Праздник деревянной ложки
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель:
- формирование у воспитанников чувства патриотизма и гражданской
ответственности;
- активизация интереса к изучению истории Отечества
Задачи:
1) Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте
2) Развитие интереса к укладу, быту и традициям русского народа
3) Развитие творческих способностей детей и познавательной активности
4) Воспитание интереса к изучению истории русского народа
5) Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия
«Праздник ложки расписной»
Подготовили воспитатели : Демкина Н.А. Козлова О.Н.
Муз. Руководитель Горячих Е.В.
Цель:
- формирование у воспитанников чувства патриотизма и гражданской
ответственности;
- активизация интереса к изучению истории Отечества
Задачи:
1) Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте
2) Развитие интереса к укладу, быту и традициям русского народа
3) Развитие творческих способностей детей и познавательной активности
4) Воспитание интереса к изучению истории русского народа
5) Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа
Оборудование:
Гуашь, ватные палочки, коллекция ложек (позолоченные, серебряные, деревянные расписные и без росписи), музыкальная подборка русских народных песен.
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Милости просим!
Будьте здоровы и счастливы.
А наша встреча пусть будет весёлой и радостной!
Сегодня мы с вами поговорим..., а впрочем, отгадайте сами.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай по шире рот (Ложка)
Да, сегодня мы поговорим о ложке. О старинной деревянной русской ложке и вы узнаете много интересного про обычную нашу ложку, которой вы пользуетесь каждый день.
Каждый день, садясь завтракать или обедать, мы с вами берем в руку ложку, и не задумываемся о том, когда же впервые люди начали есть пищу ложкой. А ведь раньше ели руками и пили через край из горшка. И вот человеку пришла в голову мысль, что удобнее кушать ложкой. Первая ложка была сделана из камня, она была неудобная тяжелая и сильно нагревалась. Затем человек сделал ложку из кости животного, а намного позже люди стали делать деревянные и металлические ложки. Сегодня наша встреча посвящена деревянной ложке.
Звучит музыка, в зал забегает Антошка , он начинает искать что-то в зале, под стульями, кричит «потерял, потерял!»
Воспитатель: Ребята, к нам, кажется, гость пожаловал! Здравствуй, Антошка! Что ты все ищешь?
Антошка: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, родители! Беда у меня! Была у меня ложка, не простая, а деревянная, золоченая. Я ей щи хлебал, да кашу ел (разводит руками), а когда настроение хорошее, то и играл на ней! Да вот моя ложка пропала, потерялась….
Воспитатель : Да, это конечно неприятность… Но не расстраивайся, Антошка! Лучше оставайся у нас на празднике, может и найдется твоя любимая ложка.
Антошка: Правда? Да с большим удовольствием! Только при одном условии: если вы споете про меня песню.
Воспитатель: Мы согласны! И вы уважаемые гости помогайте!
« ПЕСНЯ «АНТОШКА»
Антошка: А вы знаете, как и чем вырезали деревянные ложки? Сейчас я вам расскажу.
Как вы думаете, какими ложками ели в далёкие давние времена на Руси? На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками”. Так из чего же делали ложки?
Дети: Из дерева.
Антошка :А из каких деревьев?
Ложки на Руси вырезали из дерева – липы, рябины, дуба, яблони. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи.
( Дать детям сравнить метал. ложку и деревянную).
Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”.
( Демонстрация расписных ложек)
У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные.
(Демонстрация ложек позолоченных и серебряных)
Деревянные ложки некрасивые и быстро пачкались, так как щи и каша впитывались в ложку, и они плохо отмывались. Тогда люди придумали пропитывать их кипяченым маслом. Такие ложки не впитывали еду, а потом люди стали расписывать их разными узорами. Это были праздничные ложки, а каждый день ели простыми, нерасписными.
(Демонстрация нерасписных ложек)
На Руси у каждого человека была своя собственная ложка. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Ложки часто носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам".
Интересен сам обряд приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.
Деревянные ложки были не только незаменимым кухонным предметом, но и интересным музыкальным инструментом. Музыканты, игравшие на ложках, использовали от двух до пяти ложек.
Воспитатель: Давайте мы с вами, ребята, подыграем на ложках .
Есть у нас игра для тебя! Называется «Эхо»!
Простучу я ритм на ложках, а ты нам повторяешь!
Давай, Антошка, попробуем!
(воспитатель. простукивает ритмический рисунок, Антошка повторяет)
Антошка. Ух, ты! Получилось!
Воспитатель: Молодец, Антошка! А давайте сейчас все вместе поиграем в эту игру! Только нужно очень внимательно слушать!
( Музыкально-ритмическая игра «Эхо»)
Воспитатель Молодцы! Никто не ошибся!
( Кладут ложки на столик, садятся на стульчики)
Антошка: В семье на стол ставили чугун или большую чашку и все из нее хлебали, поэтому ложку называли «хлебалкой» или «едалкой». Первым в чугун опускал ложку дед, как самый старший в семье, сначала он пробовал, а потом начинали есть другие. Если кто вперед него ложку опускал, тому ложкой по лбу давали или вообще из-за стола выгоняли, и он оставался голодным. А после еды ложку обязательно облизывали и убирали в футляр или за пояс.(демонстрация чугунка с ложками)
Воспитатель : И мы сейчас тоже приготовим обед. Ребята, вам надо перенести в кастрюлю все продукты по очереди с помощью ложки
.
ИГРА «Перенеси продукты в ложке»
(две команды с помощью ложки переносят в кастрюлю продукты, играют по 5-6 детей в каждой команде.
Воспитатель: Про ложки можно петь, на ложках можно играть, а еще можно с ложками играть! Антошка, хочешь, мы тебя научим?
Антошка: Вот здорово! Конечно хочу!
Дети и Антошка берут ложки и садятся в круг
Воспитатель : Ложки взяли, показали,
Другу справа передали
Повторить несколько раз
Постучи, не зевай
Ложку другу передай
Ты на ложки посмотри
А потом скорей бери!
Повторяют сначала в медленном темпе, постепенно ускоряя
Воспитатель: Повеселились мы немного. Узнали много интересного о русских деревянных ложках.
В наше время мало кто пользуется деревянными ложками. Чаще они покупаются или дарятся на память, как сувенир.
Сейчас я предлагаю превратиться в чудо – мастеров, и на память о нашей встрече расписать красивым узором русские деревянные ложки.
Практическая работа «Роспись деревянной ложки»
( Предварительное объяснение и демонстрация приёмов росписи с использованием гуаши и ватных палочек).
Воспитатель: На память о нашей встрече подарок всем детям красивая деревянная ложка.
Антошка: Молодцы, ребята! Ай-да, ложка! Вот она какая, оказывается: с ней можно и петь, и играть и танцевать! Настоящий праздник для нее получился! А я так и не нашел свою большую ложку! (грустно)
Воспитатель: Не расстраивайся, Антошка, мы с ребятами так дружно с тобой пели, играли и плясали, что решили подарить тебе свою большую ложку!
Антошка. Вот спасибо! Вот это подарок!... Эта ложка теперь будет у меня самая любимая! …Побегу скорее к деду и покажу ему такой замечательный подарок!... До свидания, ребята!...
Воспитатель : Ну, вот ребятушки, всё мы с вами про ложки узнал и пришло время прощаться.
Наш праздник "Живите на красную ложку!"
Это когда праздник каждый день.
Чего и вам желаю!!!
Полюбуйтесь – просто диво,
Как всё чудно и красиво.
Нравятся вам ложки?
Спасибо чудо - мастерам!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения для подготовительной группы "Праздник деревянной ложки"
Сценарий развлечения с использованием русского фольклора...

Открытое занятие по народному творчеству «Праздник деревянной ложки»
Знакомство детей с историей русской ложки, традициями, обычаями, формирование у детей представления о ложке, как о столовом приборе и музыкальном инструменте. Роспись деревянных ложек....

сценарий праздника деревянной ложки
Цель: знакомство воспитанников с историей русской ложки, расширение представлений о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте. Задачи: • развивать интереса к укладу, ...

Праздник деревянной ложки
Данное мероприятие, в игровой форме, обобщает знания детей о русском народном иструменте - деревянной ложке. Празднику предшествовала большая работа по ознакомлению детей с народным инстру...

Познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Праздник деревянной ложки"
Познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Праздник деревянной ложки" с элементамифольклора предназаначен для обогащение духовной культуры детей. В ходе досуга дети у...

Сценарий развлечения "Праздник деревянной ложки"
Данный сценарий можно использовать как итоговое мероприятие по тематической неделе "Народные промыслы" для детей 4-5 лет...

Праздник деревянной ложки развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных музыкальных инструментах, в частности на ложкахЗадачи:1. Закрепить знания детей об истории русской ложки, её предназначении2. Ра...