Роль старшего воспитателя в поиске и распространении эффективных форм взаимодействия с семьёй по нравственно- патриотическому воспитанию
методическая разработка

 Отношения между педагогами ДОУ и семьями воспитанников должны строиться на основе взаимодействия, ведь главная цель – это установление конструктивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск таких форм общения, которые обеспечивали бы личностное развитие детей, и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_starshego_vospitatelya.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Роль старшего воспитателя в поиске и распространении эффективных форм взаимодействия с семьёй по нравственно-

патриотическому воспитанию

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Поэтому составной частью взаимодействия, конечно же, является общение педагога с родителями.

Отношения между педагогами ДОУ и семьями воспитанников должны строиться на основе взаимодействия, ведь главная цель – это установление конструктивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск таких форм общения, которые обеспечивали бы личностное развитие детей, и их родителей.

Поэтому у педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Наши воспитатели делают много для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, мы сохраняем всё лучшее и проверенное временем, а с другой – ищем и стремимся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Воспитатель должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.

Выражение «дети – зеркало семьи» удивительно точно передаёт смысл ориентации ребёнка на такие духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей; очень сложно привить ребёнку те качества, которыми они сами не обладают.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей.

Одна из парциальных программ, реализующихся в нашем ДОУ – «Нравственно-патриотическое воспитание». Почему мы занимаемся этой проблемой?

В проекте национальной доктрины образования в РФ подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, традиции, культуру своего народа.

Наш современник Д. С. Лихачёв, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение «перекати-поле».

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка уверенности в себе и формированием социальных навыков.

Чувство Родины... воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Безусловно, это очень сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться. В этой связи неизмеримо возрастает роль родителей и ответственность педагогов, ведь огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании имеет пример взрослых, и особенно близких людей, т. е. родителей, бабушек и дедушек. А прикосновение ребёнка к «живым» документам истории семьи, вызывает у ребёнка яркие эмоции, заставляет переживать, бережно и внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Родители должны стать непременными участниками работы по созданию условий для нравственно-патриотического воспитания своих детей. А в этом им должны помочь воспитатели, обладающие высокой профессиональной компетентностью.

Работу по теме «Взаимодействие педагога с родителями ДОУ» я начала с изучения профессиональных установок педагогов, их деятельности и степени удовлетворённости своей работы с родителями. С воспитателями было проведено несколько анкет. Анализ анкет показал, что педагоги нашего ДОУ испытывают потребность в информации по данной теме.

Поэтому задача старшего воспитателя – осуществлять целенаправленную методическую работу по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьёй, обучить педагогов реализовывать эти знания на практике.

В своей работе с педагогами используются традиционные и инновационные формы, которые включают в себя:

Традиционные:

  • работа в едином образовательном пространстве;
  • семинары;
  • семинары-практикумы;
  • консультации;
  • лекции;
  • круглые столы;
  • педагогические советы.

Инновационные:

  • мастер-классы;
  • проектная деятельность;
  • творческие конкурсы;
  • деловые игры;
  • издательская деятельность.

Все запланированные формы работы с педагогами направлены на:

  1. Осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формирование установки на доверительное взаимодействие с родителями.
  2. Формирование у педагогов системы знаний о семье, её воспитательном потенциале, об особенностях семейного воспитания, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
  3. Овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладения коммуникативными умениями, развитие культуры речи, наблюдательности, эмпатии, овладение нормами этики и этикета. Подробнее расскажу о некоторых из них:

Единое образовательное пространство включает в себя взаимодействие ДОУ с государственными и общественными структурами воспитательно-образовательными учреждениями, научно-методическим центром, учреждениями здравоохранения, социальными службами.

Лекционная форма работы даёт воспитателям определённые знания о семье, её типологии, особенностях современных семей, роли семьи в социализации детей и специфике семейного воспитания.

Лекции-беседы позволяют быть педагогам не просто пассивными слушателями, а ак тивными участниками, т. е. включаться в общение, проанализировать собственный опыт.

Семинар-практикум позволяет теоретический материал подкрепить примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

На круглом столе происходит обсуждение любых вопросов воспитания и обучения дошкольников, круговое размещение позволяет поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие.

Деловая игра связана с решением педагогических, содержащих описание конкретных ситуаций, в которых педагоги принимают на себя определённые роли и сами выбирают способ взаимодействия.

Мастер-классы передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов.

Проектная деятельность включает в себя привлечение педагогов к созданию и реализации различных проектов, которые в свою очередь включают в себя: постановку проблемы, её обсуждение, работу над проектом и презентацию проекта.

Издательская деятельность интересная форма работы, объединяющая сотрудников, цель которой – проявить творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делаю рисунки.

Составлен перспективный план проведения мероприятий с педагогами ДОУ:

  • дискуссия «Общение с родителями и сложно и легко»;
  • семинар-практикум «Особенности разработки и проведения анкетирования родителей»;
  • подбор методической и детской литературы по «нравственно-патриотическому воспитанию»;
  • семинар-практикум «Приглашение к общению»;
  • практикум  «Кодекс общения с родителями»;
  • педагогический совет «Коррекция детско-родительских отношений» (с приглашением родителей);
  • консультация «Воспитательный потенциал семей»;
  • дискуссия «Семейное и общественное воспитание; единство и различие;
  • деловая игра «Родительское собрание»;
  • консультация «Современные методы и формы общения с родителями»;
  • подготовка аудио- и видеотеки для работы с детьми;
  • консультация «Планирование работы педагогов с семьёй»;
  • тренинг коммуникативного умения;
  • круглый стол «Наглядные формы работы с семьёй: формальность или эффективное средство общения?»;
  • тематическая проверка «Педагоги и родители».

Содержание работы воспитателей с родителями реализуются через разнообразные формы (активные, наглядно-информационные, инновационные).

Формы взаимодействия с семьями ДОУ:

Активные:

  • работа в едином образовательном пространстве;
  • семинары-практикумы;
  • круглые столы;
  • родительские собрания;
  • экскурсии совместно с родителями.

Наглядно-информационные:

  • эпизодические посещения родителями детского сада;
  • открытые просмотры видов детской деятельности;
  • дни открытых дверей;
  • видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»;
  • мастер-классы;
  • выставки детских работ;
  • фотовыставки;
  • информационные проспекты;
  • информационные стенды;
  • папки-передвижки;
  • тематические выставки;
  • выпуск журналов.

Инновационные:

  • радиоконсультации;
  • творческие конкурсы с детьми и родителями;
  • проведение родителями занятий и других видов деятельности с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности

В статье представлен опыт работы по взаимодействию ДОУ сродителями по воспитанию патриотического отношения детей к своей Родине,. Представлены формы работы....

«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»

Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...

Поиск и распространение эффективных форм взаимодействия с семьёй по нравственно-патриотическому воспитанию

Задача старшего воспитателя – осуществлять целенаправленную методическую работу по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьёй, обучить педагогов реализовывать эти знания на практике...

Консультация для воспитателей «Эффективные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»

Консультация для воспитателей«Эффективные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начи...

Отчёт к педсовету "Взаимодействие с семьёй по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Отчёт к педсовету "Взаимодействие с семьёй по нравственно-патриотическому воспитанию" для воспитателей ДОУ работающих в первой младшей группе...