Из опыта работы воспитателя группы ТМНР : Игра - средство развития заинтересованности у ребёнка с ТМНР в процессе взаимодействия .
консультация
Как увлечь ребёнка с ТМНР , какие игры подобрать для его заинтересованности . Как завлечь ребёнка имеющего нарушения в эмоционально волевой сфере., сенсорной ,зрительной , двигательной и зачастую с аутистическими расстройствами.Свои ответы на эти вопросы опишу в статье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы воспитателя группы ТМНР: Игра - средство развития заинтересованности у ребёнка с ТМНР в процессе взаимодействия .
Воспитатель: Матвеева И.В.
Детские кубики – самые первые игрушки и друзья ребёнка, они начало всех игр и до самой школы кубики – любимая игрушка. Игра с ними трансформировалась от простого деревянного бруска, раскрашенного вручную, до самых современных, новых материалов, ярких и сенсорно-притягательных игровых конструкторов-гигантов. Она интересна в любом возрасте , отлично может скрашивать досуг или выступать сильным обучающим пособием. Преимущество крупного конструктора - это весёлые, эмоционально-привлекательные, просто собирающиеся, хорошо соединяющиеся детали, с которыми приятно играть, отвечающие требованиям безопасности.
Как увлечь ребёнка с ТМНР, какие игры подобрать для его заинтересованности и мотивированности? Расскажем о своём опыте занятия по конструированию.
Работая с воспитанниками, имеющими нарушения в эмоционально волевой сфере, сенсорной, зрительной, двигательной и зачастую с аутическими расстройствами, я в постоянном поиске альтернативных методов в преподавании и игре с ребёнком. Каждому из детей требуется индивидуальный подбор игрушек для развивающей среды и особые формы взаимодействия, обучения, работы с ними.
Игровая деятельность детей с ТМНР существенно отличается от обычных детей. Методы ориентированы на непроизвольное внимание ребёнка , в обучении игре я не добиваюсь строгого выполнения инструкций , а стараюсь вовлечь его в коммуникацию. Так как у моих воспитанников игра часто стереотипная, то играя с деталями по своему плану, он утоляет «сенсорный голод». Учась играть в кубики – конструктор на начальных этапах ребёнок с ТМНР часто использует детали не по своему назначению, а исследует различные свойства предмета - стук детали конструктора о предмет или бросание на расстоянии , слушая звук падения. Он может не собирать машинку и возить её, а крутить колёсико (посмотреть, как оно вертится или (если незрячий) слушать звук извлекаемый колесом). Я поддерживаем его в такой игре, присоединяясь и эмоционально сопровождая , озвучивая и в дальнейшем усложняя игру, объясняя ,как ещё можно использовать конструктор (без специального обучения игре, слепой аутичный ребёнок останавливается на стадии манипулятивных игр с предметами)
Играя в крупный яркий конструктор, у ребёнка с ТМНР получаются красочные, запоминающиеся конструкции, вне зависимости от его навыков. Он испытывает психическое состояние успеха, при складывании деталей или перекладывании из разных ёмкостей, просто разбрасывая их и слушая звуки которые они издают. Даже простое разглядывание и перебирание деталей конструктора (экспериментирование выраженное постукивание о разные поверхности доставляет ему удовольствие, так как поверхность деталей приятная на ощупь, имеет температуру окружающей среды и для детей с расстройством аутистического спектра и зрения интересна в игре).
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене (у нас в группе есть специальные полочки и ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу), что особенно важно для наших детей - соматически ослабленных, с определёнными потребностями здоровья, дефицитом внимания.
Выбирая крупный конструктор я опираюсь на его свойства безопасности – нет риска порезаться , проглотить или удариться. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Дети, имеющие множество нарушений развития, как и другие, социализируются, наблюдая за миром вокруг, повторяя за взрослыми и значимыми для них людьми. Опираясь на сохранные анализаторы, я использую максимально интересные для них возможности. Важно отсутствие скуки и новое, так как любопытство и создание стойкого интереса, это важный двигатель создания и закрепления новых навыков. Имея заранее составленный план занятия, я в ходе совместной деятельности подстраиваюсь под ситуацию и проявления желаний ребёнка. Часто приходится менять правила игры на предлагаемые ребёнком , чтобы он видел в педагоге союзника, и мог ему доверять. В игре для эмоционального приподнятого настроения использую логоритмические стихи, так как игра способствует удержанию слов и звуков в памяти ребёнка.
