родительское собрание "В семье будущий первоклассник"
материал (подготовительная группа)

Проскурина Татьяна Николаевна

Подготовка ребенка к школе – проблема актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в её реализации имеет ваша позиция - уважаемые родители наших воспитанников!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie4.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Забитуйский детский сад»

(МБДОУ Забитуйский д/с)

Родительское собрание в подготовительной группе.

Тема

«В семье будущий первоклассник»

Форма проведения: круглый стол

Дата проведения:14.03.2025г.

Подготовил: Проскурина Т.Н.                                                                                                   воспитатель,                                                                                                                                   высшая квалификационная категория

Тема: « В семье будущий первоклассник»

Форма проведения: круглый стол

Аудитория родители, воспитатели, педагог - психолог

Количество участников: родители подготовительной к школе группе (22 ребенка)

Задачи:

1. Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

2.Проинформировать родителей о целевых ориентирах ФГОС Д О.

3.Определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе.

Ожидаемые результаты:

1.Повышена педагогическая компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.

2. Привлекли внимание родителей к социально - нормативным характеристикам возможных достижений ребенка.

3. Определены факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручены буклеты, памятки родителям дошкольников.

Информационно-техническое обеспечение:

1.Приветствие.

2. Задание: « Определите степень вашего беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением» (для родителей)

3. Видеоролик: «Зачем мне учиться в школе?»

4. Сообщение педагога – психолога: «Компоненты готовности к школе»

5.Буклеты: « Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе» (на каждого родителя).

6.Копилка вопросов от родителей на данную тему.

7. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (на каждого родителя).

8. Анкеты для родителей.

9. Памятки для родителей

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран, мольберт, полоски красного, синего, черного цвета.

 Логика проведения:

1.Вступительное слово воспитателя.(.)

В-ль: Для того, чтобы обозначить тему нашего собрания, я прошу вас разгадать загадки-синквейны(маленькое стихотворение,японское стих-е)

1.?

2.начальная, средняя

3.обучает,развивает,воспитывает.

4.Стоит дом,кто в него войдет, тот ума наберет.

5.Образовательное учреждение./школа/

1.?

2Дошкольная, боевая

3.проходит, заканчивается, идет.

4.Запас знаний и навыков

5.Тренировка/подготовка/

1,?

2.шустрый,ловкий и послушный

3.играет,плачет,растет.

4.они- будущие ученики

5.воспитанники/дети,ребенок/

Как бы вы сформулировали тему нашего  собрания(школа,готовность, ребенок/

Да, уважаемые родители, тема нашего собрания

«Готовность ребенка к школе»

Уважаемые родители! Все мы – и педагоги дошкольного учреждения, и вы, родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней. Подготовка ребенка к школе – проблема актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в её реализации имеет ваша позиция - уважаемые родители наших воспитанников!

Безусловно, вы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.

Сегодня мы вместе попробуем найти ответы на интересующие Вас вопросы. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы безболезненно пройти период начало обучения ребёнка в школе, как  обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

2.Задание: «Определите степень вашего беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением»

Давайте определим с вами степень вашего беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением. На ваших столах лежат цветные полоски:

Черная полоска – сильное беспокойство

Синяя полоска - умеренное беспокойство

Красная полоска- ощущение радости, чувство уверенности

Выберите полоску соответствующего цвета и обоснуйте свой выбор. От кого и от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя увереннее?

Высказывания родителей.

Игра «Корзина идей и пожеланий»

3.Мы определили степень нашего с вами беспокойства, а что думают и рассказывают ваши дети о школе. Ответы воспитанников подготовительной к школе группе на некоторые вопросы предлагаем послушать и посмотреть в рубрике «Говорят дети», если вы конечно не против ?

Видеоролик «Зачем мне учиться в школе?».

Обсуждение родителями мнений детей о переходе в школу и комментирование педагога – психолога.

4.Сообщение педагога – психолога «Компоненты готовности к школе»

.Интеллектуальная готовность

Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Коммуникативная готовность

Коммуникация – общение.

1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.

2.Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.

Важным компонентом школьной готовности считаютмотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

к школе;

учителю;

к учебной деятельности;

к самому себе.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу”. Но это “хочу” будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель как у брата” или “хочу красивый пенал”. Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

Эмоционально-волевая готовность

Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит т того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующей листок... В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.

А также:

- развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц);

- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять “выше-ниже”, “вперед-назад”, “слева-справа”);

- координация в системе “глаз-рука” (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам. В помощь вам, уважаемые родители мы приготовили для вас памятки.

5. Психологи выделяют разные виды готовности к школе:

Физиологическая готовность к школе

Физическое созревание организма.

Устойчивость к нагрузкам.

Гибкость в адаптации к новому режиму.

 Интеллектуальная готовность к школе

У ребенка должен быть запас определенных знаний.

 Он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее.

Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен. 

Психологическая готовность к школе

Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Развитие руки и развитие речи.

Созревание эмоционально-волевых процессов

Уважаемые родители, перед Вами перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.  

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

Физическое здоровье.

Развитый интеллект.

Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Выносливость и работоспособность.

Умение считать и читать.

Аккуратность и дисциплинированность.

Хорошая память и внимание.

Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Предлагаю вам высказаться, выразив своё согласие или несогласие с данной точкой зрения. ( Высказывания родителей).

6.Сейчас мы откроем «Копилку вопросов», которые вы приготовили и ответим на них.

 Ответы на вопросы

 Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?

Ответ: мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, головоломками, весёлыми задачками. На выполнение задания давайте ребёнку определённое время, научите его контролировать время с помощью песочных часов.

 Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

Ответ: не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

 Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома?

Ответ: давайте ребёнку небольшой объём занятий, не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме. Отвечайте на вопросы печатными буквами

Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься долго?

Ответ: если ребёнок не чувствует усталость, не расстраивается от того, что что-то не получается. Воспринимает учёбу, как привлекательное задание – строгих границ для занятий ставить не следует.

7.Уважаемые родители! Сегодня мы  с вами  поговорим о  программе внедрение ФГОС в ДОУ. Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес. Предлагаем вам ознакомиться с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования и на следующем заседании мы разберем пункты целевых ориентиров.

 Мы подошли к заключительной части нашего круглого стола.

Такие встречи традиционные в нашем дошкольном учреждении и для нас очень важно узнать Ваше мнение. И об услышанном сегодня мы предлагаем заполнить анкеты для эффективного взаимодействия с родителями в вопросах успешной подготовки ребёнка к школе.

Нам хочется верить, что встречая наших выпускников на пороге новой жизни, учителя с улыбкой скажут: «Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!». В заключении хотим пожелать Вам - родителям и, конечно же, нашим воспитанникам,  успехов и радости на трудной и увлекательной дороге к знаниям!

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны

проведённого круглого стола.  

1.ЧТО ПОБУДИЛО ВАС ПРИЙТИ НА МЕРОПРИЯТИЕ?

Дисциплинированность

Интерес к поднятой теме

Уважение к воспитателям

Любопытство

Возможное душевное успокоение

Настойчивые просьбы воспитателей

Не знаю

2. ПОЖАЛУЙСТА, ОЦЕНИТЕ, НАСКОЛЬКО ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ТА ИЛИ ИНАЯ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ В БАЛЛАХ: 3 – довольны, 2 – частично довольны, 1- не довольны.

Дискуссия

Обсуждение волнующих тем

Практические задания

Спасибо за сотрудничество!

Памятка для родителей, будущих первоклассников.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка  способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;

-проявляет ответственность за начатое дело;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

-эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.);

- имеет начальные представления о здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих первоклассников

Методика проведения родительского собрания...

Родительское собрание для будущих первоклассников "Речевая готовность к школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Р...

Презентация на родительское собрание школа будущих первоклассников

презентация на родительское собрание школа будущих первоклассников...

Сценарий родительского собрания «В семье будущий первоклассник».

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Конспект родительского собрания «В нашей семье будущий первоклассник»

Игра-дискуссия в группах для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе....