Исследовательский проект «Огород на окне»
проект (средняя группа)
Исследовательский проект
Тема: «Огород на окне»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
Тема: «Огород на окне»
(исследования дошкольников)
Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Огород на окне» |
Адресация проекта | Дети средней группы. |
Руководитель исследовательской проекта | Ланкович О.В. |
Участники проекта | Педагоги, дети старшей группы, родители воспитанников. |
Возраст воспитанников | 4-5 лет |
Вид проекта | познавательно-исследовательский. |
Продолжительность | 2 месяца |
Актуальность | С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления |
Проектная идея | Создать огород на окне в группе детского сада |
Объект исследования | Огород на окне |
Предмет Исследования | Процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях. |
Цель проекта | Развить у детей старшего дошкольного возраста познавательные и исследовательские интересы в процессе выращивания овощных и цветочных культур в комнатных условиях. |
Гипотеза | Рост овощей и цветов будет благоприятным, если будут созданы необходимые условия (почва, свет, воздух и вода) |
Задачи исследовательского проекта | Познавательное развитие: 1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях. 2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, цветы, овес, помидоры, свекла, укроп, петрушка…); 3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами. 4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. 5. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. 6. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость. Социально-коммуникативное развитие: 1. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. 2. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков) 3. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. 4. Развивать познавательные и творческие способности. 5. Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками. 6. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. 7. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым. Речевое развитие: 1. Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. 2. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками Художественно-эстетическое развитие: 1. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность. |
Формы работы по реализации проекта | • НОД по экологическому воспитанию. • чтение; • беседа; • эксперимент • наблюдение; • обсуждение; • проведение опыта; •игровая ситуация • объяснение •показ •речевое общение
|
Ресурсы проекта | Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы: ∙ дневники наблюдений; ∙ энциклопедические и справочные издания; ∙ лоточки, земля, семена, совочки, лупа, лейка
|
Методы | Словесные, наглядные, практические |
Новизна исследования | Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через создания в группе Лаборатории живой природы. |
Практическая значимость | «Огород на окне» позволит употреблять витамины в пищу в любое время года. Данный исследовательский проект может быть использован воспитателями детских садов. |
Ожидаемые результаты | 1. Дети приобретут опыт ухаживания за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. 2. У детей сформируются представления о росте растений в комнатных условиях. 3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. 4. Формирование у детей уважительного отношения к труду. |
Продукт проектной деятельности: | 1.Выращенные овощи 2.Получение рассады для посадки на территории детского сада |
Этапы работы | I этап –Подготовительный (приобщение родителей и детей к реализации проектно – исследовательской деятельности II этап - основной (реализация проекта) III этап – заключительный (подведение итогов работы по проекту, итоговые мероприятия) |
Введение
Актуальность темы
Цели дошкольного образования, связанны с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, они не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка
В «ФГОС ДО» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого.
Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления
В повседневной жизни, дети чаще удовлетворяют свои потребности через игры в компьютере или через просмотр мультиков и реже через общение с природой.
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста и порой просто лишены непосредственного контакта с растением на улице (аллергия, боязнь родителя, что ребёнок возьмет в рот грязное растение).
Для решения этой проблемы в группе необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей, через создание Лаборатории живой природы.
1.Теоретическая часть
В ходе предварительной работы над данным проектом проводилось анкетирование родителей по теме: «Экологическое воспитание в семье» (Приложение №1), которое показало, что не все дети умеют и имеют возможность ухаживать за растениями в доме (их в нём попросту нет). А ведь даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Ознакомление с ростом и развитием растений лучше всего осуществлять в весенний период (больше солнечных дней, можно провести аналогию с пробуждением природы весной), выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Для реализации поставленной цели был разработан исследовательский проект, который направлен на развитие познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Проект включал в себя 3 этапа:
1. Подготовительный:
- выявление уровня знаний детей об овощных и цветочных культурах (анкетирование).
- подбор художественной литературы
- сбор иллюстративного и информационного материала
- изготовление дидактических игр и пособий
- организация предметно – развивающей среды
- приобретение семян, инвентаря, подготовка почвы
- сбор бросового материала для оформления огорода на окне
- разбивка огорода на подоконнике
2. Основной:
- цикл познавательных занятий по изучению овощных и цветочных культур
- посадка семян в землю
-исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания растений в комнатных условиях
- наблюдения и опыты за растениями
- отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей
- ведение дневника наблюдений
3. Заключительный:
- анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей
- составление фото - альбома «Наш огород» (Приложение №2)
- выставка детских «Календарей наблюдения»
- праздничное открытие «Огород на окне»
2.Практическая часть
26 марта 2023 г. было подготовлено оборудование для посадки семян овощей и цветов. Для этого родителями были закуплены контейнеры, грунт, семена. 27 марта - вместе с детьми мы высадили лук, подсолнух, свеклу, бархатцы, огурцы.
03 апреля – посадили лук – батун, укроп, томат, салат, цинния.
17 апреля – овес.
20 апреля - бархатцы, петуния.
28 апреля – агератум, астра, анютины глазки.
Семена высаживали во влажную почву и затем присыпали землей. Более крупные семена (горох, огурец, лук) высаживают на глубину около 2 сантиметров, более мелкие (помидоры, зелень, цветы) на глубину 1-1,5 сантиметра.
Были проведены следующие опыты:
«Рост растения в разных условиях»
Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.
Оборудование: одинаковые семена – фасоль. Гелиевый наполнитель, грунт, песок из песочницы, глина, стеклянные ёмкости.
Содержание опыта: одно растение посажено в стеклянные емкости с разными наполнителями: почву (образец №1), гелиевый наполнитель, обогащенный необходимыми веществами для роста растений (образец №2), глина (образец №3), Песок с песочницы (образец №4).
Дата опыта: 06.04.2023
Через 7 дней у растения (образец №1) листья твёрдые, зеленые. У растения (образец №2), листья повяли, а через 10 дней (образец №2) погиб. У ростка (образец №3) всходы низкие, цвет бледно –зеленый. У ростка (образец №5) всходы бледно салатовые.
Вывод: растение растёт лучше в грунте, чем в других наполнителях, так как в земле больше питательных веществ.
«С водой и без воды»
Дата опыта: 11.04.2023 г.
Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития
растений (вода, свет, тепло)
Материал: Два одинаковых растения (рассада астры, вода)
Ход: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.
Через 5 дней, у цветка, который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.
Вывод: растение без воды жить не может.
«На свету и в темноте»
Дата опыта: 16.04.2023
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материал: росток бархатцы в горшочке, колпак из картона.
Ход: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с бархатцами колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.
Через семь дней, листья у растения побелели.
Вывод: растение без света жить не может.
«Может ли растение дышать?»
Дата опыта: 23.04.2023 г.
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Материал: Рассада подсолнуха, трубочки для коктейля, вазелин.
Ход: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Испарение воды растениями.
Дата опыта: 27.04.2023 г.
Цель: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.
Материал: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
Ход: Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клейкой лентой. Поставить растение на 3-4 часа на солнце. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.
Итог: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.
Почему? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха.
Результаты наблюдений за ростом растений и в ходе проведения опытов дети зарисовывали в календаре наблюдений (Приложение №3). Это помогло им систематизировать знания.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
Планирование:
Игровая деятельность:
настольно – печатные, дидактические игры
«Овощи – фрукты», «Вершки и корешки», «Сад – огород», «Четвёртый лишний», «Во саду ли, в огороде», «Что растёт на огороде», «Чудесный мешочек», «Назови растение», «Найди такое же» и др.;
подвижные игры – «Овощи в корзинку», «Беги к цветку» и др.;
сюжетно – ролевые игры – «Цветочный магазин», «На даче», «Овощной магазин», «Повара»;
игры – драматизации – «Репка», «Вершки и корешки».
Беседы: - Что такое огород на окне;
- Какие растения можно вырастить на подоконнике;
- В мире растений;
- Всё начинается с семечки;
- Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений;
- Чем полезны овощи и др.
Коммуникативная деятельность:
составление рассказов – «Лето на даче», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде;
художественная литература–О. Емельянова «Что растёт на огороде», С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», А. Максакова «Посадила в огороде», бел. нар. Сказка «Пых», К. Чуковский «Огород», загадки, пословицы об овощах, фруктах.
Продуктивная деятельность и художественное творчество:
Конструирование и ручной труд: – «Дачный домик», «Ферма».
Рисование - «Яблоко – спелое, красное, сладкое». «Репка» (по мотивам русской народной сказки). «Красивые цветы».
Аппликация – «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Цветочная клумба», «Золотые подсолнухи».
Лепка - «Во саду ли, в огороде», «Ваза для цветов»
Познавательно – исследовательская деятельность: составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.
Труд: составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные и индивидуальные трудовые поручения.
Заключение
В результате реализации проекта нами был выращен удивительный «огород на окне». Дети узнали, что из семени, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастили: лук, салат, картофель, петрушку, укроп, бархатцы, агератум, подсолнух, астру и др. Дети научились различать виды растения.
У воспитанников появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Они стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети научились вести дневник наблюдений и делать первые выводы, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Практической деятельностью было непосредственное участие детей в уходе за растениями. Ребята приобщились к посильному труду по уходу за рассадой – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, обязательность, целеустремленность. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Мой проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Список используемой литературы
- Рыжова Н. Программа «Наш дом — природа»: Блок занятий «Я и Природа» – М.: Карапуз, 2005. – 192 с.
- Интернет-ресурс «Социальная сеть работников образования «МААМ»
- Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с
- Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М., «Просвещение». 2014.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
- Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"
Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....

Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.
Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».
КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...

Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»
Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...
Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.
Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...

Познавательно - исследовательский проект огород на окне "Витаминная страна"
Расширять и обогощать занния детей об овощах, способах их посадки и произростания через разные виды деятельности....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»
Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....
