Организация непосредственно-образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ (материалы выступления на семинаре)
материал по музыке по теме

Плюхина Галина Михайловна

Новые фогрмы организации НОД (а все новое - это незаслуженно забытое старое)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар

«Организация музыкальной образовательной деятельности

в условиях реализации ФГТ»

Цель: представление  новых форм организации непосредственно образовательной деятельности в условиях введения ФГТ.

  Задачи :

- Познакомить коллег с ФГТ к организации воспитательно – образовательного процесса, в т.ч. по музыкальной деятельности.

- Мотивировать на активное использование современных форм  организации музыкальной деятельности на практике.

- Активизировать музыкальных руководителей на развитие творческого потенциала дошкольников.

23 ноября 2009 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 были утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

  1. если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
  2. акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.; программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

3)        решать поставленные цели и задачи предлагается:

- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

Отказ от учебной модели в детском саду предоставляет педагогам свободу в планировании непосредственно образовательной деятельности и допускает некоторые отклонения от привычной структуры музыкального занятия. Смещенный с занятий акцент позволяет  вынести определенные виды музыкальной деятельности или отдельные темы  за рамки стандартно организованного занятия в самостоятельную деятельность детей (через игры), в интегрированные  и комплексные занятия воспитателей, в специально организованную совместную деятельность (клубы, кружки, музыкальные гостиные, проекты и т.д.). К примеру, слушание музыки можно совместить практически с любой образовательной областью: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».  

Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГТ  требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Реализуя данный принцип, необходимо разобраться в сущности этих форм и уяснить  основные отличия их друг от друга. В различных школах и течениях современной педагогики разные авторы классифицируют занятия по различным основаниям.

Светлана Ивановна МЕРЗЛЯКОВА, заслуженный учитель РФ, автор программы «Воспитание ребёнка-дошкольника.Росинка» раз граничивает понятия «комплексные занятия» и «интег рированные занятия», опираясь на понятие художественного образа. В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочета ние материала (поэтического, музыкального, игрово го, познавательного) к одной теме. Таким образом, в содержании непосредственно-образовательной деятельности (НОД) вокруг темы «Осень» должен объединяться самый разнообразный матери ал - здесь присутствует совокупность природных яв лений в художественных образах.

В  случае, когда в основе содержания - тема или образ в одной тональности, можно говорить о взаимосвязи, взаимовлиянии, взаи мопроникновении (или об интеграции) различных ис кусств и видов детской (в данном случае художест венной) деятельности, работающих на создание од ного образа. В основе интегрированной деятельности  может лежать не только синтез искусств и художественной деятель ности дошкольников, она может быть напол нена другими видами деятельности. Инте грация может присутствовать и внутри музыкальной деятельности. Так, если дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движени ям, элементарному музицированию, музыкальному творчеству, то они, несомненно, глубже осознают ос новные средства музыкальной выразительности: ме лодию и ритм. Примерные темы такой формы непосредственно-образовательной деятельности: «Ритм - сердце музыки», «Музыка и настроение», «Вальс в му зыке, песне, движении, сказке».  Механизмом интеграции является образ, создавае мый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. Таким образом, интегрированные формы непосредственно-образовательной деятельности не толь ко обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельно го общения со взрослыми.

Комплексная форма организации НОД, как уже отмеча лось выше, может проводиться в связи с праздничны ми датами, наступлением или завершением того или иного времени года, другими событиями.  Интегриро ванная форма НОД, как более сложная по насыщеннос ти, требующая серьезной и систематической предва рительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, используется, как правило, один раз в квартал.

Нередко эти понятия разграничивают, исходя из задач, поставленных педагогом перед детьми. В комбинированной НОД  происходит совмещение дидак тических задач на обучение, повторение и закрепление знаний. Очень важное значение в структуре комбинированной НОД приобретают  соподчиненность и взаимосвязь ее состав ных частей, так как только успешное решение педагогических задач предыдущей части мероприятия позволяет переходить к после дующей, а итоговый эффект НОД достигается при реали зации целей, поставленных к каждой части.

На комплексно организованной непосредственно-образовательной деятельности решаются задачи двух и более ви дов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию и не  допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики. Сущность интеграции заключается в том, что посредством различного содержания и видов деятельности решается одна (основная) дидактическая или воспитательная цель.

Нетрадиционные формы организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ:

  1. -КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как литературная викторина).
  2. Театрализация (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).'
  3. Сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
  4. Консультации (ре6енок«консультант» обучает других детей).
  5. Взаимообучения (когда дети обучаются «по горизонтали», консультируясь друг у друга)
  6. Аукционы (проводятся, гак настольная игра «Ме неджер»),
  7. Путешествия.
  8. Концерты  (отдельные концертные  номера, несущие познавательную информацию).
  9. Дискуссии - диалоги  (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

А теперь предлагаем вашему вниманию посмотреть одну из нетрадиционных форм организации непосредственно-образовательной деятельности для  детей подготовительной группы.



