Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста через сказки о животных
статья (младшая группа)
Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста с помощью сказок о животных
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста через сказки о животных.
Котляр С.В.
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных современных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах: о добре и зле, правде и кривде, честности и лжи, милосердии и жестокости, справедливости и подлости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего детства, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
«Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт первое чувство героического… она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды» писал И.А. Ильин
Сказка о животных является одним из самых доступных средств полноценного развития ребёнка. Через неё ребёнок познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Эти представления появляются именно через образы героев сказок, в том числе и животных, где животные в конце сказки становятся более нравственными, проходя через определённые испытания, а иногда именно животные являются теми «нравоучителями» в сказке, с помощью которых и определяется нравственное поведение и мораль человека.
В сказках о животных главные герои – животные, рассмотрение которых привело исследователей к очень интересным результатам. Выделение сходных особенностей животных и человека (крик – речь, поведение – повадки) послужило основой для совмещения образа животных с качествами человека. Животные говорят и ведут себя, как люди. Характеры животных стали воплощением определённых человеческих качеств (лиса-хитрость, волк-глупость и жадность, медведь-доверчивость, а заяц-трусость).
Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определённых характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры, что привело к развитию национального характера, так как в сказках о животных высмеиваются не только отрицательные качества(глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетения слабых, жадность, обман в целях наживы.
Яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Г.И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребёнка. Родители очень рано начинают обучать своего ребёнка, по существу, принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребёнка важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств. Во все времена сказка остаётся одним из самых доступных средств развития ребёнка, способствующих позитивным межличностным отношениям, социальным умениям и навыкам поведения, обогащающим его внутренний мир.
Вопросы о решающей роли нравственного представления в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времён. Только нравственное представление обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Я.А. Каменский в своём трактате «Наставление нравов» приводит изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом, простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, должны закрепляться в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через знакомство с животными и растительным миром.
Познание ребенком окружающей действительности - это сложный и многосторонний процесс, тесно связанный с развитием интересов. По мнению многих психологов и педагогов, интерес можно охарактеризовать, ка...

Методическое пособие Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сказку
Методическое пособие Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сказку. 1) Подбор художественной литературы2) Конспекты 3) Тренинги для детей4) Работа с родителями...

Проект «Формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру»
Данный проект направлен формирование нравственной сферы дошкольников в игровой деятельности....

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через художественное слово
Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. В младшем дошкольном возрасте активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведен...
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через проект
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через проект...

Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьями воспитанников
Доказано, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В данной работе представлен опыт формирования нравственных представлений детей старшег...
Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок
В статье рассматривается проблема формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с опорой на сказки как эффективное педагогическое средство. Раскрывается актуальность те...