Все наши воспитанники имеют речевые нарушения , используются (для стимуляции) речёвки, рифмованные стишки, разнообразные виды звукоподражаний по течению игры.
Пример простой игры:
Игра «Раздели на части» особенно подходит нашим детям, так как легка в исполнении.
- Ход игры: Воспитатель с ребёнком собирает из конструктора (рука в руке) постройку. Изучает ее – где крыша, где окошко, где стены, обследуем, изучаем, соединяем и разделяем фигурки.
- « Раз, два, три найди детали, чтоб они забором стали» (и т.д. в рифму).
- « Ты найди и покажи окошко , дверь , крышу , стену.»
Следом вместе с ребёнком дуют на постройку .
- « Ууууууу, ууууххх, вввввв, вувувууууу.
- Налетел ураган , и наш домик разломал»
Притворяясь ураганом, ребёнок ломает постройку. Детям доставляет удовольствие самим рушить постройку, разбрасывать детали, извлекая звуки.
Воспитатель озвучивает, побуждая ребёнка проговорить с ним. Не торопим в игре , давая возможность насладиться результатом .
- «Бах , бух , бух , бум , шмяк , плюх , бабабабабах» и т.д.
Наш комментарий содержит и смысловой и эмоциональный компоненты. Прежде всего, мы эмоционально проговариваем всё, делаем движения, имитируя происходящее, подражая домику и ветру. Общаясь с ребенком в игре надо помнить ,что эмоциональный возраст ребёнка с ТМНР всегда ниже реального.
Используя силу и обаяние звука, побуждаю ребёнка принять участие в действии, повторять за педагогом (вокализировать), придумывает необходимое содержание для речи. Эмоциональность действия способствует желанию ребёнка с расстройством речи участвовать в процессе, звукоподражать .
Таким образом, игра создаёт положительный эмоциональный фон, побуждает созданию контактов и появлению в жизни ребёнка людей - союзников, которые его понимают и получают новую сенсорную информацию. Способствуют внесению новых социальных смыслов для воспитанника, социализируя его. В процессе взаимодействия необходимо следить за эмоциональным фоном и возможно прервать процесс игры ( действие по настроению ребёнка) - так называемые свободные «вход» и «выход» детей, уважая состояние ребёнка. Игровой процесс предполагает внесение изменений (корректив) в действие с учетом потребностей и интересов детей.
Поведение детей на занятии может быть разным, порой неадекватным, важно сохранять спокойствие и терпение, чтобы ребёнок понял, чего он хочет, помочь выйти ему из состояния дискомфорта. Занятие проходит в атмосфере доброжелательности , многократного повторения действий . Терпение , ещё раз терпение и импатийное сотрудничество воспитателя с ребенком – залог благоприятного результата.
Игра с конструированием тренирует навыки координации движения и манипуляции предметами, вырабатывает положительный фон взаимоотношений и коммуникаций, стимулирует к речевому взаимодействию всех участников.
Литература
- Карабанова О.А. Игра в психическом развитии детей. М.,1997.
- Никольская ,О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Аутичный ребёнок : пути помощи . М., 1997
- Либлинг М.М., Игра в коррекции детского аутизма . М.,// Дефектология 2016.
- Хорош С.М., Игрушка и её роль в воспитании слепого дошкольника.,М.,1983.
- Выготский Л.С., Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. 1966.№6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...

Родительское собрание во 2 младшей группе "Роль игры в развитии и воспитании ребёнка"
Зачастую родители не понимают важности детской игры. Поэтому мы попытались на родительском собрании, используя практические занятия, показать всю значимость игры для развития личности и умственного во...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра - средство развития воображения детей дошкольного возраста»
Свободная сюжетно-ролевая игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста....

Опыт работы воспитателя на тему "Игра с песком, как средство для всестороннего развития дошкольников."
laquo;Опыт работы воспитателя» - это обобщение результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ, которые могут быть полезны его коллегам....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Народные подвижные игры - средство развития детей дошкольного возраста"
В помощь воспитателю...

Справка о результатах работы воспитателя Куриковой Н.К. по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками
Справка о результатах работы воспитателя Куриковой Н.К. по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками...