ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
статья (старшая группа)

Дьякова Елена Александровна

В статье описывается педагогический опыт воспитателя по нравственно-патриотиченскому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_dyakovoy_e_a.docx12.71 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Дьяковой Елены Александровны

Введение

Тема: «Воспитание нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников ».

 Дьякова Елена Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида» г. о. Саранск.

 Дата рождения: 08. 02 .1983 г.

Профессиональное образование: высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2009 г., специальность «Родной язык и литература с дополнительной специальностью «Русский язык и литература», квалификация «Учитель родного языка, литературы и учитель русского языка и литературы» № диплома 255431, дата выдачи 24.01. 2009 г.

Профессиональная переподготовка: ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников "Педагог 13.ру" по программе "Педагогика и методика дошкольного образования" от 1 ноября 2019 г., квалификация "Воспитатель"

Стаж педагогической работы (по специальности): 10 лет.

 Общий трудовой стаж: 15 лет

Наличие квалификационной категории: высшая квалификационная категория

 Дата последней аттестации: май 2024 г.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

 Люблю свой край, Мордовию мою!

 И с гордостью могу сказать, что я - мордовка!

 Дошкольников своих я этому учу,

 Быть с детства верным патриотом!

        В современном мире наиболее актуальна проблема воспитания у детей любви к своему Отечеству, своей Родине, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, экологический уклад жизни.

Мы все осознаем, что патриотизм выражается в гордости за успехи своей родины, в сопереживании её трудностям и несчастьям, в уважении к историческому наследию нашего народа, а также в заботе о сохранении народной памяти и национальных культурных традиций. Мне , как педагогу хотелось бы , чтобы мои воспитанники  больше знали о своём родном городе, стране, особенностях народных традиций, не были  равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе,  сострадали чужому горю.

Старший дошкольный возраст идеально подходит для воспитания патриотизма, потому что в это время у ребёнка формируются ценности, нравственные качества, развиваются эмоции и мышление. Дети начинают осознавать своё место в мире. Воспринимая окружающую действительность ярко и эмоционально, они сохраняют эти впечатления на долгие годы, что очень важно для развития патриотических чувств. 

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Что вдохновило меня заниматься этой проблемой?
Я выросла в мордовской семье, где с самого детства воспитывались патриотические чувства, любовь к своей Родине, к своей семье.С ранних лет я погружалась в изучение родного языка, традиций и культуры мордовского народа. Меня всегда привлекали мордовские народные предания, праздники, обычаи и жизненные устои. Так же, как мои родители передавали мне знания о наших корнях, я стараюсь делиться этими знаниями с собственными детьми, со своими воспитанниками,  стремясь воспитывать в них любовь к родине и гордость за своё происхождение.


Вот поэтому уже с детского сада надо начинать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей и вести её в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

В связи с этим я решила работать над этой проблемой.

3.Теоретическая база опыта.

   Цель моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию — создать условия, в которых дети смогут развивать патриотическое сознание, успешно адаптироваться в обществе, а также расти интеллектуально, нравственно и творчески через подходящие для их возраста занятия.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

1) воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;

2) формирование чувства бережного отношения к природе родного края;

3)  воспитание уважения к труду;

4)  развитие интереса к русским и мордовским традициям и промыслам;

5)  расширение представлений о родном городе;

6)  знакомство детей с государственными символами  (герб, флаг, гимн) России и Республики Мордовия;

7)  развитие чувства ответственности и гордости за достижения за свой народ;

8) формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

9) воспитание чувства уважения и благодарности к подвигам своего народа в годы ВОВ, к воинам Российской Армии.

  Рассмотрим направления моей работы:

1. Методическое сопровождение

2. Тематическое планирование

3. Создание развивающей среды

4. Проектная деятельность

5. Организация работы с детьми в разных видах деятельности 

6. Формирование сетевого взаимодействия с объектами социума

7. Взаимодействие с семьями воспитанников

   Новизна.

В своей работе я использую программы и методическую литературу по приобщению дошкольников к национальной культуре.

  1. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» изд. О.В. Бурляева и др.
  2. Хрестоматия к примерному модулю программы дошкольного образования "Мы в «Мордовии живём».

3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.

4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

5. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.

6. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005.

7. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.

8. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005.

9. Петрова В.И., Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.

4. Технология опыта.

        Приступая к работе по данной теме, я изучала и использовала методическую  литературу,  знакомилась с опытом работы многих педагогов, участвовала в конкурсах различного уровня по краеведению.

    Составила тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы воспитательно-образовательной работы

      На протяжении года обновляла развивающее пространство национального уголка «Мордовия - ты Родина моя!». Здесь дети могли ближе узнать родную страну и город, изучить символы государства, почитать книги, посмотреть иллюстрации, фотографии и карты. Дополнительно подготовила подборку дидактических игр, направленных на патриотическое воспитание. 

    На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями родного города, его историей и природой,  реализовали проект «Люблю свой край, Мордовию мою!» .

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого организовала беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, которые проводила  в мини-музее образовательного учреждения «Мордовская изба»  и  мини-музее, организованном в группе «Мордовский уголок».   В нем нами  совместно с родителями собрана коллекция кукол в национальной одежде, образцы изделий народного творчества и ремесла. (Лапти, деревянные игрушки мастеров Подлесной Тавлы, русские и мордовские матрёшки, игрушки национальных мифологических героев:Вирява, Ведява, Куйгорож), глинянные  игрушки. 

В уголке для родителей постоянно выставляются консультации, буклеты, памятки по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников.

Мероприятия по патриотическому воспитанию в группе приурочены обычно к празднованию соответствующих государственных и муниципальных праздников, таких как,  Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День России, День семьи, любви и верности, День города, День государственного флага, День народного единства. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому или чему он посвящен и зачем отмечается.      

       Например, при подготовке празднования Дня Победы мы проводили акцию «Стена Памяти», где дети и воспитатели приносили фотографии  своих ветеранов и участников ВОВ.  Каждый год участвуем в акции «Окна Победы», "Сад Памяти" .

Мои воспитанники и их семьи постоянно участвуют в различных республиканских, всероссийских и международных конкурсах по нравственно-патриотическому воспитанию, где занимают призовые места.           

   При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. Был проведён спортивный праздник "Тюштянь налксемат", где дети и родители познакомились с мордовскими защитниками- богатырями, с мордовскими народными играми и состязаниями.

    Большой вклад в развитие патриотических  чувств вносит проектная деятельность в группе. Были реализованы следующие проекты: " Защитники Отечества", "Мы помним! Мы гордимся!".В течении года реализуется долгосрочный проект "Люблю свой край, Мордовию мою!".Также проводится работа по индивидуальной проектной деятельности. Воспитанники совместно с родителями  выполняют мини-проекты по приобщению к мордовской культуре, истории и  традициям мордовского народа.Это мини-проекты на тему: "Животный мир Республики Мордовия", "Лиса - символ Республики Мордовия", "Спортивная  Мордовия", "Саранск - столица моей малой Родины", "Тавлинская деревянная народная игрушка"

  Была проведена экскурсия в пожарную часть МЧС , где сотрудники рассказали ребятам о своей профессии и продемонстрировали полное обмундирование пожарной машины и  пожарного.Ребята вживую услышали тревожную сирену и  увидели выезд пожарных машин на настоящий вызов.

   Ежегодно  в нашем детском саду проводится военно – спортивная игра «Зарница».  Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта. 

   Так же ребята участвуют в  спортивных мероприятиях разного уровня «День здоровья», «Лыжня России», «Малые  Олимпийские игры».

    Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

           Не забываем о народных праздниках. Отмечаем  их с песнями, танцами,  с хорошим настроением приобщаемся к традициям. Это Масленица, Пасха, Рождество Христово. 

         Также мною были разработаны авторские дидактические игры из фетра.Это многофункциональный развивающий игровой планшет "Игровая полянка" с комплекте с игрокубом "Деревня Липучкино", куда вошли такие дидактические игры , как "Дикие и домашне животные", "Дары Норовавы - богини плодородия", "Где живут мордовские богини?", "Промыслы мордовского народа".

Кроме основной работы воспитателя, я веду кружок «Обучение эрзянскому языку» в рамках дополнительного образования .Здесь также проводится работа по воспитанию у дошкольников патриотических качеств, приобщению их  к национальной культуре и языку. На занятиях дети знакомятся с мордовской речью, учат стихи и песни на мордовском языке.

Я надеюсь, что наша совместная работа с родителями в воспитании патриотов своей Родины будет плодотворной.

                      5. Результативность опыта.

Опыт моей работы показывает, что изучение русской и мордовской народной культуры, традиций формирует у детей чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории.Мои воспитанники становятся настоящими патриотами своей Родины.

Возрождение забытых национальных ценностей в нашем современном обществе – это и есть путь в воспитании преданности нашей Родине, гордости за неё.

Детство – это время, когда возможно искреннее соприкосновение с истоками народной культуры.

                 6.Адресные рекомендации по использованию опыта.

В ходе своей работы я стараюсь обмениваться опытом со своими коллегами. Провожу открытые просмотры своих занятий, мастер-классы для педагогов, выступаю на заседаниях педагогического совета, на конференциях, публикую свой опыт работы в международных сборниках.

Анализируя свою работу, можно сделать вывод, что правильное патриотическое воспитание ребёнка возможно только в том случае, если ты с любовью и уважение относишься к своему народу, своим корням. Дети это чувствуют и приобщаются к национальной культуре, становятся частичкой нашей многонациональной республики.

Данный опыт работы может быть использован педагогами образовательных организаций г. о. Саранск и районов республики .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...