Лаборатория чудес
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Квест-игра
СОЗ по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Лаборатория чудес»
Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Способствовать развитию познавательных интересов;
Способствовать развитию умственных способностей, логического мышления, воображения;
Способствовать развитию речевой активности;
Формировать товарищеские и доброжелательные взаимоотношения.
Способствовать развитию мелкой и крупной моторики рук.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: 2 емкости с водой, свечи, листы белой бумаги А5 на каждого ребенка, магниты в коробке на каждого ребенка, монеты , контейнер с манной крупой, большой конверт с запиской, 5 конвертов с заданиями и цифрами ( 1.2.3.4,5) и частями пазла (медвежонок), коробка, два апельсина ( один в кожуре а другой без кожуры), карандаши по количеству детей, игрушка Медвежонок.
Методические приемы: Игровые, наглядные, словесные, эксперименты.
Ход СОЗ:
Вводная часть (мотивационная)
«Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).
В: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Давайте подойдем к столу, и я вам все покажу.
(Подходим к столу)
В: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать? (вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 5 маленьких конвертов). Вместо подарков лежит конверт (читает записку):
«Это я спрятал ваши подарки, но для того, чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку, букву от слова кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все буквы, то узнаете кто я» Подпись «Ваш друг..»
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только перед тем, как открыть первый конверт. вспомним правила безопасности:
(читает инструкцию)
«Можно:
думать, слушать, смотреть;
трогать и нюхать только с разрешения взрослого;
осторожно обращаться с приборами их можно не только сломать, но и пораниться.
Нельзя:
во время эксперимента кричать,
толкаться,
брать предметы без разрешения взрослого»
Основная часть.
В: Открываем конверт № 1
Вопрос 1: «Апельсин тонет в воде или нет?» (дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)
В: Для выяснения истины проведем эксперимент.
Опыт:
Возьмем стеклянный сосуд (банку), наполненный водой, и погрузим в него апельсин.
В: что делает апельсин? (ответы детей).
Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет.
В: В чем же тут дело? (мнение детей)
(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах).
В: Давайте рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. А сейчас, скажите: для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? (ответы детей)
Вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете.
Воспитатель: Что мы доказали? (что апельсин без кожуры тонет, а в кожуре плавает). Держите подсказку. (отдает конверт)
Воспитатель: Открываем конверт № 2
«Определи емкость с соленой водой»
Перед нами ёмкости с водой. В одной емкости вода соленая. Пробовать на вкус нельзя. Как найти солёную воду? Нам нужно вспомнить свойства соленой воды (ответы детей) Давайте попробуем пустить на воду эти кораблики (половинки картофелин с парусом) … Что произошло? В какой ёмкости вода солёная?
Вывод: солёная вода лучше удерживает предметы на поверхности.
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием?
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 3
«Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать. Я прошу вас нарисовать красивые картинки. Но рисовать вы необычным способом».
Ребята, чем же мы будем рисовать? (предположения детей).
Что для этого у нас есть (свечки). Можем мы этим рисовать? (ответы детей)
Опыт: Дети рисуют свечами.
В: Посмотрите, рисунок совсем не видно, как мы сможем его проявить?
Предположения детей.
В: Давайте закрасим ваши рисунки краской и посмотрим что из этого выйдет.
Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем.
Физкультминутка: «Очень дружно мы живем»
Очень дружно мы живем (показывают большой палец)
Мы по улице идем (маршируют на месте)
Если очень мы спешим, вместе быстро побежим,(бег на месте)
Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)
Если рядом нет кого-то мы поищем там и тут (наклоны)
Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)
Значит можно продолжать на вопросы отвечать (подходим к столу)
В: Ребята ,ну не чудо ли это?
Воспитатель: Открываем конверт № 4
«Однажды я путешествовал по пустыне и потерял монетки. Помогите мне их найти. Но при этом не опускать рук в контейнер.»
На столе стоит контейнер с манкой (пустыня). В манке спрятаны монетки.
В: Ребята, как можно найти монетки? (предположения детей)
В: Но у нас ничего нет. (дети находят коробку, в ней лежат магниты)
В: Что это? Для чего нужен магнит? (ответы детей)
В: Магнит – это предмет.
Который магнитным полем обладает.
Сил у него на многое хватает.
Чем крупнее магнит, тем шире его поле
И больше предметов он притянет по неволе.
В: Правильно, магнит притягивает железо. Монеты железные.. Мы сможем магнитом достать их?
Дети: Да
Опыт: Дети проводят магнитами над манкой и собирают сундуки.
Вывод: Магнит может притягивать железо на расстоянии.
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 5
В: Предлагаю ребятам подумать и ответить на вопросы:
- если в сосуде с водой появилась дыра, что случится с водой?
- можно ли сразу заделать образовавшуюся дыру?
Ребята высказывают свои суждения, предположения.
Обобщаю ответы: «Правильно, такой сосуд называют дырявым, и заделать такую дыру бывает обычно не так – то просто».
Вопрос: «А что будет, если полиэтиленовый пакет проткнуть чем – то, и это что – то не вынимать из образовавшейся дыры?»
Ребята высказывают свои предположения.
Предлагаю ребятам их предположения проверить на опыте. Простой полиэтиленовый пакет наполняем водой из крана, закрываем и протыкаем насквозь острыми карандашами.
Вывод. Пакет сделан из полиэтилена. Полиэтилен очень пластичный материал. Когда мы протыкаем полиэтиленовый пакет остро заточенными цветными карандашами, полиэтилен легко растягивается и как – бы обтягивает карандаш, не давая воде вытекать через образовавшееся отверстие.
Воспитатель: Задания все закончились. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.
Дети собирают пазлы в картинку. Это изображение игрушки медвежонок.
Воспитатель: Дети, кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это тот, кто спрятал ваши подарки. Посмотрите, в группе есть медвежонок? (дети ищут медвежонка)
Подходим к игрушке и находим коробку с подарками.. Возвращаемся в группу.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, мы нашли, кто спрятал подарки?( ответы детей)
Что вам, ребята, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)
А какое задание вам больше всего понравилось выполнять? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы «Здравствуй, лаборатория чудес».
Дать представление о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории; Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально ...

Открытый показ для родителей «Работа с детьми в лаборатории чудес»
Открытый показ для родителей«Работа с детьми в лаборатории чудес»...

До-21.12.2015года-Методическая разработка - Учебно – тематические планы ДОП «Лаборатория чудес» на три возраста дошкольников (с 4 до 7 лет).
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Наш сад работает по программе «Детство». И когда пришло осознание значения экспериментировани...

Конспект интегрированного занятия: «Лаборатория чудес».
Конспект НОД по познавательному развитию о пользе молока и молочных продуктов....

Совместная опытно-экспериментальная деятельность родителей и детей старшей группы «Лаборатория чудес и превращений»
Программное содержание:• Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях;• Продолжать знакомить детей со свойствами магнита, сырого яйца в воде;• Формировать умение выполнять задания в соотв...

Картотека действий с предметами в Мини- лаборатории «Чудеса на кухне» ( ранний возраст)
Мини-лаборатории представляют собой специфические зоны для совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности, с дополнительными отсеками предназначенными для оборудования при проведен...

Конспект экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес»
Воспитатель: Какая волшебная мелодия. Слушая ее, хочется сразу отправиться в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать?Ответы детей.Игровая мотивацияВоспитатель: Я тоже очень люблю путешествоват...
- Мне нравится (1)
