«Развиваемся играя»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа имени Маргариты Калининой
Дошкольное отделение
Проект по сенсорному развитию «Развиваемся играя».
Выполнила воспитатель:
Максимова А.С.
Актуальность: Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики.
Сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития.
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главное в младшем возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. В первую очередь – это пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Надо отметить, что младший дошкольный возраст имеет определяющее значение для всего последующего развития личности. От того насколько совершенно ребенок познавательно развит, будет зависеть его успешность в школе. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Итак, поскольку ведущим видом деятельности и основой становления ребенка в младшем дошкольном возрасте является предметная игра, дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Кроме этого, в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием определенных качеств и умений, но также и корректировать их и направлять в более правильное русло.
Цель: формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Исходя из цели, выделила для себя следующие задачи:
- Создание дидактических игр для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.
- Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.
- Применение сенсорных эталонов в самостоятельной практической деятельности детей.
- Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей и создание видеороликов как родители играют с детьми.
Формы организации детской деятельности.
#1053;астольные дидактические игры.
#1048;нтегрированные игровые занятия.
#1057;овместная деятельность педагога и детей.
#1057;амостоятельная игровая деятельность детей.
Сроки проекта: октябрь 2023г. – декабрь 2023 год.
Вид проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель группы.
Области: «Познавательное развитие», «Социально – Коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое».
Ожидаемый результат:
В ходе применения вышеуказанных методов и приемов в работе с детьми предполагается достичь некоторых результатов:
- повышение уровня сенсорного развития детей;
- пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом;
- формирование интереса детей к обследованию окружающих предметов;
- формирование умения выделять существенные признаки и свойства предметов: их цвет, форму, величину, положение в пространстве и т. п.
- обеспечение преемственности семейного воспитания в вопросах сенсорного развития детей и повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме.
Ход проекта:
I этап – Подготовительный (исследовательский):
В ходе данного этапа проводилась предварительная подготовительная работа:
- определение целей и задач проекта, сбор материала;
- определение воспитателем уровня сенсорного развития детей (наблюдения, игры, упражнения, беседы и др.);
- анализ насыщенности и продуктивности предметно - развивающей среды; разработка плана обогащения и развития среды;
- подбор конспектов организованной деятельности;
- прогнозирование результата.
II этап – Организационный:
- в ходе организационного этапа был проведен подбор и изготовление дидактических игр: «Геометрические фигуры», «Найди пару», «Что катится», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками», «Собери овощи и фрукты», «Чудесный мешочек» и др. Кроме этого, были изготовлены некоторые дидактические игры на развитие сенсорно-моторных навыков;
- была подобрана наглядная информация для родителей «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Восприятие цвета через игру», «Органы осязания» и др.
- подготовлены консультации для родителей: «Сенсорика - что это?» «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 3- 4 лет»; «Как влияет окружающий мир на сенсорное развитие ребёнка» и др.
III этап - Познавательно-творческий (практический):
- Данный этап начался с ознакомления детей с дидактическим материалом и играми по сенсорному развитию;
- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми:
- проведение с детьми НОД по сенсорному развитию детей: «Такие разные шарфики»; «Геометрические домики»;
- «Художественно - эстетическое развитие. Лепка»: «Миски трёх медведей»;
- «Художественно - эстетическое развитие. Рисование»: «Цветные мячи для котёнка»;
IV этап – Презентационный:
- Проведение родительского собрания на тему: «Развитие речи детей через сенсорное развитие». Консультации, беседы, информация в уголок.
- Проведение дидактических игр и игр-занятий;
- Исследовательская деятельность детей в ходе самостоятельной деятельности.
- Фотоотчет о работе родителей с детьми «Игры по сенсорике».
Диагностика.
Для определения уровня знаний детей по сенсорному развитию мною были разработаны вопросы:
- Имеют представления о геометрических фигурах.
- Знают понятия (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий и т.д.).
- Знают основные цвета.
В ходе мониторинга на начальном этапе мною было выяснено, что многие дети не знают геометрические фигуры, но и не знакомы с понятиями: широкий-узкий, высокий-низкий и т.д. Многие дети путают названия основных цветов. Я сделала вывод, что родители не только не уделяют должного внимания детям, а ещё и не охотно играют в дидактические игры со своими детьми. Я надеюсь, что в рамках данного проекта родители совместно с детьми научатся проводить время с пользой, освоят игры, связанные с сенсорным развитием детей.
Фамилия, имя | Имеют представления о геометрических фигурах. | Знают понятия(большой, длинный и т.д. | Знают основные цвета. | |||
Астахова М. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Березина Н. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Викулина У. | 0 | + | 0 | + | 0 | 0 |
Грязнов П. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Захаров И. | 0 | + | 0 | 0 | 0 | 0 |
Каштанова К. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Клементьева М. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Кручинина А. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Мазунов З. | 0 | + | 0 | 0 | 0 | + |
Малхасян Л. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Манучарян А. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Никитина Д. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Овчинин М. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Петрунько М. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Петров С. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Симака М. | 0 | - | 0 | 0 | 0 | 0 |
Турсунова Н. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Тухманова К. | 0 | + | 0 | 0 | 0 | + |
Холинов С. | 0 | + | 0 | 0 | 0 | + |
Черкезова М. | 0 | + | 0 | + | 0 | + |
Шувалов Д. | 0 | + | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сенсорное развитие начало проекта
Сенсорное развитие конец проекта
Результаты проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах: апробирован дидактический материал. Во многом благодаря этому, у детей вырос уровень сенсорного развития и восприятия.
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.
Все вышеперечисленное еще раз доказывает практическую значимость данного проекта; В перспективе развития проекта планируется дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов, дополнение системы дидактическими играми и материалами, а так же продолжение работы по сенсорному развитию.
Приложение.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
«Чудесный мешочек»
«Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку)
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте»
«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
«В какую коробку» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше).
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало»
«Какого цвета предмет» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Какие цвета использованы» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета).
Поиграем в Дидактическое упражнение.
«Угадай, где позвонили».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
Игры на развитие тактильных ощущений.
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.
Предлагается найти пару каждому типу поверхности;
Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);
Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).
Игры на развитие зрительного восприятия.
Дидактическая игра "Собери бусы".
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
Вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.
Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с русскими народными играми в подготовительной группе «Развиваемся играя».
Конспект НОД в подготовительной группе....

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Статья для воспитателей«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни»
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

«Играть, развивая; развивать, играя»
Статья затрагивает одну из актуальный проблем современных дошкольников: сегодняшние дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности. Почему это происходит? Возможно ли исправить ситуацию...

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра
Консультация для родителей детей разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»...