Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные и птицы холодных стран»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные и птицы холодных стран».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Животные и птицы холодных стран»
Цель: расширить представление детей об образе жизни животных на Северном и Южных полюсах.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать знания детей о животных, живущих на Северном и Южном полюсах;
- расширить знания об образе жизни животных Арктики и Антарктики;
- систематизировать представления детей о способах приспособления животных к климатическим условиям;
- дать представление о том, что пингвин и белый медведь живут на разных полюсах.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
Оборудование: интерактивная панель с презентацией «Животные Севера»
Демонстрационный материал: глобус или карта с изображением животных.
Раздаточный материал: блюдца, полоски бумаги, смоченные подсолнечным маслом, стаканы с водой.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте слова песни. (слайд 1)
(Включается отрывок из песни «Песня про медведей»)
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля!
Воспитатель: Про кого поется в песне?
Дети: В песне поется про медведей.
Воспитатель: Про обычных медведей, которые живут в наших лесах?
Дети: Нет! Про белых мишек. (слайд 2)
Воспитатель: Правильно, ребята! Мы сегодня поговорим о животных, которые живут далеко – далеко, на Севере.
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, где находится Северный полюс. (рассматривание глобуса/карты) (слайд 3)
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие на Северный полюс, согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а как мы можем добраться до Севера?
Дети: Можно долететь на самолете. Можно отправиться на корабле.
Воспитатель: Хорошие идеи. Предлагаю полететь на самолете, чтобы как можно скорее попасть к жителям Севера. (слайд 4)
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
Воспитатель: (слайды 5-8) Вот мы и прилетели в царство льдов. Северный полюс является самым удивительным местом на планете. Климат здесь очень холодный. На Северном полюсе длинная и холодная зима длится целых полгода, а лето здесь очень холодное. Летом здесь полярный день. Несколько месяцев круглые сутки тут светло. А зимой – долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается. Кругом снег и ледники. Но, несмотря на такие условия, в этих краях обитают интересные животные.
Воспитатель: (слайд 9-10) Ребята, посмотрите нас встречает один из главных жителей – Белый Медведь! Расскажите, что вы о нем знаете? (демонстрация изображения белого медведя)
Дети: У него белая шерсть, …
Воспитатель: А как вы думаете, белые медведи впадают в спячку?
Дети: Нет, они не боятся холода и у них всегда есть еда.
Воспитатель: Все правильно. Ребята, а чем питаются медведи?
Дети: Рыбой! (слайд 11)
Воспитатель: (слайд 12) Правильно, ребята! Он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
Воспитатель: (слайд 13) Большую часть жизни белый медведь проводит в ледяной воде Арктики. Человек при температуре воды 2–4 градуса погибает уже через 15 минут, а медведю хоть бы что! В чём секрет?
Воспитатель: Вот несколько факторов, которые помогают белому медведю не мёрзнуть:
(слайд 14) Толстый подкожный слой жира. Он создаёт хорошую прокладку между медведем и окружающей средой, а заодно повышает плавучесть животного. Давайте убедимся в этом и проведем опыт. (слайд 15)
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат 2 полоски обычной бумаги, но одна из них пропитана жиром. Давайте опустим в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром. Что произошло с полосками?
Дети: Полоска, смазанная жиром, не намокает.
Воспитатель: Молодцы ребята! Значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.
(слайд 16) Прозрачная шерсть. Волосинки у медведя вовсе не белые, а прозрачные и полые, как трубочки. Внутри каждой такой трубочки воздух. Это прекрасная теплоизоляция — медведь находится как бы в термосе, сохраняющем его тепло.
(слайд 17) Чёрная кожа. Прозрачные шерстинки не мешают солнечному свету проходить на неё, и кожа прекрасно нагревается.
Воспитатель: Ребята, мы с вами в царстве льдов, становится очень холодно. Давайте погреемся?
Физкультминутка «Арктика»
Здесь всюду холод, лед и тень
(Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь,
(Закрывают глаза ладонями)
Полгода – день,
(Открывают глаза ладонями)
Из льда здесь люди строят дом,
(Выпрямляются, поднимают руки вверх)
И океан покрыт весь льдом.
(Соединяют руки над головой – «крыша
Зверей ты здесь почти не встретишь.
(Разводят руки в стороны)
И птиц ты в небе не заметишь.
(Ставят ладони козырьком над глазами)
Лишь мишка, белый, словно иней,
(Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.
(Руки на поясе стоят смирно)
Воспитатель: Мы погрелись и теперь я предлагаю вам познакомиться с другими обитателями севера. Внимательно слушайте загадки. (слайд 18)
Нос как уголь, хвост пушистый,
Шерсть густая, словно снег.
На охоту в Заполярье
Вышел, крадучись …
(писец) (слайд 19)
Жиром тело набролося,
Не страшны ему морозы.
Бивни грозные имеет,
Плавать в проруби умеет.
(морж) (слайд 20)
Он в воде плывёт как рыба
И порой лежит весь день.
Не страшны ему морозы
Потому что он…
(тюлень) (слайд 21)
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...
(Олень) (слайд 22)
Хоть пушиста и бела,
Но не скажешь, что мила!
Ярко-жёлтые глазищи
По ночам добычу ищут!
(Полярная сова) (слайд 23)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите кого мы не встретили на своем пути? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам загадаю загадку, и вы мне скажите про кого идет речь.
Пускай морозы, льды и ветры,
Они одеты для концерта:
Всегда во фраках и манишках
И мама с папой, и детишки. (Пингвины.) (слайд 24)
Воспитатель: Да, ребята, пингвинов на Северном полюсе мы не встретили. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Мы их не встретили, так как они живут на Южном полюсе.
Дети, а что вы знаете о пингвинах? (ответы детей)
Воспитатель: Пингвины не летающая, а водоплавающая птица. Пингвины живут на самом южном материке - Антарктиде. Несмотря на то, что материк находится на Южном полюсе, там царит вечная мерзлота и весь он покрыт многометровым слоем льда. Пингвины селятся большими колониями на берегу моря и большую часть жизни проводят в воде, у них даже крылья превратились в ласты, с помощью которых эти птицы плавают и ныряют.
На суше пингвины очень неуклюжи, медленно ковыляют на своих красных перепончатых лапах, а воде настолько ловкие и быстрые, что без труда могут догнать и поймать рыбу, которой питаются.
Строго следовать по маршруту им помогает солнце, если оно скрывается за тучами, пингвины могут сбиться с пути.
Окраска пингвина помогает ему маскироваться в воде: если посмотреть сверху, темная спина сливается с темной поверхностью воды, а если смотреть снизу, его бело брюхо «исчезает» в лучах солнца.
Под кожей у пингвина находится толстый слой жира, согревающий их в ледяной воде, оперенье не намокает в воде.
Самка откладывает яйцо и вылупляется маленький …пингвинёнок. Высиживать яйцо помогает отец – пингвин, он меняет самку и сам его высиживает. Затем пингвинчика выращивают оба родителя, заботятся о нём – кормят, оберегают от врагов. Животных и птиц нужно охранять и оберегать, им грозит вымирание.
Воспитатель: Давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставят ноги вместе и изображают пингвинов)
Ребята, мы с вами так долго путешествуем по Северному полюсу и нам уже пора возвращаться домой, чтобы не простудиться. Я предлагаю в следующий раз отправиться в гости к пингвинам, согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: А сейчас пристегните ремни, расправляем крылья и наш самолет отправляется в наш садик. (слайд 25)
Воспитатель: Какое интересное у нас было путешествие! Ребята вам понравилось? (ответы детей) А где мы сегодня побывали? Как выглядит белый медведь? Чем питается? Пингвины – это животные или птицы? Как своего детёныша выводят пингвины? А какие еще обитатели Севера нам встречались?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные и их детеныши»
Занятие способствует воспитанию звуковой выразительности речи: произношению звукоподражаний громко - тихо;закрепляет знания детей о домашних животных,использ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Животные жарких стран"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема: "Животные жарких стран" (подготовительная группа детей с нарушением слуха)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные зоопарка» для детей средней группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Красная шапочка» Конспект занят...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные Крайнего Севера»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные Австралии»
Знакомит дошкольников с животным миром Австралии....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Моя страна, мой город».
Понятие "Родина", "малая родина".Знакомство с флагом России. Путешествие по родномй городу....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные Крайнего Севера» с презентацией
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные Крайнего Севера» с презентацией...