Консультация для родителей:"Обучение элементам грамоты детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)

Как часто мы слышим от родителей желание выучить буквы с малышом. Но если вы зададите вопрос: "А что знает ваш малыш о звуках?", уверяю, в ответ будет тишина, или недоумение. А ведь как важно развивать умение малыша слышать и слушать звуки: окружающие нас, так называемые "неречевые", и звуки речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Обучение элементам грамоты детей 3-4 лет».

Как часто мы слышим от родителей желание выучить буквы с малышом. Но если вы зададите вопрос: "А что знает ваш малыш о звуках?", уверяю, в ответ будет тишина, или недоумение. А ведь как важно развивать умение малыша слышать и слушать звуки: окружающие нас, так называемые "неречевые", и звуки речи.

Малыш любит сказки. Вот и можно познакомить со сказкой о Веселом язычке, который любит играть, петь звуки-песенки. Для малыша - игра, а мы готовим артикуляционный уклад, развиваем артикуляционную моторику, готовим наш язычок произносить звуки четко. Как научить малыша выделять звук из слова, интонационно, изолированно. Можно петь "песенки" язычка: песенка Анечки "Аааа", песенка медвежонка "ООО", водичка льется "С-с-с" интересно подражать персонажу. Голосок звучит, тихо, громко; песенка долгая и короткая. Играя, объяснить ребенку, что звуки бывают разные:

твердые, мягкие, согласные, гласные. Конечно, не загружать дитя терминами. Твердый звук - "строгий, а мягкий - "ласковый".

Начинать эти игры уже в 3 года, а в пять лет, опираясь на основу знаний о звуках, ребенок легко овладеет звуковым анализом и синтезом, узнает буквы и начнет читать. Не менее важно, что ребенок научится слышать фонемы,

различать их по звучанию, а значит, мы заложили базу и развили

фонематический слух. Развитый фонематический слух исключит нарушение письменной речи в школе, а значит, обучение будет успешным, радостным.

Не секрет, что дети 3-4 лет — самый шустрый и любопытный народ. Маленьких непосед трудно усадить за занятия, уговорить заниматься тем, что им не нравится. Вот почему этот возраст особый: бурное развитие трудно поддается организации и дисциплине. А заниматься нужно, ведь у многих малышей речь малопонятна для окружающих, развивается с задержкой. Давайте попробуем предложить малышу такие игры для развития речи, от которых просто невозможно оторваться.

Расширение словаря и развитие связной речи

Нет ничего важнее для ребёнка 3-4 лет, чем обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Чем больше вы уделите времени таким играм, тем легче ему будет учиться дальше, в том числе в школе. Занимаясь

расширением словарного запаса, мы всегда идём двумя параллельными путями: расширяем пассивный словарь и активный словарь. Пассивный словарь всегда больше активного, даже у взрослого. Это связано с тем, что большинством знакомых нам понятий мы не пользуемся в повседневной жизни. Услышав однажды слово «синхрофазотрон», мы, конечно, запомним его, но вряд ли когда-нибудь используем в активном словаре. Однако пассивный словарь помогает нам понимать речь окружающих. И чем богаче он станет, тем выше культурный уровень станет у ребёнка или взрослого.

Игрушки в миске с Фасолью

— замечательный развивающий материал. Закопайте разные мелкие

предметы в большую миску с фасолью или чечевицей. Малыш достаёт их и называет, кладёт рядом. Затем разложенные игрушки показывает по вашей просьбе и выполняет с ними задания: «Поставь лису около мишки», «Спрячь бусинку в мешочек», «Возьми сначала машинку, а потом мячик», «Положи мячик в грузовик, а куколку посади на стульчик». Игры с мелкими предметами.

Не спешите убирать игрушки! Следующая игра помогает развить умение удерживать последовательность действий, прислушиваться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, как я скажу: дай машинку, мячик и ёлку».

Формируем фразовую речь. Бывает так, что малыш и в 2, и в 3 года упорно не желает говорить предложениями. Для них существует очень хороший игровой приём.

Займитесь вместе с крохой изготовлением альбомчика с фотографиями самого ребёнка: как он ест, гуляет, спит и т.д.

Разглядывая свои собственные фотографии (и, тем более, принимая участие в их изготовлении), малыш с большим удовольствием будет учиться говорить двухсловные фразы, чем по обычным картинкам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы и сами же на них отвечайте: «Смотри-ка, что делает Ваня? Ваня спит. А тут Ваня кушает». Когда малыш научится отвечать на вопрос:

«Что Ваня делает?», можно сделать альбомчик о маме и о папе («Папа сидит», «Папа читает»). Вот и двухсловная фраза готова!

Игры, направленные на развитие слухового внимания, помогают подготовить малыша к играм на развитие фонематического слуха. Фонематический слух это способность различать звуки речи на слух. Например, если вас попросят подсчитать количество звуков в слове СТОЛ, вы без труда скажете 4. Вот за эту способность человека и отвечает фонематический слух. Считается, что благодаря фонематическому слуху ребёнок не только учится чисто произносить звуки речи, но и овладевает чтением и письмом.

Игры с губками. «Трубочка»: покажите малышу, как нужно вытягивать губки трубочкой. Задача крохи — не только повторить за вами это

упражнение, но и удержать «трубочку» 5-6 сек. «Улыбка»: учимся улыбаться

и удерживать улыбку 5-7 сек. Затем чередуем упражнения «Трубочка» и «Улыбка».

Организуем домашние занятия по развитию речи

Многие слышали поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Для наших задач эта мысль подходит как нельзя лучше. Чтобы

предупредить любое нарушение речи, мама может сделать очень многое. Систематические занятия дома помогут нам в этом. Итак, для того, чтобы развить речь своего малыша как можно лучше и подготовить его к школе,

заниматься нужно не меньше трёх раз в неделю, а лучше — ежедневно по 15- 20 мин. Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, полочку с книжками и рабочими тетрадями, зеркало. Занятия должны нравиться ребёнку — это обязательное условие. Добиться этого не так сложно. Во-первых, выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует. Во-вторых, вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз. В-третьих, чувствуйте настрой малыша. Если игра кажется ему скучной — найдите ей замену, такую, чтобы поставленная цель всё-таки достигалась. Не стоит заставлять

маленького ученика заниматься насильно. Такие занятия неэффективны. Ведь, в конце концов, их можно перенести на улицу, на прогулку. Или проводить их не за столом, а сидя на ковре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения элементам грамоты детей с ОНР

Здесь вы можете познакомиться с опытом комплексного подхода при изучении букв с детьми 4-5 лет в логопедической группе детского сада....

Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1.     Дать теоретические представления об этапах работы п...

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 6-8 лет"

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 6-8 лет"...

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты"

В статье представлены рекомендации родителям для обучения детей старшей группы элементам грамоты. А также игры и упражнения, которые помогут сделать интересным процесс обучения....

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 3-4 лет

Как часто мы слышим от родителей желание выучить буквы с малышом. Но если вы зададите вопрос: "А что знает ваш малыш о звуках?", уверяю, в ответ будет тишина, или недоумение. А ведь как важно развиват...

Консультация для родителей «Обучение элементам грамоты детей 3-4 лет»

Как часто мы слышим от родителей желание выучить буквы с малышом. Но если вы зададите вопрос: "А что знает ваш малыш о звуках?", уверяю, в ответ будет тишина, или недоумение. А ведь как важн...