Занятие в средней группе на тему: "Народные промыслы".
план-конспект занятия (средняя группа)

Тремба-Кугаришина Ирина Геннадьевна

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе

на тему «Народные промыслы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе

на тему «Народные промыслы»

Цель: познакомить детей с историей возникновения народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

Повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.

Учить различать материал из которого делают игрушку.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров.

воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.

Развивающие:

Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей

Развивать внимание, познавательную активность.

Развивать логическое мышление, память.

развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.

Оборудование: хохломские ложки, матрешки, дымковские барыни, тряпичные куклы, игрушка – забава.

Ход занятия.

#1042;водная часть (организационный момент)

«Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем нам -

Добрым, хорошим друзьям».

(дети проходят, садятся на стулья)

Вводная часть (мотивационный момент)

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия

Воспитатель: Россия – это наша с вами Родина, наша земля, самая красивая, самая великая и прекрасная. И живут в ней талантливые люди- мастера, которые делают замечательные изделия своими руками. Весь товар мастера везут продавать на ярмарку.

Кто из вас знает, что такое ярмарка? (показ картинки «Ярмарка»)

Дети: место, где можно что- то купить.

Воспитатель: Ярмарка – это такое место, где всегда собиралось и собирается много народу.

Воспитатель: на ярмарках продавали и покупали разные расписные товары, сделанные своими руками. Эти люди были мастерами своего дела, а товары которые они продавали назывались, народными промыслами (картинка). А также на ярмарках веселились, пели, плясали, играли и хвалились своими умениями.

Хотите отправится на веселую ярмарку?

Дети: да

Воспитатель: Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

всякие- разные товары…

Подходите, подходите посмотрите, посмотрите

(открываю платок под котором спрятаны игрушки)

#1054;сновная часть

Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?

Назовите, что вы видите.

Дети: ложки, матрешка, куклы, барыни, куколки

Посмотрите, эти вещи нынче в гости к нам пришли

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России чудо- люди мастера.

Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку об одном из этих предметов, попробуйте догадаться по описанию.

Этот предмет сделан из дерева, покрыт черной краской. На нем изображены ягоды, зеленые листочки, тонкая травка с завитком. Этим предметом можно есть пищу.

Дети: это ложки.

Воспитатель: Это ложки не простые, это ложки –хохломские.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась

Сладким соком налилась

А трава, как бахрома

Золотая… (Хохлома)

Вы не знаете ребята от чего и почему

очень часто называют Золотою Хохлому? (ответы детей)

Что вы видите перед собой? Из каких элементов состоит орнамент?

Как вы думаете, из какого материала изготовлены эти предметы?

Ответы детей

В: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком». А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке так: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!»

Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! Одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках.

Эй ребята молодцы

Заливные бубенцы

Ложки выбирайте

Играть начинайте!

(раздаем детям деревянные ложки)

Музыкальная игра: оркестр для малышей «Игра на ложках»

Воспитатель: Послушайте вторую загадку.

Эти яркие сестрички

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной

Только старшую открой

В ней сидит сестра другая

В той еще сестра меньшая

Доберешься ты до крошки

Эти девицы – …!

Дети: матрешки

Воспитатель: Дети, что же это за игрушки? Дети отвечают (матрёшки)

Достаёт две матрёшки.

Матрёшки то разные, почему?

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: по росписи

Воспитатель: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: Загорская матрешка – толстобокая в разноцветном передничке, в красном платочке; семеновская – в цветном фартуке, в желто – красном полушалке;

Давайте, разберём и посчитаем, сколько их внутри, только сначала

разделимся на две команды.

Игра по группам: собери матрешку.

Воспитатель:

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки, невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

Матрешки вас приглашают поплясать с собой.

Физкультурная минутка «Матрешки».

Хлопают в ладошки (Хлопки перед собой.)

Дружные матрешки.

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно то правую ногу)

Топают матрешки. (Выставить вперед на пятку, то левую.)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево – вправо.)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо.)

Девчонок озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.)

Вы похожи, словно сестры. (Хлопки в ладоши перед собой.)

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

А рядом есть стол с другим товаром, давайте подойдём к нему и рассмотрим поближе. Что вы здесь видите? (ответ детей)

Далеко до лета, за окном метель

Но не страшно это

Тем, кто любит Гжель.

Любы им просторы, укрытые в снега

Да бескрайность неба цвета василька.

Воспитатель: какой цвет используют мастера при этой росписи?

Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.

Воспитатель: в городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

Воспитатель: Давайте еще посмотрим товары мастеров (дымковская барыня)

Я – барыня сударыня!

Я в гости к вам пришла.

Загадаю вам загадку, отгадайте её, друзья!

- Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите меня.

Дети: дымковские игрушки

Это дымковские игрушки. Сделаны они все из глины. Называются дымковские, потому что их изготовили в селе Дымково.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие хорошие подружки наша Матрёшка и Барыня.

Чем они похожи?

А чем отличаются?

А как вы думаете, почему у них есть эти различия?

Дети отвечают, исследуя, трогая игрушки; отмечают роспись, форму, цвета, материалы, из которых сделаны игрушки.

Воспитатель:

У этих игрушек,

У этих зверюшек,

Веселая, яркая гамма цветов

А сколько полосок, штрихов

Завитушек, колечек и точек

И разных кружков.

Воспитатель: а еще на ярмарке продавали игрушки – забавы. (показываю игрушку котик и мышонок, даю детям поиграть, сопровождая словами)

Молоточки стучат- нам грустить не велят.

Воспитатель:

Самовар подарок главный

Он красивый, расписной.

Ароматный чай отведать

Не откажется любой.

Танец «Самоварчики»

Воспитатель:

Тары – бары, растабары

Раскупили все товары.

Вот и солнышко садиться,

Пора, ребята, расходится.

Нашей ярмарке конец,

А кто слушал молодец

3 Итог НОД.

Рефлексия

В: где мы были? Что видели?

Может ребята что – то было для вас сложным, трудным?

А что больше всего вам понравилось, и что было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе на тему «Народные промыслы»

Данный материал направлен на развитие познавательных способностей детей средствами фольклора и предметами наролного прикладного творчества....

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе на тему «Народные промыслы»

Конспект  по окружающему миру в средней группе...

Информационно-творческий проект для детей средней групп на тему: «Народные промыслы"

Информационно-творческий проект для детей средней групп «Народные промыслы России»Тип проекта: информационно-творческийПродолжительность: среднесрочный (02.09 &nda...

Конспект НОД в средней группе на тему «Народные промыслы»

Вашему вниманию предоставляется открытое мероприятие "Народные промыслы"...

Презентация проектной деятельности в средней группе на тему: "Народные промыслы"

Презентация проектной деятельности в средней группе на тему: "Народные промыслы"...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»...

Открытое занятие в средней группе на тему "Народные промыслы"

Цель:познакомить детей с народными промыслами России и малой Родины...