Выступление на семинаре
материал
Использование здоровьесберегающих тенологий на занятиях по бисероплетению в ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий
на занятиях по бисероплетению»
Слайд 2.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Слайд 3.
Одной из современных педагогических технологий является арт-терапия, технология, которая позволяет лечить и развивать ребенка при помощи искусства и творчества.
Слайд 4.
В рамках дополнительного образования в нашем детском саду я выбрала кружок по бисероплетению «Волшебные бусинки» для детей старшего дошкольного возраста. Почему я выбрала именно этот вид рукоделия? Это новое, а все новое интересно детям. Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка. Переплетая бусинки, дошкольники непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается кисть, пространственное мышление, речь, мышечная память, формируется такие качества как усидчивость и терпеливость. Занятия бисероплетением требуют концентрации внимания, нагрузки на зрение и опорно-двигательный аппарат.
Слайд 5 – 6 – 7.
Бисероплетение - это еще и увлекательный для ребенка процесс создания из отдельных ярких бусинок разных изделий: животных, растений, человечков и превращение их в украшения, детали открыток, сувениры или просто игрушки. Вот такой, этот бисер. Будет ли ребенок в дальнейшем врачом, инженером, дизайнером, актером, успешным бизнесменом хорошо развитое воображение ему не повредит.
Бисероплетение можно отнести к активным формам арт-терапии. В связи с тем, что арт-терапия – это здоровьесберегающая и здоровьеразвивающая технология, она позволяет не только не ухудшить, но и улучшить состояние здоровья дошкольника.
Слайд 8.
В своей работе в рамках кружка по бисероплетению «Волшебные бусинки» я использую следующие здоровьесберегающие технологии :
- физкультурно-оздоровительную;
-технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Слайд 9 -10 .
1. Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, я провожу физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
Слайд 11.
Кроме того, перед работой с бисером я провожу пальчиковую гимнастику. Ее задачи – усилить кровообращение в кистях рук, повысить тонус тонкой мускулатуры, сделать пальцы более подвижными, ловкими. При выполнении пальчиковой гимнастики происходит настрой на занятие, усиливается мотивация, дети невольно становятся более сосредоточенными.
Слайд 12.
Еще одним видом физкультурно-оздоровительной работы на занятиях кружка является гимнастика для глаз. Поскольку работа с бисером и тонкой проволокой требует напряжения глаз, необходимо для предотвращения их утомления применять упражнения, способствующие их расслаблению. Такие упражнения я провожу ближе к концу занятия, уже после физкультминутки и следующей за ней практической работой. Это связано с тем, что во время динамической паузы дети успевают отдохнуть, но до конца занятия остается еще много времени, и почти все это время посвящено практической работе.
Обязательное использование физкультурно-оздоровительной работы на моих занятиях позволяет не только сохранить здоровье детей, что, собственно, является основной целью этого вида деятельности, но и предупредить утомление, повысить работоспособность и мотивацию детей, что, в конечном итоге, дает хороший результат.
Слайд 13 - 14 -15.
2. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. На своих занятиях по бисероплетению я использую легкую классическую, народную музыку, доступную для понимания детьми. Я специально не предлагаю детям мелодии песен, так как заметила, что слова песен отвлекают детей от непосредственной деятельности. На занятиях мы знакомимся с народной культурой своего народа.
Обязательным условием наших совместных занятий с детьми является доброжелательное свободное общение. Дети, зная, что всегда встретят понимание и отклик, по своей инициативе охотно делятся своим опытом, переживаниями. Это позволяет еще больше укрепить степень доверия детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.
Слайд 16.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация занятия.
В целом занятия по бисероплетению строятся по общей схеме занятий.
- Организационная часть.
- Объявление темы. Организация рабочего места. ( 2 минуты)
- Теоретическая часть. (10 минут)
- Беседа или рассказ по теме занятия -3-5 минут.
- Анализ изделия (в зависимости от сложности 3 минуты)
- Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3 минут).
- Физкультминутка. (пальчиковая гимнастика, упражнения для осанки)
- Практическая часть (7-8 минут)
- Физкультминутка (гимнастика для глаз)
- Практическая часть. Продолжение (7-8 минут)
- Заключительная часть. Уборка рабочих мест. (3 минуты)
Слайд 17.
Принципы здоровьесбережения, применяемые на занятиях по бисероплетению:
- Принцип не нанесения вреда.
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающегося.
- Принцип соответствия содержание организации обучение возрастным особенностям детей.
- Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
- Приоритет активных методов обучения.
- Принцип формирования ответственности детей за свое здоровье.
Слайд 18.
Формы здоровьесберегающих технологий
1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом занятии проводятся гимнастика для глаз, ритмические паузы, с музыкальным сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В группе компенсирующей направленности надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка.
3. Беседы и воспитательная работа с обучающимися.
4. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Старший дошкольный возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Во время занятий бисероплетением мышцы рук напрягаются и развиваются. Так как одинаковое напряжение невозможно, то физические упражнения должны быть направлены на симметричное расслабление одних мышц и напряжение других. Только так можно помочь организму в формировании правильной осанки.
Слайд 19.
В основе охраны труда и здоровьесбережения лежит инструкция, которая включает в себя:
- Общую технику безопасности.
- Технику безопасности перед началом работы.
- Техника безопасности во время работы.
- Техника безопасности по окончании работы.
Слайд 20.
Заинтересовать ребятишек, вовлечь в процесс плетения не составляет большого труда, но нужно ёще заинтересовать и родителей воспитанников. В начале года было проведено родительское собрание на тему «Влияние бисероплетения на развитие умственных способностей, творческого мышления и здоровья ребёнка», где рассказала им о пользе бисероплетения. Постоянно предлагаю консультации, памятки. Ведь, многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, не зная о пользе развития моторики рук.
Слайд 21.
Своим опытом делюсь с коллегами, провожу различные мастер-классы, где все с удовольствием знакомятся с бисероплетением. Данное занятие положительно влияет на нервную систему, где взрослые могут отвлечься от работы, успокоиться, отдохнуть.
Слайд 22 – 23.
Василий Алексеевич Сухомлинский сказал: «Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Научно доказан факт того, что дети, которые занимаются творчеством, намного расторопнее и целеустремлённые, нежели те, с которыми недостаточно занимались в детстве. Ну и, конечно, дети учатся не только делать подарки своими руками, но и дарить их и доставлять радость себе и близким.
Таким образом, бисероплетение для детей способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе педагогов ДОУ. Мне бы хотелось, чтобы педагоги использовали бисероплетение в работе с детьми.
Слайд 24.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....

Выступление на семинаре по теме "Ручной труд"
Выступление состоит из презентации и конспекта, в котором рассматриваются основные этапы работы для каждой возрастной группы детского сада по ручному труду, созданное на основе нового ФГТ. Освещенны о...
выступление на семинаре ДОУ по теме: Информационная безопасность детей
представлен текст выступления по теме с соответствующими слайдами, которые демонстрировались в ходе выступления...

Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год
Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и под...

Организация непосредственно-образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ (материалы выступления на семинаре)
Новые фогрмы организации НОД (а все новое - это незаслуженно забытое старое)...
Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»
В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"
В презентации рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...