Подписи к слайдам:

Группа молодых специалистов
Комплексная программа
ФГТ
Разделы, соответствующие определённым учебным дисциплинам или предметам.
Совокупности образовательных областей, в том числе «Музыка».
Цель: формирование знаний, умений и навыков.
Цель: формирование общей культуры, развитие качеств, обеспечивающих социальную успешность воспитанников.
Цель реализуется в процесса занятий , праздников, развлечений.
Цель реализуется в процессе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
включает в себя решение задач двух и более видов деятельности. При этом прослеживается четкая логика подбора упражнений на разные виды деятельности и сохраняется единая сюжетная линия занятия.
подразумевает решение одной (основной) дидактической или воспитательной цели посредством различного содержания и видов деятельности.
Нетрадиционные формы организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы

организации непосредственно

образовательной деятельности

в ДОУ

  1. КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как литературная викторина).
  2. Театрализация (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
  3. Сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
  4. Консультации-  взаимообучения (ре6енок «консультант» обучает других детей).
  5. Аукционы (проводятся, гак настольная игра «Ме неджер»).
  6. Занятия-сомнения (поиск истины – исследовательская дея тельность)
  7. Занятия - путешествия.
  8. Концерты  (отдельные концертные  номера, несущие познавательную информацию).
  9. Музыкальные гостиные.
  10. Диалоги  (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

               План работы семинара

  Цель: представление  новых форм организации непосредственно образовательной деятельности в условиях введения ФГТ.

   Задачи:

- Познакомить коллег с ФГТ к организации воспитательно – образовательного процесса, в т.ч. по музыкальной деятельности.

- Мотивировать на активное использование современных форм  организации музыкальной деятельности на практике.

- Активизировать музыкальных руководителей на развитие творческого потенциала дошкольников.

Ход семинара:

1.«Формы организации непосредственно образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ» выступление Плюхиной Г.М., муз. рук.  д/с № 52.

2. Практический показ занятия:

  1. -Слушание «Вальс» Д.Ньюман  – Пилипенко Н.С., муз. рук.  д/с № 46; Ягодина М.С. муз. рук  д/с № 35.
  2. -Пластические этюды (с атрибутами) –  Холзакова Ю.А. муз. рук.  д/с № 41; Клецова Е.А. муз. рук.  д/с № 32.
  3. -Озвучивание музыкальными  инструментами  – Трошина Н.А. муз. рук.  д/с № 41.
  4. -ИЗО-деятельность – Рудакова В.И. воспитатель д/с № 41.
  5. -просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Анастасия».

Нетрадиционные виды

организации

непосредственно

образовательной

деятельности

в ДОУ

( по Н.В.Тимофеевой, Ю.В. Зотовой)

Комбинированное занятие подразумевает совмещение дидак тических задач на обучение, повторение и закрепление знаний. Итоговый эффект занятия достигается при реали зации целей, поставленных к каждой части занятия.

Комплексное занятие  включает в себя решение задач двух и более ви дов деятельности. При этом прослеживается четкая логика  подбора упражнений на разные виды деятельности и сохраняется единая сюжетная линия занятия.

    Интегрированное занятие  подразумевает решение одной (основной) дидактической или воспитательной цели посредством различного содержания и видов деятельности.

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             



Предварительный просмотр:

        Что же делает

       праздник ярким

      и незабываемым?

  1. продуманный сценарий;
  2. выразительное оформление;
  3. использование нарядных

 костюмов и атрибутов;

  1. яркий персонаж;
  2. активное участие родителей;
  3. наличие сюрпризных

моментов.

       Методы повышения                                                                     эмоциональной

             активности

          (проф. С.А.Смирнов)

  1. Игровые и воображаемые ситуации.
  2. Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.
  3. Сюрпризные моменты
  4. Игры-драматизации.
  5. Элементы творчества и новизны.
  6. Юмор и шутка.

ГПО музыкальных

руководителей

Программа городского

 семинара по теме:

 Организация

праздников в ДОУ

Асбест 2012

Отзыв:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной партнерской деятельности – важнейшее условие реализации как основной части образовательной программы»

Данный материал интересен как для воспитателей, так и для старших воспитателей детского сада. В статье рассматриваются вопросы организации совместной партнерской деятельности, как правильно ее организ...

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО...

Доклад на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями...

Выступление на педагогическом совете ДОУ «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Доклад  на педсовете ДОУ о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального образования дошкольников....