостное, веселое настроение.
- Во время прослушивания стихотворения встречались ли вам, ребята, не знакомые слова? Что такое лазурь? (Ответы детей.)
- Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. Что бывает лазурным еще, кроме неба?
Ответы детей: Лазурный берег, море, камень, волна, глаза, цвет, платье, даль, пятно, краски, лак для ногтей, карандаш и т. д.)
-Молодцы! Давайте немного поиграем. Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе.
Игровая деятельность. Игра «Подскажи слово»
-Весной снег (что делает?) …….чернеет, тает, становится рыхлым
-Весной солнце (что делает?)……..греет, припекает, светит ярче
-сосульки (что делают?) ………..тают на солнце
-почки на деревьях (что делают?) ……..набухают
- ручей (что делает?) ……….бежит, журчит, течёт
-весной лёд на реке (что делает?)…..тает, ломается, плывёт
-На лесных полянках появляются (что?)……..проталинки, подснежники, молодая травка
- птицы весной(какие?)………звонкие, радостные, голосистые
-Давайте совершим путешествие в сказочный лес! Для этого мы встанем и построимся в паровозик (физминутка)
По тропинке в лес пойдём,
Лужу мимо обойдём,
Перепрыгнем ручеёк,
И присядем на пенёк.
Мы на лево поглядим,
И на право поглядим,
К солнцу руки поднимаем
Чистый воздух мы вдыхаем
Ах, какая красота!
Но, заниматься нам пора.
Звучит звукозапись «Голоса птиц»
-Слышите, как поют птицы в весеннем лесу?
Послушайте загадку:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день на пашне вскачь
И зовётся птица….(грач)
- Почему в народе говорят: «Грач весну открывает»?
- Какие ещё птицы возвращаются из тёплых стран? (ласточки, журавли, гуси, скворцы)
-Молодцы! Отгадайте ещё одну загадку:
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…(скворец)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник?
-Давайте и мы попробуем построить уютные домики для скворцов.
- Для этого необходимо сложить картинку из разных частей пазла (работа в командах).
Дидактическое упражнение «Скворечник» (по образцу)
- Молодцы, дети! Ещё я хотела прочитать вам отрывок из сказки, но у меня выпали листочки из рук и несколько предложений рассыпались. Вы хотите послушать сказку? (да)
- Тогда вы должны мне помочь. Нужно составить предложения из рассыпавшихся слов. Поможете? (раздать слова).
Проверить и прочитать сказку. Письмо.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников. Представьте, что мы находимся в сказочном лесу. Здесь всё меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая. А вот и солнышко выглянуло. Мы оказались на Волшебной поляне, но цветы я ещё не успела раскрасить. Помогите мне раскрасить весенние картинки. Правило всех художников: « не толкаться и не ссориться»
Художник Весна
Георгий Скребицкий "Четыре художника"
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».
Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.
Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима. «Только Солнышко не должно глядеть на мою работу,— решила она.— Не должно видеть её, пока не закончу». Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь. Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой — глаз от неё оторвать не может.
Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.
Приступил к работе художник — Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый.
«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему! »
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки. ( Выросла первая зеленая травка.)
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне (из-под снега появились проталинки). Синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы. (По дорогам весело побежали ручьи).
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?
Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного не видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может.
Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.
«Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей,— говорит Весна.— А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся».
-Какому времени года уступит весна свое место?
Правильно. Понравилась вам сказка? Хотели бы вы послушать всю сказку? Тогда мы прочитаем ее в группе.
Мы с вами читали стихи о весне, смотрели на весенние картины. Все они приносят радость, хорошее настроение.
Рефлексия
-Как чувствовали себя на занятии? Что вызвало трудности? Что больше всего запомнилось?
–Спасибо, ребята.
Желаю всем весеннего настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательного дела по формированию целостной картины мира "Весна шагает по планете"
Ваше вниманию была представлено занимательное дело по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы "Весна шагает по планете". При выборе темы я руководствовалась федеральными г...

Конспект занимательного дела по формированию целостной картины мира "Весна шагает по планете"
Вашему вниманию было представлено занимательное дело по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы "Весна шагает по планете". при выборе темы я руководствовалась федеральными...

КВН с родителями «Весна шагает по планете»
Развитие познавательной активности и творческих способностей детей; развитие умения работать сообща и дружно с другими детьми и родителями....

календарное планирование по теме«Весна шагает по планете»старшая группа
Старшая группа тема: «Весна шагает по планете»Программное содержание: 1. Обобщение знаний детей о весне как времени года, ...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста КВН "Весна шагает по планете" с использованием информационно - коммуникативных технологий
КВН "Весна шагает по планете"Цель: развитие творческого воображения, логического мышления и внимания, любознательности; расширение кругозора детей, побуждение к желанию общаться....





