«Экспериментирование как одно из средств экологического воспитания»
статья

Гордина Евгения Александровна

Материал по теме: Опыт работы по теме «Экспериментирование как одно из средств экологического воспитания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР – детский сад №101 «Жар-птица»

   

 Опыт работы

«Экспериментирование как одно из средств

экологического воспитания»

Подготовила:

 воспитатель

высшей квалификационной

категории

Гордина Е.А.

2019

    Экологическое воспитание  –  актуальная проблема настоящего времени: правильное экологическое мировоззрение и экологическая культура нынешних детей, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формировать у детей бережное отношения к природе – сложный и длительный процесс.  Я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.

Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста является экспериментирование.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе.

Основная цель педагогической идеи:  способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
• Формирование  у детей познавательной инициативы, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире. 
• Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа. 
• Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. 
• Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.          

Технологию экспериментальной деятельности применяю поэтапно,   ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона.
Работа ведётся по разделам:

  • Экспериментирование с песком, глиной
  • Экспериментирование с водой
  • Экспериментирование с воздухом
  • Наблюдение за жизнью растений
  • Человек
  • Экспериментирование с предметами
  • Экспериментирование с солнечным светом
  • Экспериментирование со звуком
  • Экспериментирование с электричеством

     В группе оборудован уголок экспериментирования, для проведения небольших открытий. Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». 

         Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе пособий к программе «Детство»: Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»; З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников

          Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.

          Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Незнайки. Он маленький, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «взрослого». 

         Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное,  ребята всё проделывают сами. На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. 

           Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

Исследовательская деятельность развивает  речевую активность дошкольников. Дети научились  составлять вопросительные и восклицательные предложения, отвечать на вопросы, передавать свои  чувства и мысли, понимать и использовать  в связной речи различные грамматические категории, обозначающие названия, действия, качества и помогающие  анализировать предмет и явление со всех сторон.

 Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
           Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

           Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

            Мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Я предлагаю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Куклы вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников.

Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать,
делать выводы, могут сами объяснить младшим товарищам  некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений.
            В  беседах с ребятами и наблюдении  за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования, намечаются пути коррекции воспитательно-образовательного процесса.

             Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, памятки. Родители  помогают  в оборудовании  уголка экспериментирования в группе и регулярно пополняют его  необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Семьи   воспитанников принимают  активное участие в экологических акциях: «Каждой пичужке – кормушку», «Огород на окне».

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
           Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
           Я уверена в том, что опытно - экспериментальная деятельность,  так же как и игровая, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать...

Лэпбук как одно из средств экологического воспитания дошкольников

Лэпбук как одно из средств экологического воспитания дошкольников...

Экспериментирование как средство экологического воспитания дошкольников.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является актуальнейшей проблемой современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны обра...

Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста".

Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста". Данный  мастер - класс поможет найти что-то но...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим в теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет...

Обмен опытом работы по реализации проекта на тему: «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников»

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину ...