Педагогическая находка воспитателя "Приобщение детей дошкольного возраста к традициям, культуре и языку мордовского народа посредством ознакомления с мордовской литературой с использованием литературы собственного сочинения"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дьякова Елена Александровна

В данной педагогической находке представлен опыт работы воспитателя  по приобщению детей дошкольного возраста к мордовской культуре, традициям и языку посредством ознакомления с мордовской литературой с использованием авторских произведений собственного сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_1.docx8.68 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Педагогическая находка   Дьяковой Елены Александровны

2. Тема: «Приобщение  детей дошкольного возраста к  традициям, культуре и языку мордовского народа посредством ознакомления с мордовской литературой с использованием произведений собственного сочинения»

 3.Помня историю своей Родины, историю своей семьи, почитая традиции и обычаи своего народа, только так мы сможем вырасти настоящими людьми, патриотами своей Родины, людьми достойными своих предков.

 Я не зря выбрала данное высказывание для своего выступления.

4 - 5. (анимация) На сегодняшний день проблема сохранения и возрождения национальной культуры актуальна.

 Воспитание настоящего патриота надо начинать с самого раннего детства. И такая задача лежит на нас, на педагогах.

6  - 7. (анимация) В течение нескольких лет, будучи  воспитателем в детском саду, я стараюсь работать над этой проблемой, так как сама я – патриот своей Родины. Что же натолкнуло меня на это?

8. Я родилась в мордовской семье, где с раннего детства изучала родной для меня эрзянский язык, знакомилась с традициями, культурой, бытом мордовского народа, с произведениями  мордовской сказительницы Серафимы Марковны Люлякиной, которые вдохновили меня на сочинение собственных произведений на мордовском и русском языках. Мне близки мордовский национальный фольклор, национальные праздники, обычаи и устои моего народа. Как мои родители передали мне знания о своих корнях, о моём народе, так и я делюсь ими со своими детьми, стараюсь воспитать в них истинных патриотов своей Родины.

 Писать собственные произведения я начала еще в школе и это мне было очень интересно. Принимала участие различных литературных конкурсах и занимала призовые места. Эта идея нашла продолжение в моей профессиональной деятельности. Получив филологическое образование и работая в детском саду,   я решила реализовать ее  в рамках инновационной проектной деятельности и кружка по  дополнительному образованию «Обучение эрзянскому языку».

9. Актуальность

Живя в Саранске, я не раз сталкивалась с равнодушием людей к мордовскому языку, нежеланием его изучать в школе, к изучению истории и культуры своего края. Я думаю, что причиной такого равнодушия является незнание своих корней, традиций и истории своего народа. Вот поэтому в  детском  саду  я начала  работу по воспитанию у детей устойчивого интереса к национальной культуре и вести её в тесной взаимосвязи с коллегами  и родителями.

Знакомство ребёнка с родной культурой с самого раннего детства, даёт нам возможность приобщить его к осознанию культуры своего народа, умению понять его, желанию сохранить и сберечь культурное наследие своей республики. Приобщая детей дошкольного возраста к культурному наследию мордовского народа, мы учим их уважать, гордиться землёй, на которой они живут.

 Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

10. Цель моей работы: приобщить  детей дошкольного возраста к  традициям, культуре и языку мордовского народа посредством ознакомления с мордовской литературой с использованием произведений собственного сочинения.

11. Перед собой я поставила следующие задачи: 

- знакомство  детей дошкольного возраста с произведениями собственного сочинения в рамках реализации этнокультурных компетенций в ДОУ;

- формирование познавательного интереса к окружающему  миру, к мордовскому (эрзянскому) языку, мордовскому фольклору, истории, музыке, изобразительному искусству на основе ознакомления с произведениями собственного сочинения;

- формирование у детей чувства любви к родине, культуре и традициям мордовского  народа;

- формирование  представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;

- развитие языковых способностей детей дошкольного возраста, позволяющих ориентироваться в звучащей мордовской речи;

- развитие эмоциональных, творческих качеств ребёнка, способностей к социальному взаимодействию;

- воспитание уважения к культурному прошлому России и Мордовии.

  12.( анимация) Работа по данному направлению  ведется с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение трех лет и корректируется  с учетом интересов детей и  современной жизни. Она строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

13-14. (анимация) В текущем учебном году работу по приобщению воспитанников к традициям, культуре и языку мордовского народа посредством ознакомления с мордовской литературой с использованием произведений собственного сочинения я веду  в средней группе. Совместно с детьми и родителями мы реализуем долгосрочный образовательный проект  «Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре и языку», а также реализуем индвидуальные творческие проекты, например фотопроект «Эрзяночка».

15-16-17-18 -19 ( помедленнее) Я использую произведения собственного сочинения на мордовском и русском языках  на занятиях при знакомстве детей с различными жанрами: считалки («Вейке, кавто, колмо, ниле..»).  заклички («Тундо, тундо курок сак», «Валт, валт пиземе!»), загадки, рассказы («Два Зайца»), сказки («Светофоронь царствась»), колыбельные («Удок, удок левкскинем…»), частушки ( «Эрзянь вишка тештинеть..»), тематические песни («Од ие!») и стихотворения («Авай, авай,  авинем!»),  которые включаем в содержание праздников и развлечений.  

   

19-20-21-22 (анимация) Формы работы, которые я использую - это:

  • Индивидуальная и подгрупповая работа;
  • Коллективно-творческая работа;
  • Выставка рисунков;
  • Работа с родителями;
  • Мастер-классы с педагогами;
  • Экскурсии;
  • Драматизация сказок;
  • Праздники и развлечения.

23.  Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • исследовательский;
  • практический;
  • проблемно-поисковый.

24. (анимация) Опыт

Применение мною  данного опыта показывает, что дошкольники проявляют большой интерес к знакомству с традициями, культурой и языком мордовского народа. Дети с любопытством разглядывают предметы старины, одежду, утварь мордовского быта, с  удовольствием посещают мини-музей ДОУ «Народная изба».

У воспитанников вызывают  интерес герои моих произведений, дети дают им характеристику, изображают их в рисунках.

   25.  Ожидаемые результаты:

В результате проводимой работы дети будут иметь представления:

  • об истории, культуре, традициях и  языке  мордовского народа;
  • о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;

Уметь:

  • строить короткий диалог на мордовском языке, составлять описание предмета;
  • рассказывать вместе с воспитателем  короткое произведение разных жанров;

26. (анимация)  Формы подведения итогов работы: Проведение праздников и развлечений совместно с родителями: «День эрзянского языка», «Тюштянь налксемат» и др.

Подводя итог  своей  работы, могу сказать одно, что правильное патриотическое воспитание ребёнка возможно только в том случае, если ты с любовью и уважением относишься к своему народу, своим корням. Дети это чувствуют и приобщаются к национальной культуре, становятся частичкой нашей многонациональной республики. Очень хочется верить, что когда они вырастут, то будут воспитывать своих детей в традициях нашего мордовского народа, будут бережно относиться к культуре, чтить свои корни.

27 . И своё выступление  я хочу закончить строчками, которые сама написала.

«Люблю свой край,

Мордовию мою!

И с гордостью могу сказать,

Что я – мордовка!

И малышей своих

Я этому учу.

Быть с детства

Верным патриотом!»                  

27.Спасибо за внимание. Сюкпря ваномань ды кунсоломань кис.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа»

Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа» из опыта работы...

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа

тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма" .

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма .       ...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре на музыкальных занятиях»

Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре на музыкальных занятиях»...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада»

laquo;Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической...