Весна шагает по планете.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Харенко Елена Викторовна

Конспект занятия в подготовительной группе "Весна шагает по планете".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx505.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе«Весна шагает по планете».

Цель: Познакомить детей с русской поэзией, с изображением весны в работах известных художников, закрепить представление о весне.

Обучающие задачи:

1. Учить подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, антонимы.

3. Учить объективно оценивать свои и чужие работы.

Развивающие задачи:

1. Расширять и активизировать словарь детей о весне.

2. Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать усидчивость, умение слушать.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

стремление доводить начатое дело до конца.

3. Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Приемы и методы работы:

Словесный: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы.

Наглядный: использование наглядных материалов (репродукции картин).

Игровой: динамическая пауза, игры по развитию речи.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за весенними проявлениями в природе, составление рассказов по ним, чтение стихотворений о весне, рассматривание картин с весенними пейзажами.

Материалы:

Репродукции картин о весне.

Ход:

Вводная часть

1. Организационный

-Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Хотели бы вы сегодня вертуально попутешествовать по нашей планете?

-Тогда садимся на места и начинаем свое путешествие.

-Представте, что мы находимся на космическом корабле. Как вы думаете, что мы увидим? Это наша планета. А как она называется?

-Правильно. Как вы думаете, какое время на нашей планете мы видим? Как вы догадались?

-А какое время года изображено сейчас? Почему?

-Даже из космического корабля мы с вами увидели смену времен года на нашей планете.

О чём мы сегодня будем говорить, вы сможете понять, если отгадаете загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко ласкает,

Кто это время знает?  (весна)

Ответы детей.

-Правильно ребята.

Основная часть

1. Создание проблемной ситуации

-Весну в народе называют «Весна-красна». Как вы думаете, почему? Ответы детей: Так весну назвали, потому что она красивая и все ей радуются.

-Наша планета прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по- своему. Но есть в природе время, когда земля пробуждается от зимнего сна и все живет ожиданием тепла, солнца.

-Обратите внимание на нашу галерею, в которой представлены репродукции трёх картин. Какое время года изображено на них?

Детивесна.

Какое ласковое и нежное слово - весна(включаем музыку звуки весны) Прислушайтесь, наверное, мы попали в страну Тишины. Тишину нарушили разные звуки и шумы. Что вы слышите? Да, здесь и первая капель, и журчание ручейков, и пение птиц…  

Всё пробуждается ото сна. Необычное чувство охватывает всех людей: поэты пишут стихи, композиторы - музыку, художники - картины.

Дети рассматривают репродукции картин художников: Саврасов Алексей Кондратьевич «Ранняя весна. Оттепель», Левитан Исаак Ильич «Весна. Большая вода» Остроухов Илья Семёнович «Весна».

-Как вы думаете, почему перед нами три картины?

Дети: потому что у весны 3 месяца.

-А как они называются?

Дети: 1- март, 2-апрель и 3-май.

- Верно, а чтобы определиться к какому месяцу подходит та или иная картина, нужно вспомнить характерные приметы.  Кто нам поможет рассказать, что происходит в марте?

- Какая картина, по-твоему подходит больше всего?

- Эта КАРТИНА НАЗЫВАЕТСЯ Ранняя весна. Оттепель.  Её НАПИСАЛ Саврасов Алексей Кондратьевич.

Этот месяц март называют – протальник. На картине снег ещё не растаял, но видны первые проталины. Деревья стоят голые. Небо хмурое, пасмурное. 

- Что происходит апреле? Какая картина, по-твоему подходит?

2 КАРТИНУ написал художник Исаак Ильич Левитан. Весна. Большая вода.

- Апрель - снегогон (весна воды).

- чистое голубое небо, на проталинках - серая или черная земля, зеленеющая травка; подтаявший снег, синие ручьи. На этом фоне своей белизной выделяются стройные березы, от которых падают синие тени, так как ярко светит солнце.

   - 3 ребёнок аналогично.

3 Картину написал Остроухов Илья Семёнович Весна.

- Май - травень (торжество весны зеленой.) В мае деревья полностью одеты зеленой листвой. Земля покрыта травой. Природа полностью ожила, стала тепло. По небу плывут облака.

- Ребята, кто знает стихотворение о весне?

(Дети называют имя поэта, название стихотворения)

- А теперь, я попрошу вас закрыть глаза и представить то, что услышите в стихотворении, которое я вам прочту. Готовы?

- Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (Алексей Николаевич Плещеев).

- А теперь откройте глаза. Что вы увидели? Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

Ответы детей: Поэты передали радостное, веселое настроение.

- Во время прослушивания стихотворения встречались ли вам, ребята, не знакомые слова? Что такое лазурь? (Ответы детей.)

- Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. Что бывает лазурным еще, кроме неба?

Ответы детей: Лазурный берег, море, камень, волна, глаза, цвет, платье, даль, пятно, краски, лак для ногтей, карандаш и т. д.)

-Молодцы! Давайте немного поиграем. Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе.

Игровая деятельность. Игра «Подскажи слово»

-Весной снег (что делает?) …….чернеет, тает, становится рыхлым

-Весной солнце (что делает?)……..греет, припекает, светит ярче

-сосульки  (что делают?) ………..тают на солнце

-почки на деревьях (что делают?) ……..набухают

- ручей (что делает?)  ……….бежит, журчит, течёт

-весной лёд на реке (что делает?)…..тает, ломается, плывёт

-На лесных полянках появляются (что?)……..проталинки, подснежники, молодая травка

- птицы весной(какие?)………звонкие, радостные, голосистые

-Давайте совершим путешествие в сказочный лес! Для этого мы встанем и построимся в паровозик (физминутка)

По тропинке в лес пойдём,

Лужу мимо обойдём,

Перепрыгнем ручеёк,

И присядем на пенёк.

Мы на лево поглядим,

И на право поглядим,

К солнцу руки поднимаем

Чистый воздух мы вдыхаем

Ах, какая красота!

Но, заниматься нам пора.

Звучит звукозапись «Голоса птиц»

-Слышите, как поют птицы в весеннем лесу?

Послушайте загадку:

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день на пашне вскачь

И зовётся птица….(грач)

- Почему в народе говорят: «Грач весну открывает»?

- Какие ещё птицы  возвращаются из тёплых стран? (ласточки, журавли, гуси, скворцы)

-Молодцы! Отгадайте ещё одну загадку:

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…(скворец)

- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник?

-Давайте и мы попробуем построить уютные домики для скворцов.

- Для этого необходимо сложить картинку из разных частей пазла (работа в командах).

Дидактическое упражнение «Скворечник» (по образцу)

- Молодцы, дети! Ещё я хотела прочитать вам отрывок из сказки, но у меня выпали листочки из рук и несколько предложений рассыпались. Вы хотите послушать сказку? (да)

- Тогда вы должны мне помочь. Нужно составить предложения из рассыпавшихся слов. Поможете? (раздать слова).

Проверить и прочитать сказку. Письмо.

 Здравствуйте ребята! Сегодня мы с  вами превратимся в маленьких волшебников. Представьте, что мы находимся в сказочном лесу. Здесь всё меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая. А вот и солнышко выглянуло. Мы оказались на Волшебной поляне, но цветы я ещё не успела раскрасить. Помогите мне раскрасить весенние картинки. Правило всех художников: « не толкаться и не ссориться»

                                                                     Художник Весна

 Георгий Скребицкий "Четыре художника"

Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».

Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.

Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима. «Только Солнышко не должно глядеть на мою работу,— решила она.— Не должно видеть её, пока не закончу». Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.  Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой — глаз от неё оторвать не может.

Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.

Приступил к работе художник — Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?   Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый.

«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему! »

Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки. ( Выросла первая зеленая травка.)

День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.

На широкой лесной поляне (из-под снега появились проталинки). Синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы. (По дорогам весело побежали ручьи).

Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного не видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может.

Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.

«Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей,— говорит Весна.— А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся».

-Какому времени года уступит весна свое место?

Правильно. Понравилась вам сказка? Хотели бы вы послушать всю сказку? Тогда мы прочитаем ее в группе.

Мы с вами  читали стихи о весне, смотрели на весенние картины. Все они приносят радость, хорошее настроение.

Рефлексия

-Как чувствовали себя на занятии? Что вызвало трудности? Что больше всего запомнилось?

–Спасибо, ребята.

Желаю всем весеннего настроения!

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна шагает по планете» https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-575290-1536772817.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-575290-1536772841.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весна шагает по планете

Развлечение с детьми...

Конспект занимательного дела по формированию целостной картины мира "Весна шагает по планете"

Ваше вниманию была представлено занимательное дело по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы "Весна шагает по планете". При выборе темы я руководствовалась федеральными г...

Конспект занимательного дела по формированию целостной картины мира "Весна шагает по планете"

Вашему вниманию было представлено занимательное дело по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы "Весна шагает по планете". при выборе темы я руководствовалась федеральными...

КВН с родителями «Весна шагает по планете»

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей; развитие умения работать сообща и дружно с другими детьми и родителями....

календарное планирование по теме«Весна шагает по планете»старшая группа

Старшая  группа тема: «Весна шагает по планете»Программное содержание: 1.             Обобщение знаний детей о весне как времени года, ...

"Весна шагает по планете"

Консультация для родителей...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста КВН "Весна шагает по планете" с использованием информационно - коммуникативных технологий

КВН "Весна шагает по планете"Цель:  развитие творческого воображения,  логического мышления и внимания, любознательности; расширение кругозора детей, побуждение к желанию общаться....