Выступление на педсовете "Патриотическое воспитание детей через знакомство с традициями и обычаями русского народа"
консультация (старшая группа)
Материал поможет в работе педагогам по ознакомлению детейс традициями и обычаями русского народа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 584.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 148»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
«НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕГО НАРОДА»
Воспитатель:
Белоброва Л.Н.
высшая квалификационная категория
г. Оренбург – 2024 г.
Консультация на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа».
Подготовила воспитатель
Белоброва Л.Н.
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,
без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,
без духовности нет личности».
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную, воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия: материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
К средствам приобщения дошкольников к народной культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
Традиционные праздники русского народа: Пасха, Рождество Христово, Масленица, Святки, Ивана Купала.
Традиция – русское гостеприимство. Гостям всегда были рады, делились последним куском хлеба. Недаром говорится: «Что есть в печи, на стол мечи». Встречали гостей хлебом – солью.
Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Традиция – на Новый год принято наряжать елку всей семьей. Ночью все собираются за праздничным столом, загадывать желания, поздравлять друг друга и дарить подарки.
Древняя русская традиция – Колядки. Обряд колядования – обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получением за это вознаграждения.
Рождество наступило. Богато живите. И нас одарите.
А кто нас одарит, тот богаче станет.
Традиции особо соблюдались во время празднования Пасхи. Перед наступлением праздника пекут куличи, красят яйца в разные цвета, украшают дом. Люди приходят в церковь с явствами, священник окрапляет их святой водой и прозносит: «Христос воскресе!». Люди отвечают ему: «Воистину воскресе!». Люди обменивались крашенками и христосовались (целовались).
Обряды (русский национальный фольклор), приуроченные к крупным праздникам, включали в себя старинные лирические песни, хороводные, плясовые, частушки, приговоры, хороводы.
Обычай Масленица – проводы зимы и встреча весны. Блин считали символом солнца, т.к он, подобно солнцу, горячий, круглый. Верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла.
Обычаи – заходя в дом, снимать головные уборы; при встрече обмениваться рукопожатиями.
Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
Одним из средств передачи традиции являются песни, сопровождающие человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку. Это колыбельные, детские, молодежные. По признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические , по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве. Желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее! »
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа. В них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.
Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности. Ни в одном другом жанре фольклора жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику.
В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».
В образовании традиций входят и обряды.
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.
С древнейших времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки - люби и отдарки», напоминает пословица. У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.
Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки - фигурки из теста, их полагается тут же съесть на счастье. Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить и немудреные самоделки - вышивку, плетение, рисунки.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков - естественной частичкой бытия.
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей.
Таким образом, народные традиции включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в праздниках.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.
Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- установление сотрудничества с другими учреждениями.
Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты в работе с детьми:
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость) .
5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы.
Работая по данному направлению, нами изучалась методическая, научно – популярная и художественная литература, подбирался дидактический материал с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
В средней группе мы работали по теме «Роль фольклора в приобщении дошкольников среднего возраста к истокам русской культуры»
Причиной выбора данной темы было мое желание через изучение фольклора приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям, познакомить со старинными праздниками, традициями, художественными промыслами. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, трудолюбии, верности. Также высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества. Использование в работе с детьми народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
В течение года дети знакомились с малыми жанрами фольклора (колыбельными песнями, разучивали заклички (о зиме, морозе; о встрече весны, жаворонков); читали и частично инсценировали русские народные сказки («Бычок – черный бочок, белые копытца», «Гуси – лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей»). Также познакомились с народными праздниками «Масленица» и «Жаворонки».
В настоящее время с детьми старшего дошкольного возраста мы начали работу по ознакомлению с родным краем и Родиной.
В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда , которая пополнилась следующим наглядным материалом: «Традиции и праздники русского народа», «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Костюмы народов Оренбуржья», «Игры народов Оренбуржья», а также наглядный материал по народным промыслам «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Гжель».
Также продолжим работу по ознакомлению с праздниками и традициями русского народа ( «Пасха», «Ивана Купала», «Яблочный спас», «Медовый спас» и «Ореховый спас».
Благодаря изучению культуры и традиций народов, у детей появилось чувство гордости за свой народ, желание развивать его культуру и поддерживать его традиции, умение видеть красоту в окружающем мире, воображение.
Литература:
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желан...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Традиции и обычаи русского народа" для детей средней группы
Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возра...

Педагогический проект: «Нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23216362","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Традиции и обычаи русского народа"
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа; -Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фоль...

Семинар для педагогов на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИЯМ И ОБЫЧАЯМ РУССКОГО НАРОДА»
Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.Задачи: воспитывать патриотические чувства; воспитывать позитивные отношения к народному творчеству; пополнять копилку народных игр, загадо...

«Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»
laquo;Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. Белинский...

Методическая разработка на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и культуре русского народа в процессе игровой деятельности"
Цель: Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной и православной культуры; к истории и традициям русского народа; к народным праздникам. Ра...

