Статья "Метеостанция - одно из средств экологического воспитания в детском саду"
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Дьякова Елена Александровна

В данной статье описывается опыт использования метеостанции в детском саду, созданного педагогами своими руками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_meteostantsiya.docx401.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 127 комбинированного вида»

г.о. Саранск

«Метеостанция в детском саду-

одно из средств экологического воспитания дошкольников»

Подготовили: Воспитатели МДОУ

«Детский сад 127комбинированного вида»

Селякина Елена Александровна.

Тетюшкина Ольга Ивановна

Саранск, 2024

«Всё хорошее в людях - из детства,

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

        Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

                                                                   В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Актуальность

В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО (п.3.3) является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,

оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие детей в ДОУ должно быть направлено на приобретение опыта в ряде основных видов деятельности, в том числе и в сфере экологического образования. Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится безграмотной, расточительной, неправильной с точки зрения экологии, ведущей к разрушению. Все мы когда-то были детьми. И каждый из тех, кто разрушает природу, тоже был ребенком. Вот почему так важна и велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

С самых древних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека.

В условиях экономного финансирования ДОУ не может позволить оборудованную лабораторию или мастерскую. В связи с этим, у нас возникла идея создания на территории ДОУ «Детский сад № 127 комбинированного вида» г. Саранска метеостанции, чтобы дети могли на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за приметами, которые указывают на изменение погоды (народные приметы).

Проблема

Каждый день обычный человек покидает свое дом и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще – не значит лучше и интереснее. У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили оборудовать на территории ДОУ мини-метеостанцию.

Цели и задачи:

1. Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) на территории ДОУ.

2. Предоставление возможности познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.

3.Изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с изменениями в

окружающей среде.

Обоснованность достижения планируемых результатов

В процессе подготовки проекта к реализации мы постаралась трансформировать развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с темой проекта. Наш детский сад решил не останавливаться на общеизвестных способах экологического воспитания дошкольников. Мы решили шагать в ногу со временем. Инновационной для нас стала постройка на территории ДОУ метеостанции, которая стала важной составляющей частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Так собственными силами была создана на территории ДОУ метеостанция.

  1. Основные требования к организации  метеостанции.

  1. Метеостанция является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
  2. Метеостанция  должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовав систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
  3. Наблюдения на метеостанции можно проводить ежедневно.
  4. На метеостанции наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков замеряют с помощью осадкомера. Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова.

Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса.

  1.                                

  2.                               Словарик юного метеоролога.

Метеостанция – это площадка, на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

Метеобудка - служит для размещения метеоприборов.

Флюгер – прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра.

Солнечные часы– прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату.

  Гномон — древнейший астрономический инструмент, вертикальный предмет (стела, колонна, шест), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту Солнца.

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления(высокое давление означает хорошую погоду, низкое– облачную и дождливую).

Термометр – прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т. д.

Ветряной рукав – определяет силу ветра.

Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Осадки - влага, которая падает на поверхность земли, выделена из воздуха или почвы в капельном или твердом виде.

Снегомер - прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.

Компас - прибор для определения сторон света.

Гигрометр - определяет влажность воздуха.(в данном случае сосновая шишка)

Метеостанция  с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Метеорологическая будка сконструирована таким образом, чтобы термометры и другие приборы находились в приземном слое воздуха.

                                                                      

 Будка служит для защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации.

Самая необходимая вещь на метеостанции - термометр.

Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как  «холодно»,

«тепло», «жарко» и т.д. Один термометр расположен в метеобудке, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на внешней стенке метеобудки под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени. 

                                                                                                                           

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, он расположен внутри метеорологической будки, а также, им служит подвешенная к будке сосновая шишка. Если воздух сухой–она раскрывается, если влажный– закрывается.

Барометр  -  прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую)                                                                   

Ветряной рукав – это метеорологический прибор для определения силы ветра. Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси.                                    

Осадкомер – служит для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

                                                 

Снегомер -  прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.

Зачем осадкомер зимой?

Зима редко приходит и уходит строго по календарю. Зависит от региона. В любом случае, при правильном размещении метеостанции, осадкомер показывает точный уровень дождя, снега, града. Также показания этого прибора дополняют детские знания о видах осадков, понятием об их интенсивности.

Что делать с линейкой для измерения снежного покрова летом?

В нашем городе летом снега нет, это не повод забыть об этой линейке. Есть как минимум два способа использовать метеорологический измерительный прибор с пользой.

Уличный ростомер сэкономит время воспитателю и покажет, как быстро растут дошколята. Кто сказал, что измерять рост можно только у стены или в кабинете медсестры? На прогулке это даже веселее. Положите рядом тонкий коврик, чтобы дети становились на него босыми ногами. Так не придется делать поправку на высоту подошвы или каблучка.

Измеритель высоты газона. Наблюдайте вместе с малышами, за ростом травы на площадке. Обратите внимание детей, что после дождя рост ускоряется, а в засушливые периоды замедляется.

Солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату.            

 В пасмурную погоду предложите детям самим разгадать, почему сегодня на солнечных часах нет тени.                                                    

Зачем на метеостанции меловой стенд?

Чтобы упростить работу воспитателю и облегчить восприятие новой  информации для дошкольников. На стенде можно вести записи и рисовать.

Примеры:

  • рисуйте и изучайте с малышами условные обозначения осадков, тумана, изморози и т.д.;
  • показывайте вектором динамику температуры воздуха: стрелка вверх — жарче, чем вчера, стрелка вниз — холоднее;
  • прикрепите плакат с изображением всех времен года, чтобы дети определили по картинке, какая сейчас пора (нашли в окружающей их природе сходство с одной из картинок).

Пользуясь стендом, педагогу проще управлять вниманием группы. Дети адаптируются к обучающей среде, которая их ожидает в школе.

                                                                 

На невысоком металлическом шесте прикреплен флюгер (прибор для определения направления ветра).

Также на кормушке и метеобудке установлены вертушки, которые тоже показывают направление ветра.

                                         

Кормушка «Столовая для птиц» - предназначена  для кормления прилетающих птиц на метеостанцию.

     

                                                             Уход за метеостанцией

  • Метеостанцию следует содержать в чистоте и тщательно
  • Очищать от всякого мусора.
  • На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи,снега.
  • В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеостанции следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.
  • В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке.

С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.

Критерии и показатели эффективности реализации идеи

Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Знакомясь с природой и окружающей средой, ребенок учится мыслить, рассуждать, общаться, постоянно стремится к эксперименту, узнает и запоминает нормы экологического поведения.

При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянием растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения – все это важно для общего развития ребенка.        

                Направленность на обеспечение качественного образования

С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, научить их восхищенно смотреть на окружающую природу.

Образовательная инфраструктура – это современные условия реализации образовательной программы, где детям предлагается познать окружающий мир, а именно живую природу (растения и животные) и неживую (облака, ветер, солнце и т.д.). Для экологического воспитания дошкольников необходимо создание развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечит возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Знакомство и наблюдение за природой проходит на свежем воздухе. Так, в течение дня дети не сидят на одном месте, а все время находятся в движении, тем самым сохраняют свое здоровье. Ведь движение – это жизнь. Дети перемещаются по экологической тропе, используя стихи, пальчиковые игры, разнообразные подвижные игры, считалки, игры на развитие моторной памяти и внимания. Все это способствует развитию положительных эмоций.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Дети могут проявлять и развивать себя творчески, зарисовывать изменения в природе, погоду с помощью символов в свои дневники наблюдений, создавать свои мнемотаблицы для составления рассказов об окружающем мире, самостоятельно начинают рассказывать друг другу и родителям о происходящих изменениях в природе, предсказывать погоду. Таким образом, идет всестороннее развитие личности. Свои впечатления и полученные знания дети отражают в творческих работах (рисунки, лепка, аппликация). Отображение впечатлений способствует появлению творческих способностей детей. В творческой работе дети уточняют представления об окружающем мире, природе, благодаря этому активно ее познают. Стараются, как можно точно отобразить те или иные характерные природные приметы, признаки объекта природы, иллюстрируют их.

Лучшие работы участвуют в детских творческих конкурсах. Некоторые дети начинают самостоятельно (под контролем педагога) проводить экскурсии для сверстников и родителей по экологической тропе, предсказывать погоду для родителей, научно обосновывая с помощью полученных знаний.

В заключении хочется отметить, что наблюдения и исследовательская деятельность на метеоплощадке помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. Благодаря организованной работе на метеоплощадке у детей формируются такие понятия как «взаимодействие живой и неживой природы», «взаимодействие организма

со средой».

Целевые ориентиры дошкольного образования выступают основаниями

преемственности дошкольного и начального общего образования. Они

предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок

учебной деятельности, что гарантирует успешное обучение в школе.

                                             

Список использованной литературы:

Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57

Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа как средство эстетического воспитания в детском саду. Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького чел...

Презентация для педагогов "Труд как средство экологического воспитания в детском саду"

Презентация поможет сформировать цели и задачи по обеспечению трудового воспитания для каждого возраста воспитанников и  освещает основные напрвления и форы работы в этой области....

«Экспериментирование как одно из средств экологического воспитания»

Материал по теме: Опыт работы по теме «Экспериментирование как одно из средств экологического воспитания»...

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...

Методическая разработка интерактивный авторский кукольный спектакль «Синичкины друзья». (Рекомендован для дошкольников старшего возраста, как средство развития речи в экологическом воспитании в детском саду)

Авторская разработка детского кукольного спектакля "Друзья синицы" для практического использования при закреплении темы "Зимующие птицы" через применение главного инструмента общен...