Из опыта работы воспитателя группы ТМНР : Игра - средство развития заинтересованности у ребёнка с ТМНР в процессе взаимодействия .
консультация

Как увлечь ребёнка с ТМНР , какие игры подобрать для его заинтересованности . Как завлечь ребёнка имеющего нарушения в  эмоционально волевой  сфере., сенсорной ,зрительной , двигательной и зачастую с аутистическими расстройствами.Свои ответы на эти вопросы опишу в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2024.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя группы ТМНР: Игра - средство  развития  заинтересованности  у ребёнка с ТМНР в процессе взаимодействия .

Воспитатель: Матвеева  И.В.

                           

         Детские кубики – самые первые игрушки и друзья ребёнка,  они начало всех игр и до самой школы кубики – любимая игрушка. Игра с ними трансформировалась от простого деревянного бруска, раскрашенного вручную, до самых современных, новых материалов, ярких и сенсорно-притягательных игровых конструкторов-гигантов. Она интересна в любом возрасте , отлично  может  скрашивать досуг или выступать сильным обучающим пособием. Преимущество крупного конструктора - это весёлые, эмоционально-привлекательные, просто собирающиеся, хорошо соединяющиеся детали, с которыми приятно играть, отвечающие  требованиям безопасности.

Как увлечь ребёнка с ТМНР, какие игры подобрать  для его заинтересованности и мотивированности? Расскажем о своём опыте занятия по конструированию.

Работая с воспитанниками, имеющими нарушения в эмоционально волевой сфере, сенсорной, зрительной, двигательной и зачастую с аутическими расстройствами, я в постоянном поиске альтернативных методов в преподавании и игре с ребёнком. Каждому из детей требуется  индивидуальный подбор игрушек для развивающей среды и особые формы взаимодействия, обучения, работы с ними.

Игровая деятельность детей с ТМНР существенно отличается от обычных детей. Методы ориентированы на непроизвольное внимание ребёнка , в обучении игре я не добиваюсь   строгого выполнения инструкций , а стараюсь    вовлечь его  в коммуникацию. Так как у моих воспитанников игра  часто стереотипная,  то играя  с деталями по своему плану,  он  утоляет «сенсорный голод». Учась играть в кубики – конструктор на начальных этапах ребёнок с ТМНР  часто использует детали не по своему назначению, а исследует различные свойства предмета -  стук детали конструктора  о предмет или бросание на расстоянии ,  слушая звук  падения.  Он может не собирать машинку и возить её, а крутить колёсико (посмотреть, как оно вертится или (если незрячий) слушать звук извлекаемый колесом). Я поддерживаем его в такой игре, присоединяясь и эмоционально сопровождая , озвучивая и в дальнейшем усложняя игру, объясняя ,как ещё можно использовать конструктор (без специального обучения игре, слепой аутичный ребёнок останавливается на стадии манипулятивных игр с предметами)

Играя в крупный яркий конструктор, у ребёнка с ТМНР получаются красочные, запоминающиеся конструкции, вне зависимости от его навыков. Он испытывает психическое состояние успеха, при складывании деталей или перекладывании из разных ёмкостей, просто разбрасывая их и слушая звуки которые они издают. Даже простое разглядывание и перебирание деталей конструктора (экспериментирование выраженное постукивание о разные поверхности доставляет ему удовольствие, так как поверхность деталей приятная на ощупь, имеет температуру окружающей среды и для детей с расстройством аутистического спектра и зрения интересна в игре).

Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене (у нас в группе есть специальные полочки и ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу), что особенно важно для наших детей - соматически ослабленных, с определёнными потребностями здоровья, дефицитом внимания.

Выбирая крупный конструктор я  опираюсь  на его свойства безопасности – нет риска порезаться , проглотить или удариться. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Дети, имеющие множество нарушений развития, как и другие,  социализируются, наблюдая за миром вокруг, повторяя за взрослыми и значимыми для них людьми. Опираясь на сохранные анализаторы, я использую максимально интересные для них возможности. Важно отсутствие скуки и новое, так как любопытство и создание стойкого интереса, это важный двигатель создания и закрепления новых навыков. Имея заранее составленный план занятия, я в ходе совместной деятельности подстраиваюсь под ситуацию и проявления желаний ребёнка.  Часто приходится менять правила игры на предлагаемые ребёнком , чтобы он видел в педагоге союзника, и мог ему доверять. В  игре для эмоционального приподнятого настроения использую логоритмические стихи, так как игра способствует удержанию слов и звуков в памяти ребёнка.

Все наши воспитанники имеют речевые нарушения , используются (для стимуляции) речёвки, рифмованные стишки, разнообразные виды звукоподражаний по течению игры.

Пример простой игры:

Игра «Раздели на части» особенно подходит нашим детям, так как легка в исполнении.

  • Ход игры:  Воспитатель с ребёнком собирает из конструктора (рука в руке) постройку.  Изучает ее – где крыша, где окошко, где стены, обследуем, изучаем, соединяем и разделяем  фигурки.
  • « Раз, два, три найди детали, чтоб они забором стали» (и т.д. в рифму).
  • «  Ты найди и покажи  окошко  , дверь , крышу , стену.»

Следом вместе с ребёнком дуют на постройку .

     -     « Ууууууу, ууууххх, вввввв, вувувууууу.

    -        Налетел  ураган , и наш домик  разломал»

Притворяясь ураганом, ребёнок ломает постройку. Детям доставляет удовольствие самим рушить постройку, разбрасывать детали, извлекая звуки.

 Воспитатель озвучивает, побуждая ребёнка проговорить с ним. Не торопим в игре , давая возможность насладиться результатом .

       -     «Бах , бух , бух , бум , шмяк , плюх , бабабабабах»    и т.д.

Наш комментарий содержит и смысловой и эмоциональный компоненты. Прежде всего, мы эмоционально проговариваем всё, делаем движения, имитируя происходящее, подражая домику  и ветру. Общаясь с ребенком в игре надо помнить ,что эмоциональный возраст ребёнка с ТМНР    всегда    ниже реального.

Используя силу и обаяние звука, побуждаю ребёнка принять участие в действии, повторять за педагогом (вокализировать), придумывает необходимое содержание для речи. Эмоциональность действия способствует желанию ребёнка с расстройством речи участвовать в процессе, звукоподражать .

Таким образом, игра создаёт положительный эмоциональный фон, побуждает созданию контактов  и появлению в жизни ребёнка людей - союзников, которые его понимают и получают новую сенсорную информацию. Способствуют внесению новых социальных смыслов для воспитанника,  социализируя его.  В процессе взаимодействия необходимо следить за эмоциональным фоном и возможно  прервать процесс игры (  действие по настроению ребёнка) - так называемые свободные «вход» и «выход» детей, уважая состояние ребёнка. Игровой  процесс предполагает внесение изменений (корректив) в действие с учетом потребностей и интересов детей.

Поведение детей на занятии может быть разным, порой неадекватным, важно сохранять спокойствие и терпение, чтобы ребёнок понял, чего он хочет, помочь выйти ему из состояния дискомфорта. Занятие проходит в атмосфере доброжелательности  , многократного повторения действий . Терпение , ещё раз терпение и импатийное сотрудничество воспитателя с ребенком – залог  благоприятного результата.

Игра с конструированием тренирует навыки координации движения и манипуляции предметами, вырабатывает положительный фон взаимоотношений и коммуникаций, стимулирует к речевому взаимодействию  всех участников.

Литература  

  1. Карабанова О.А. Игра в психическом развитии детей. М.,1997.
  2. Никольская ,О.С., Баенская Е.Р., Либлинг   М.М.,   Аутичный  ребёнок : пути помощи . М., 1997
  3. Либлинг  М.М., Игра в коррекции детского аутизма  . М.,// Дефектология  2016.
  4. Хорош С.М., Игрушка и её роль в воспитании слепого дошкольника.,М.,1983.
  5. Выготский Л.С., Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. 1966.№6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Родительское собрание во 2 младшей группе "Роль игры в развитии и воспитании ребёнка"

Зачастую родители не понимают важности детской игры. Поэтому мы попытались на родительском собрании, используя практические занятия, показать всю значимость игры для развития личности и умственного во...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра - средство развития воображения детей дошкольного возраста»

Свободная сюжетно-ролевая игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста....

Опыт работы воспитателя на тему "Игра с песком, как средство для всестороннего развития дошкольников."

laquo;Опыт работы воспитателя» - это обобщение результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ, которые могут быть полезны его коллегам....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Справка о результатах работы воспитателя Куриковой Н.К. по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками

Справка о результатах работы  воспитателя Куриковой Н.К. по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками...