Проект по познавательному и сенсорному развитию в первой младшей группе Тема: «Разноцветная радуга»
проект

Елина Зинаида Ивановна

 

Проект

по познавательному и сенсорному развитию

в первой младшей группе

 

Тема: «Разноцветная радуга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika.odt22.31 КБ

Предварительный просмотр:

К У Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

«Урайский специализированный Дом ребёнка»

Проект

по познавательному и сенсорному развитию

в первой младшей группе

Тема: «Разноцветная радуга»

Группа № 5

Г. Урай

20 22– 2023 год.


Сроки проведения : октябрь- декабрь 2022года


УЧАСТНИКИ ПРоЕКТА: воспитатель, дети первой младшей группы,

 родители.

Актуальность темы:

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служить основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов , связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенсетивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятий. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значитеной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.  

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, являет основой для развития воображения, памяти, внимания и др.

- проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта,направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

- новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими занятиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.    


ЦЕЛЬ:


Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, звуком, тактильным восприятием включая по возможности основные разновидности этих свойств. Взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в первой младшей группе.


ЗАДАЧИ:


-Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.

-Формировать полноценное восприятие окружающего мира.
-Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет.
-Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название, но разные по цвету, или большой мяч-красный,

 маленький — синий.
-Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности.
-Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
Проект — включает 3 этапа:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.


Определение целей и задач; Создание условий для самостоятельной деятельности. Составление плана работы по реализации проекта. Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров», непосредственной организованной деятельности. Разучивание основных цветов.

Подборка материала игр и пособий для работы с детьми.

 Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

Вид проекта:

  • познавательно-игровой 
  • долгосрочный (2 месяца). 
  • групповой. 

 Ожидаемый результат:

Дети: . Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.

- Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала  воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей  самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.

- Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Этапы реализации проекта

  1. Диагностический: 
    . изучение литературы; 
    . проведение анкетирования родителей; 
    . проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития 
    детей 
    2. Организационный 
    . Составление плана работы с детьми
    . Обогащение развивающей среды 
    . Консультации для родителей 
    . Индивидуальные беседы с родителями 
    3. Практический 
    . Подбор и изготовление дидактических игр 
    . Подбор и изготовление наглядных пособий 
    . Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». 
    . Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного 
    развития детей 
    . Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию 
    . Проведение индивидуальной работы с детьми 
    4. Обобщающий 
    . Оформление наглядного и дидактического материала 
    . Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию 
    . Создание презентации проекта по сенсорному развитию 
    . Оформление фотовыставки. 

План реализации проекта:

Мероприятия с детьм 
Мероприятия с родителями 
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды
НОД: 
занятие по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел» 

Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», 

Изготовление развивающих пособий: «Найди пару», « Игры с пробками», «Собери бусы» .
«Художественно-эстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка», Рисование»: «Лучики для солнышка» 

«Ознакомление с художественной литературой»: 
Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко» 

Дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Что катится», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету» , «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками» , «Собери бусы», «Открой коробочку» , «Укрась ёлочку» 

I БЛОК – ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

 Игра: «найди пару»

Цель: учить детей находить одинаковые рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

ИГРА «Открой коробочку»

Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

ИГРА «Сложи пирамидку»

 Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать

закреплению знаний и системе цветов.

ИГРА «Укрась ёлочку шарами»

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение. 

«СОБЕРИ КАРАНДАШИ В СТАКАНЧИК»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. 

ИГРА С ПРОБКАМИ: «Собери по цвету»

Цель: упражнять в различении 5 цветов (основные цвета и белый) и находить нужный цвет в отверстии,  развитие логического мышления. Создание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения. 

«НА ЧТО ПОХОЖА ФИГУРА?»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

«СОБЕРИ БУСЫ»

Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; 

2 БЛОК – ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?»

Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. 

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШУМЕЛКИ»

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и  тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

3 БЛОК – ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБОЯТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

«УГАДАЙ НА ВКУС»

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус

(сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.

«ЧЕМ ПАХНЕТ?»

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

4 БЛОК – ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ,

«СЮРПРИЗ»

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, 
развивать мелкую моторику. 

«ОЗОРНЫЕ ЛАДОШКИ»

Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета. 

«ТАЙНАЯ КОРОБКА»

Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир. 

5 БЛОК –ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОРУДИЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

 «ЗАКРУТИ ЛЕНТОЧКУ»

Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» 
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, 
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

«ПОИГРАЕМ В ПРИЩЕПКИ»

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. 
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др. 

«МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР»

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах. 

«ПЕРЕСЫПАЛОЧКИ»

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.


РЕЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:


Образовательные области- тема, цели, планируемые результаты, материалы и оборудование, дополнительная информация;

Приложение

1. Познавательное развитие (сенсорное развитие) Рассматривание иллюстраций «Цвета и формы» Знакомство с цветом и формой: учить различать основные цвета и формы. Дети лучше и легко осваивают цвет.
Проявляет интерес к окружающим их предметам. Учатся
ориентироваться в пространстве. Иллюстрации с изображением различных форм (круг, квадрат, треугольник) и основных цветов (синий, зелёный, жёлтый, красный).


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


2 Художественно- эстетическое развитие. Рисование. «Разноцветные мячики» Учить различать зелёный, красный и жёлтый цвет, рисовать круги, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования. Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисования мячиков) по просьбе взрослого может рассказать об изображенном на картинке. Игрушка- котёнок, мячик, гуашь основных цветов (синий, красный, жёлтый зелёный, кисти, листы бумаги.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2


3 Художественно- эстетическое развитие.
Конструирование «Домик для матрешки» Учить располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, учить различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику. Сооружать элементарные постройки по образцу, проявлять желание строить дорожки самостоятельно, отвечать на простые вопросы. Кирпичики желтого и красного цветов, маленькие красные призмы, игрушки (примерно одного размера) по числу детей.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3


4 Развитие речи.
Художественная
Литература.
Русская народная песенка»Петушок,петушок»

Дидактическая игра «Подбери перышко»
Познакомить с содержанием русской народной песенки, развивать навыки общения, учить внимательно слушать художественное произведение
Проговаривать звукоподрожающие слова, выполнять движения соответствующие тексту. Проявляет активность и эмоциональную отзывчивость при прослушивании и пении русской народной песенки «петушок, петушок… » Иллюстрации с изображением петушка
Заготовка петушка, разноцветные перья из бумаги.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4


5 Художественно- эстетическое развитие.
Лепка палочек из пластилина. «Разноцветные карандаши» Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить раскатывать кусочки пластилина между ладонями прямыми движениями, складывать на дощечку. Закрепить знание основных цветов. Учатся сортировать карандаши по цвету в соответствующие пенал. Разноцветные пеналы с карандашами. Пластилин красного, синего, жёлтого, зелёного цвета. Дощечки.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5


6 Развитие речи.
Художественная
литература

 Потешка «Петушок, петушок»,
стихотворение
А. Барто
«Смотрит солнышко в окошко», Познакомить с содержанием русских народных песенок, потешек;
Учить внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Эмоциональная отзывчивость при прослушивании литературно-художественных произведений;


7 Социально- коммуникативное развитие.


Дидактическая игра «Игры с прищепками» развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность.
Помогает развивать мелкую моторику. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления. Дидактический материал: прищепки разных цветов и размеров.


ПРИЛОЖЕНИЕ №7


8 Художественно –эстетическое развитие.
Музыка «Весёлые маракасы».
Танец с погремушками. Развивать двигательную активность у детей, координацию движений, общую моторику. Приобщение детей к художественно- эстетическому развитию.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №8


9 Консультация для родителей. «Развитие сенсорных
способностей детей раннего возраста». Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. Обучение родителей педагогическим навыкам.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №9


10 Развлечение «Праздник разноцветных шаров». Активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, моторику, ориентироваться в пространстве, чувство формы, пропорций; умение выделять характерные детали; сформировать представления о геометрических фигурах круг, шар. Принимать участие в играх. Проявлять активность и эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов (воздушных шаров). Закрепляет знания о цветах, геометрических формах (шар, круг). Игрушка зайчик, мячи для игры, надувные шарики, 4 обруча основных цветов (зеленый, желтый, красный, синий, шарики тех- же цветов, магнитофон и диск с музыкой, конфеты.


ПРИЛОЖЕНИЕ №10

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


Оформление работ на доске, выставки.
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».
Фото отчёт по реализации проекта.


ЛИТЕРАТУРА:
1. «Сенсорные способности малыша». Э. Г. Пилюгина
2. «Раннее детство: познавательное развитие с 1 до 3». Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова.
3. «Математика для малышей». Е. В. Сербина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательному и сенсорному развитию в первой младшей группе

В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ детьми....

Педагогический проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветное настроение»

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей....

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветные ежата»

Цель: Закреплять с детьми основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий)Задачи:1. Развивать мелкую моторику2. Продолжать учить ориентироваться в помещении.3. Дать понятия один-много, большой-маленьк...

Конспект занятия НОД по позновательно-речевому развитию в первой младшей группеТема"В мире насекомых"

Конспект занятия НОДпо позновательно-речевому развитию в первой младшей группе Тема "Насекомые"...

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветное настроение»

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветное настроение»...

Конспект итогового занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветные кружочки»

Цель:Развивать умение сравнивать различные объекты по признакам «Цвет», «Форма».Задачи:• Образовательные:продолжать учить детей вести диалог с воспитат...

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе на тему: «Разноцветные шарики»

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе на тему:«Разноцветные шарики» Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.Задачи:Образовательные:закрепить знания цв...